Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Начало нового десятилетия XXI века совпало со знаковым событием – 20-летием Независимости Республики Казахстан (В.Вишниченко, депутат Мажилиса, член Совета Ассамблеи народа Казахстана, кандидат исторических наук)

Дата: 23 марта 2011 в 13:51 Категория: Новости политики

Опора и достояние республики. Начало нового десятилетия XXI века совпало со знаковым событием – 20-летием Независимости Республики Казахстан

 

Сегодня все мы можем гордиться тем, что за прошедшие годы наша страна благодаря усилиям народа и политической воле Первого Президента республики – Лидера Нации стала сильным государством, общепризнанным региональным лидером с устойчивой экономикой, развитой административной и стабильной политической системами. В стране осуществлены глубокие реформы во всех областях жизни и деятельности общества и государства. Четко обозначен вектор дальнейших преобразований на предстоящее десятилетие – Программа форсированного индустриально-инновационного развития и вхождения в число 50 конкурентоспособных стран мира.

Казахстан стал полноправным членом международного сообщества, выдвинул целый ряд глобальных инициа­тив, успешно реализуемых в настоящее время. Возглавив в 2010 году ОБСЕ, республика с триумфом осуществила задачи председательства, обеспечив принятие исторической Астанинской декларации. Тем самым обеспечено глобальное признание успешности казахстанского пути развития, уникальности отечественной модели обеспечения мира и согласия. Благодаря этому навстречу своему будущему мы идем окрепшей, достойной страной с единым и сплоченным народом.

Следует признать, что пройденный путь не был усыпан розами. И это естественно, поскольку постсоциалистическое развитие Казахстана, как и других независимых государств, – сложный и противоречивый процесс.

Последовательно проводимый в стране курс на политическую демократизацию и экономическую либерализацию неизбежно создает новые отношения между этими двумя компонентами и одновременно активно способствует росту национального самосознания, что неизбежно влияет и на межнациональные отношения. На IV сессии Ассамблеи народов Казахстана в 1997 году Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что в первые годы независимости конфликтный потенциал в межнациональных отношениях в республике был достаточно велик. Более того, в экономическом плане республика находилась у края пропасти.

Именно поэтому в тот сложный и ответственный период исключительно важно было оперативно создать не только прочную базу для экономического возрождения страны, но и законодательную основу для солидарного предоставления прав и свобод представителям всех этносов, а также надежный механизм их реализации. Кроме этого, нужно было четко и однозначно ответить на целый ряд закономерных и непростых вопросов. В частности, каковы перспективы казахстанского общества в целом? Останется ли оно многонациональным или постепенно будет дрейфовать в сторону моноэтничности? Во-вторых, как будут складываться взаимоотношения между казахской нацией и другими этносами Казахстана? Какая роль будет отведена в развитии культуры представителей этнических диаспор, проживающих в Казахстане? Вопросы эти были далеко не праздными, ведь в республике проживали и проживают сегодня представители около 140 этнических групп.

Анализируя некоторые результаты сложного переходного периода, можно с уверенностью констатировать: благодаря четко выверенной политике Главы нашего государства нам удалось найти адекватные ответы на поставленные жизнью вопросы. Мы исключили вариант создания мононационального государства, выступали и выступаем против нивелирования, растворения одного этноса в другом и, главное, не пошли по тупиковому пути отстранения государства от решения межнациональных проблем, отказа от защиты национальных интересов казахского народа.

В чем же суть и особенность казахстанской модели полиэтнического государства сегодня? Конституция Казахстана изначально закрепила положение, и оно неукоснительно соблюдается, о запрещении какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, языка, отношения к религии. Во-вторых, Президентом страны на заре независимости была своевременно выстроена четкая политика в сфере меж­этнических и межконфессио­нальных отношений, создан (в 1995 году) и впоследствии (в 2007 году) конституционно закреплен специальный орган – Ассамб­лея народа Казах­стана, представляющий и последовательно отстаивающий интересы представителей всех этнических общностей страны. И не случайно к опыту работы Ассамблеи сегодня проявляют все больший интерес многие международные государственные институты и неправительственные организации. Для изучения деятельности АНК в Казахстан приезжали представители США, Франции, Великобритании, Германии, Турции, Финляндии, Испании, Австрии, Армении, Литвы и Китая. Неоднократно о позитивном опыте нашей страны отзывались генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и верховный комиссар по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек, подтверждая, что казахстанская модель заслуживает внимания и может рассматриваться в качестве важного элемента в выстраивании межэтнических отношений на системной основе.

Во многом эта модель изначально выстраивалась «снизу» на основе возрождения языков и культур казахстанских этносов. А институционализация этнополитики протекала на основе творческого взаимодействия институтов гражданского общества – этнокультурных объединений и государства, а не стала результатом акта администрирования «сверху».

Сегодня все этнические группы в Казахстане имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Они выступают не в качестве официально позиционируемых национальных меньшинств, а рассматриваются как этносы – равноправные и неотъемлемые части народа Казахстана.

Эта уникальная черта сложилась благодаря традиции толерантности государствообразующего казахского народа. Свидетельством тому является и конституционная реформа 1995 года, когда в преамбулу Основного закона нашей страны были включены слова: «Мы, народ Казахстана…», ставшие основой этнической модели государства. В контексте такого подхода в отечественной практике и нормативной лексике широко применяется понятие «межэтнические отношения», а не отношения, к примеру, связанные с национальными меньшинствами.

Представительство интересов казахстанских этносов в органах власти и управления осуществляется как на основе их прямого участия в этих органах, так и на основе делегирования через АНК. С принятием в 2008 году Закона «Об Ассамблее народа Казахстана» она превратилась в один из уникальных ключевых элементов политической системы Казахстана, обрела конституционный статус и представительство в высшем законодательном органе республики. Как известно, после проведения в 2007 году в стране конституционной реформы нижняя палата Парламента – Мажилис – формируется на двухуровневой основе. Первый уровень – пропорциональная система, характерная для большинства демократических стран мира. В рамках ее 98 мандатов получают представители политических партий. И второй уровень – избрание девяти депутатов Ассамблеей народа Казахстана. Несомненно, это соответствует Лундским рекомендациям ОБСЕ по расширению представительства национальных меньшинств в общественно-политической жизни.

При этом Казахстан не пошел по пути квотирования представительства по этническому прин­ципу. Депутаты Парламента, избранные ассамблеей, представляют интересы всей совокупности казахстанских этносов, а не узкоэтнические интересы. Это позволяет проводить единую этническую политику в общенациональном масштабе. А тот факт, что председателем ассамблеи является Президент Республики Казахстан – гарант Конституции страны, а решения сессий ассамблеи подлежат обязательному рассмотрению государственными органами и должностными лицами, свидетельствует: этнические группы Казахстана сегодня обладают всеми необходимыми инструментами реализации своих интересов.

Что касается отношения к разнообразию религиозных воззрений, то Казахстан был и остается эффективной международной диалоговой площадкой в этом аспекте. По инициативе Президента страны в республике проведены уже три Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Неоднократно проводились и всемирные форумы духовной культуры. При этом одним из краеугольных камней в политике межэтнического согласия в республике является опора на религиозные и национальные традиции казахского народа. Они, как показывает жизнь, характеризуются высокой степенью веротерпимости, толерантности, готовностью без отчуждения принять культурные традиции других народов. А это и есть фундамент, первооснова для развития межэтнического и межконфессионального диалога. Поэтому не случайно в Законе «Об Ассамблее народа Казахстана» в качестве важнейшей цели обозначена задача обеспечения межэтнического согласия в республике при консолидирующей роли казахского народа.

Относительно языковой политики Главой государства обозначен и неуклонно осуществляется принципиально новый подход – реализация масштабного культурного проекта «Триединство языков». Его цель – массовое овладение казахстанцами тремя языками: казахским, русским и английским. Развитие казахского языка имеет первостепенное значение как языка государственного. Сфера его применения постоянно расширяется. В соответствии с Конституцией республики в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык, который был и останется в перспективе языком межнационального общения. Овладение же английским языком, безусловно, поможет казахстанцам активнее интегрироваться в международное экономическое и образовательное пространство.

С принятием в 2010 году Доктрины национального единства республика получила долгосрочный концептуальный документ, определяющий дальнейшие подходы в реализации национальной политики, в том числе языковой.

Сегодня все мы являемся очевидцами того, что в целом ряде государств деятельность политических и экономических институтов разбалансирована, а задача и перспективы достижения внутриполитического мира и стабильности все еще остаются под большим вопросом. Казах­стан же во главе с Первым Президентом страны, умело соединяя мудрость Востока и динамизм Запада, демонстрирует умение находить здоровый баланс между экономической и политической модернизацией, между решением вопросов внутренней и внешней политики, между ближайшими и долгосрочными интересами страны. Причем ключевыми приоритетами государственной политики были и остаются укрепление общественного согласия, гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений.

«Благополучие народа, мир, политическая и экономическая стабильность, толерантность многонационального и многоконфессионального Казахстана, юридически оформленная государственная граница, добрые отношения с соседями – это то, что мы вместе создали за годы независимости Казахстана и чем по праву сегодня гордимся», – именно так, емко и лаконично, обозначил наше главное достояние на открытии второй сессии Парламента IV созыва Глава государства. И, как следует из его январ­ского (2011 года) Послания народу Казахстана, мы и впредь будем проводить эту генеральную линию. Поскольку именно такой подход позволит справиться с вызовами времени и гарантирует дальнейшее поступательное продвижение Казахстана в число ведущих мировых держав.

Валерий ВИШНИЧЕНКО,

депутат Мажилиса,

член Совета Ассамблеи народа Казахстана,

кандидат исторических наук

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz