Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Из Белоруссии растекается бензин

Дата: 23 марта 2011 в 13:31

Из Белоруссии растекается бензин

Белоруссия ограничила продажу бензина: спекулянты скупают дешевое топливо и вывозят из страны. Из-за этого белорусские заводы срывают экспортные программы и теряют шанс получить скидку на поставки российской нефти.

22 марта белорусский государственный концерн «Белнефтехим» объявил об ограничении продаж топлива на заправках, расположенных на приграничных территориях. Цель – не допустить вывоза нефтепродуктов за пределы страны.

Розничные цены на бензин и дизельное топливо в Белоруссии регулируются государством. По данным «Белнефтехима», автомобильное топливо в Белоруссии в 1,5-2 раза дешевле чем в соседних странах. А-95 стоит 3400 белорусских рублей за литр (31,7 российских рублей), А-92 – 3000 белорусских рублей (28 российских рублей), дизель – 2850 белорусских рублей (26,6 российских рублей).

Разница в ценах стимулирует спекулятивную скупку топлива на белорусских заправках. Граждане Белоруссии, живущие в приграничной зоне, пользуются упрощенными правилами въезда в Польшу, Литву и Латвию. Это и позволило организовать вывоз топлива в соседние европейские страны.

В январе-феврале продажи топлива на заправках Белоруссии увеличились на 28%, темпы роста в приграничных районах – выше. С начала года на приграничных АЗС Брестской области реализация дизтоплива выросла на 53% к январю-февралю 2010 года, в Витебской – на 27%, в Гомельской – на 98%. Динамика продаж бензина аналогична.

22 марта концерн «Белнефтехим» объявил: «В связи с повышением цены на нефтяное сырье на мировом рынке, происходит значительное и быстрое подорожание моторного топлива в странах-соседях Белоруссии. В связи с создавшейся ценовой ситуацией увеличился вывоз за границу качественного белорусского топлива, реализуемого на АЗС страны. Безусловно понимая, что Белоруссия является транзитным государством, и гарантируя полную обеспеченность населения республики автомобильным топливом по умеренным ценам, мы вынуждены принимать меры, соответствующие ситуации, для недопущения дальнейшего увеличения вывоза за рубеж бензинов и дизтоплива, приобретенных на АЗС республики, и причинения ущерба экономике страны».

По неофициальной информации, норма отпуска дизтоплива и бензинов будет составлять 20 литров на машину.

В госконцерне признают, что ограничения связаны с российско-белорусскими соглашениями в сфере экспорта нефтепродуктов.


«Рост вывоза за границу топлива, приобретенного на белорусских АЗС, не только отрицательно влияет на обеспеченность топливом белорусских потребителей, но и уменьшает возможность экспортных поставок нефтепродуктов белорусскими НПЗ. Данное обстоятельство, по согласованной формуле расчета цены, приводит к увеличению стоимости российской нефти, поставляемой в Белоруссию, что негативно сказывается на рентабельности работы нефтеперерабатывающих предприятий», – заявляют в «Белнефтехиме».

Главным поставщиком сырой нефти в Белоруссию остается Россия. В конце прошлого года официальная Москва отменила экспортные пошлины на поставки нефти в Белоруссию в обмен на ратификацию Минском соглашений о Едином экономическом пространстве.

Согласование новых формул цены в начале 2011 года заняло более месяца. Это поставило белорусские НПЗ на грань остановки. Поставки были возобновлены после того как Минск согласился выплачивать компаниям дополнительную премию – она составила $45 на каждую тонну.
Теперь, в связи с ростом мировых цен на нефть, «Белнефтехим» просит снизить премию в цене российской экспортной смеси Urals. Минск рассчитывает на возможность снижения премии при среднемесячных котировках Urals более $100 за баррель.

Но цена на нефть для Белоруссии будет зависеть от выполнения обязательств по перечислению экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет.

С начала 2011 года Минск должен перечислять России 100% сборов от пошлин на экспорт нефтепродуктов, полученных из российской нефти на белорусских НПЗ.

В прошлом году Белоруссия значительно сократила закупки нефти в России, частично заместив их поставками из Венесуэлы. В этом году Минск собирается купить в России 21,7 млн тонн нефти, а также рассчитывает получить по украинским трубопроводам до 4 млн тонн сырья из Азербайджана (в рамках своп-контракта с Венесуэлой).

«Белнефтехим» договорился с Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) о поставках в республику нефти Azeri Light по схеме замещения с сортом Santa Barbara. Но в марте прокачка нефти Azeri Light по нефтепроводам Одесса-Броды и «Дружба» в направлении Мозырского НПЗ была остановлена.

Источник «Газеты.Ru» в «Белнефтехиме» скептичен: «Мы не знаем, что будет завтра».

«Мы не знаем, как будут развиваться события потому, что российские нефтетрейдеры пока не собираются возобновлять переработку нефти на белорусских НПЗ на давальческих условиях. Соответственно, белорусским НПЗ приходится самостоятельно закупать нефть для переработки. Из-за премии к цене нефти, которую обязалась платить Белоруссия, российским компаниям выгоднее продавать нефть в Белоруссию, а не поставлять ее на переработку на белорусские НПЗ. Белорусской нефтеперегонке, наоборот, оптимально, чтобы давальческая нефть составляла не менее 50% от всей нефти, поставляемой на переработку.

У НПЗ нет валюты, чтобы самостоятельно обеспечить загрузку мощностей на 100%. Ситуация усугубляется ростом мировых цен на нефть», – сказал источник «Газеты.Ru».

Сотрудник одной из минских АЗС сказал «Газете.Ru», что получил «указание начальства»: «Не психовать и ничего не «крутить»: в Минске ограничений по объему на заправках не будет.

По сообщению сайта Газета.ru