Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Япония станет сильнее и богаче

Дата: 23 марта 2011 в 16:11

После страшного землетрясения и цунами Япония станет ещё более могущественным государством. К такому парадоксальному, на первый взгляд, выводу приходят сегодня многие эксперты. На чём строится прогноз? И как это повлияет на экономику Петербурга?

— Нынешняя трагедия для Японии может обернуться выходом страны из длительной стагнации, в которой она пребывает уже более 15 лет, — считает руководитель известного международного аналитического центра Андрей Диргин. — Сегодня ВВП Японии составляет 5,5 триллиона $, это третья экономика мира. А ущерб от землетрясения предварительно оценивается 150 млрд $. Ясно, что страна с такими резервами легко преодолеет все катастрофические последствия разбушевавшейся стихии. Более того, станет сильнее и богаче. Секрет прост: значительные средства будут направлены именно на развитие инфраструктуры. Дороги, мосты, производственная база начнут создаваться с нуля на основе новейших технологий. В итоге государство полностью обновит свои и без того высокие мощности и станет ещё более конкурентоспособным.

Одно «но»: если не усилится опасность радиации.

Примечательно, что в эти дни курс японской иены к доллару вырос до максимальной с 1995 года отметки. Дело в том, что японские инвесторы дружно переводят активы в национальную валюту — чтобы в трудное время оказать финансовую поддержку своей стране.

У нас, случись что, такое даже представить сложно.

— Когда произошло землетрясение, многие говорили о катаклизмах на мировом рынке, — продолжает Андрей Диргин. — Ведь японская экономика, по сути, «подпирает» американскую. Страна Восходящего солнца является крупнейшим экспортёром США, наполняя силой её государственные ценные бумаги.

Известно, что американцы любят тратить и не склонны копить. Японцы — наоборот. Производят намного больше, чем приобретают. Японская домохозяйка, зная, что в следующем месяце стиральный порошок подешевеет, ни за что не станет покупать его сейчас. Она минимизирует расходы, а генеральную стирку отложит на потом. Так и страна. Многие годы инфляция на нуле, а йена остаётся стабильно дешёвой к мировым валютам.

Россия в этой ситуации — не самый крупный игрок. Товарооборот между нашими странами сегодня составляет всего 10 процентов, это около 20 млрд долларов. Наша страна не входит даже в десятку крупнейших торговых партнёров Японии. Но перспективы есть. Прежде всего, это касается производства и импорта японских автомобилей.

— Землетрясение остановило почти 90% мощностей автомобилестроения в Стране Восходящего солнца, — говорит старший аналитик известного международного аналитического центра Спартак Соболев. — Заводы были разрушены частично либо полностью. Цунами страшным ударом снесла сервисный центр Nissan в префектуре Мияги, временно закрыла все 12 заводов Toyota. Тем не менее эти компании уже через несколько дней после катастрофы объявили, что не сорвут поставки комплектующих за рубеж. 21 марта они возобновили производство отдельных деталей, а с 24 марта планируется начать сборку автомобилей.

Для Петербурга это имеет особое значение. Японские машины у нас традиционно пользуются хорошим спросом. На город на Неве приходится 10% общероссийских продаж некоторых престижных марок. В Шушарах собирают популярную Toyota Camry, а Nissan делает сразу три модели. Что сейчас?

— Все иностранные производители, имеющие мощности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, пользуются льготным налогообложением и полностью ориентированы на российский внутренний рынок, — подчеркнул Спартак Соболев. — Поэтому снижение импорта японских машин возможно, но прежде всего моделей, которые не выпускаются в России. Однако и это падение будет краткосрочным. Потому что Япония может быстро консолидироваться и нарастить выпуск на других своих зарубежных предприятиях. Что касается производства японских машин в нашем регионе, то инвестиционные планы предусматривают постепенный рост продукции. Конечно, перебоев не избежать. Это связано и с огромными разрушениями, нагрузкой на транспорт, потребностями внутри страны. Дефицит и проблемы с поставками, скорее всего, наступят к маю-июню.

У нас своя специфика. Сегодня появляются опасения, что вскоре ряды «бэушных» авто пополнят «утопленники». Якобы жители Приморья уже начали «охоту» за унесёнными волной иномарками, которые прибивает к берегу. Вспоминают и наводнение в Европе, когда на питерском рынке появились десятки машин с песком в моторах.
— Вала на этот раз не будет, — уверен председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов. — Учтём, что в Японии правостороннее движение. Не думаю, что «умельцы» будут вкладывать большие силы и средства в переделку. Хотя восточных регионов России это всё-таки коснётся. Но и нам стоит быть начеку. Во-первых, посмотреть на дату и страну ввоза автомобиля. Если машину привезли в марте из Японии — внимание следует удвоить. Во-вторых, тщательно всё проверить на сервисе. Даже при самой качественной чистке салона следы воды до конца скрыть не удастся. Кроме того, «утопленника» легко отличит любой опытный электрик.
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты