Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Новое язычество — в старые меха

Дата: 23 марта 2011 в 16:13

В последние годы в лесах через костры начали прыгать странные люди в рубашках в русском стиле. Иной скажет: «Масленицу празднуют!» Но, позвольте, какая Масленица может быть в июне или в октябре? Да и не христиане это вовсе. Это — наоборот — так называемые родноверы, или неоязычники. Неоязычество — явление недавнее, однако уже успевшее изрядно «нашуметь». Неоязычество (новое язычество) бывает не только родноверским, псевдославянским (об этом язычестве позже), неоязычники бывают разные
Возникновение неоязычест-ва (нового язычества) связано сразу с несколькими моментами. Во-первых, интересом к романтической истории и древней религии.
Прежде всего, это относится к истории древней и раннесредневековой Европы. Это и скандинавские саги, и сказания о короле Артуре, и легенда о Беовульфе и т. д. Достоверных письменных источников о жизни викингов, кельтов или друидов не так уж много, и их место занимают романтические литературные произведения. Во-вторых, становлению неоязычества способствовало развитие экологического сознания, борьба за сохранение окружающей среды. Людям кажется, будто их далекие предки жили в полной гармонии с природой, относились к ней бережно и любили ее. Хотя, скорее всего, особое внимание древних людей к природе было вызвано огромной зависимостью от ее капризов, пугливо-боязливым отношением к ее могуществу. Наконец, сегодня многих не устраивает суетность современной цивилизации и неоднозначная история современных религий.
А вот в ХХ столетии стали возникать группы людей, стремящихся к обычаям, традициям и верованиям древних, которые существовали еще до распространения единобожия — в первую очередь христианства. Иначе говоря — к язычеству. Неоязычество имеет для своих последователей самое разное значение. Это и религия, и философия, и образ жизни. Как движение оно не объединено и не централизовано, не имеет четкой структуры, и это является одним из ключевых факторов его привлекательности. В движении нет своих гуру или новообращенных. Неоязычники — независимы и автономны.
Основу религии неоязычников легко найти в любом мифологическом словаре. Тут и многобожие, и поклонение силам и духам природы, и попытка слиться с природой. Как правило, последователи древних богов и богинь стараются по-вторять не только ритуалы и под-ражать предкам в одежде, именах, песнях. Важное значение имеет и волшебство — как одно из занятий древности. Социологи из США утверждают, что около половины неоязычников страны считают себя колдунами и ведьмами, а в России — еще и ведунами и волхвами.

Дикий праздник
Первой формальной неоязыческой организацией в США стала «Фереферия», основанная в Калифорнии в 1957 году Фредом Адамсом, в то время студентом. Адамс был художником и антропологом, изучал мифологию и античную культуру.
«Фереферия» (название происходит от латинского «дикий празд-ник») была замысловатой, ориентированной на богиню-природу системой, которая призывала остановить технологию и вернуться к мирному, свободно устроенному вегетарианскому обществу. Организация сначала получила известность как «Братство Геспарид». В качестве лидера группы Адамс создал все обряды и записи «Фереферии», включая календарь, основанный на языческих сезонах. Он видел спасение человечества в поклонении божественной женщине. Кроме того, Адамс выступал в защиту культа плодоносящего дерева, которое, по его словам, было намного продуктивнее, чем поле. Он рассматривал это дерево как «Стража Жизни». Изобрел он и термин «экопсихика», описывая, как человечеству следует относиться к окружающей среде. Как и многие другие группы неоязычников, «Фереферия» подчеркивала значение «Матери-богини», делая акцент на девственнице Коре, или Персефоне (богине весны). Эта девушка, по Адамсу, была игривой, чувственной и эротичной. Он призывал людей вернуть себе чувственность через природу, вернуть ту связь, что была утеряна в результате индустриализации.
Адамс и его тогдашний партнер леди Светлана создали в своем воображении уравновешенную совершенную планету, которую населяет только миллиард неагрессивных людей, живущих группами по тысяче человек и питающихся фруктами, ягодами, орехами и овощами. Города, по их мнению, следует заменить культурными центрами, в которых люди должны собираться для поклонения богам и просто празднований. Адамс и Светлана «пророчествовали», что численность населения будет регулироваться контролем над рождаемостью и природными катаклизмами.
Обряды «Фереферии», связанные с поклонением природе, проводились на открытом воздухе, в пространстве, ориентированном на четыре кардинальные точки и Полярную звезду. Первый такой праздник был проведен в 1959 году в городе Сьерра-Мадре. К началу 1970-х годов в «Фереферии» было всего около 50 активистов. Фред Адамс очень строго относился к вновь вступающим. Организация существовала до конца 80-х годов ХХ столетия.

Святилище круга и овала
Вслед за «Фереферией» последовало множество подобных организаций. Наибольшее влияние на развитие язычества в США оказали группы «Церковь во имя миров» и «Языческий путь». Обе подчеркивали свое особое отношение якобы к проблемам экологии. Появились языческие культы и в Старом Свете. Так, в Ирландии (одной из самых привлекательных стран для исследователей европейской дохристианской и внеантичной культур) было создано «Братство Исиды» (кстати, совершенно никакого отношения к Ирландии не имеющей!). Количество сторонников этой организации в 1986 году достигло шести тысяч человек в 57 странах.
Одной из самых больших сетей неоязыческих организаций является «Святилище круга». Оно было основано в 1974 году в американском штате Висконсин Селеной Фокс и Джимом Аланом. Сейчас «Круг» предлагает многочисленные услуги, включая обеспечение международных связей между людьми, интересующимися язычеством и мастерством ведьм. В 1988 году группа помогла западногерманским неоязычникам провести первый европейский языческий фестиваль.
Фестивали вообще очень популярны у неоязычников и колдунов. Ежегодно проводится большое количество праздников на улице, обычно совпадающих с одним из шабашей (по средневековому поверью — ночным сборищем ведьм). Самый большой языческий фестиваль в США — международное собрание язычников и медиумов. Проводится он летом во время солнцестояния на частной земле в Висконсине. Собрания на этом фестивале — не открытые и требуется заблаговременная запись. Часть платы за регистрацию идет в фонд «Святилища круга». Для фестиваля на неделю создается «волшебная деревня». Участники разбивают лагерь и несут общую ответственность за содержание деревни. В центре зажигают костер и поддерживают его в течение всего собрания. Право проводить ритуалы также делится между участниками. Дети до 18 лет не могут посещать собрания без сопровождения взрослых или должны иметь письменное разрешение родителей или опекунов.

От Вики до Асатру
Селена Фокс оказала серьезное духовное влияние на развитие неоязычества. Нынешние идолопоклонники на Западе часто цитируют ее «Клятву языческому духовному сообществу». «Я — язычница, и я посвящаю себя тому, чтобы направлять духовную энергию моей внутренней сути на помощь и исцеление других и самой себя… Я знаю, что являюсь частью Целого, составляющего природу. Пусть мое понимание целостности природы будет возрастать. Пусть я всегда буду идти в равновесии с природой… Да использую я свои психические цели мудро и никогда не использую их для целей агрессии или злобы. Да буду я всегда заботиться о том, чтобы Богиня или Бог во всех их формах пребывали во мне».
В современном западном нео-язычестве выделяются следующие основные направления: Асатру (нордический культ), друиды, поклонение богине Вике. Плюс к этому существует множество культов, возрождающих древнегреческие традиции (например, Аполлон и его гробница), религию Древнего Египта, верования англосаксов и т. д. Последователи культа Асатру используют элементы дохристианских религий Скандинавии. Многим знакомы главные божества этого верования — Тор, Один, Фрей. Приносят новые викинги и жертвы, но не животных (как это было у прародителей), а мед и пиво. Изучение древних письмен — рун — одна из программ движения Асатру. Друиды, поклонявшиеся деревьям и якобы обладавшие удивительными знаниями во многих областях науки, также нашли продолжателей во многих странах. Много последователей и у культа Вики. Они используют верования и пантеон древних кельтов. Некоторые направления Вики — лишь для женщин, другие — для мужчин, но большинство ритуальных практик отправляется и теми и другими.

Советские язычники
В Советском Союзе первые «язычники» появились еще в 1960 — 1970 годах. Они собирались за городом, надевали русские костюмы. При этом в язычество ударялись вовсе не хранители веры дедов, не сельские жители. Неоязыческое движение в основном представляет городская интеллигенция, люди в возрасте от 20 до 40 лет. В годы перестройки неоязычество получило новый импульс.
В 1989 году Валерий Емельянов, автор скандальной книги «Десио-низация», и Александр Белов создали Московскую языческую общину. В декабре состоялось первое ее собрание с так называемым «рас-крещиванием», то есть с присвое-нием новых дохристианских имен: Властимир, Лада, Зверополк, Доброслав и тому подобное. Кстати, эта практика продолжается до сих пор.
Многие исследователи отмечают тот факт, что в отличие от западных «собратьев по вере» русские неоязычники густо насыщают свой культ националистическими(!) и политическими мотивами. Русские язычники часто объявляли себя приверженцами дохристианской славянской, «русской» или «славяно-арийской веры». А ведь сведений о дохристианской религии славян сохранилось очень и очень не-много. Недостающую информацию «новые славяно-арийцы» черпают из исландских саг и индийской ведической литературы, изучают руническую магию и литовские заговоры. И не удивительно, что многие боги, ритуалы и предания явно придуманы самими славянскими неоязычниками или взяты из современных художественных произведений, написанных в стиле фэнтези.
Среди наиболее распространенных мифов, родившихся в среде современных язычников, миф об ариях. Его пропагандой в 90-е годы успешно занимались идеолог Н. Гусева и писатель-эзотерик А. Дугин. Согласно этому мифу нация славян появилась давным-давно в Арктике, где тогда был чуть ли не тропический климат. Арии — древнейшее имя русского народа, утверждают неоязычники. Арктические славяне будто бы имели раз-витое хозяйство и культуру и даже будто бы изобрели первую письменность. Затем эти арии переместились на Южный Урал, где создали цветущую и могучую арийскую цивилизацию. Оттуда они двинулись в Индию и в конце концов стали распространять свет ведического учения и другие достижения культуры среди народов Евразии. (Отметим, что появление настоящих ариев в Индии официальная историческая наука относит ко второй половине II тысячелетия до нашей эры. Это были иранцы — жители Причерноморских и Прикаспийских степей, а вовсе не славяне).
Как известно, арийцами, вышей расой, себя называли германские национал-социалисты, фашисты, чем совершенно дискредитировали сам этот термин. С тех пор слово «арии», или «индоарии», употреб-ляется только по отношению к этносу, проникшему в Индию, но ни в коем случае не по отношению к индоевропейской семье народов!

Без истории, но зато с «Велесовой книгой»
Главным источником «откровений» неоязычников служит «Влесова (Велесова) книга», сфабрикованная русскими эмигрантами в начале 50-х годов ХХ столетия. В ней говорится о далеких передвижениях скотоводов под водительством «первопредка Оря» (от его имени и выводится название народа). Вот что говорят «потомки ариев» об этом произведении. Автор полного перевода «Влесовой книги» на современный русский язык — Александр Асов (он же Барашков и Бус Кресень) — называет ее «священным писанием славян» и утверждает, что она была записана — вырезана на буковых дощечках — новгородскими жрецами в IX веке.
«Влесову книгу» якобы обнаружил во время Гражданской войны в заброшенном имении под Харьковом белый полковник Федор-Али Изенбек. Книга представляла собой россыпь деревянных дощечек с вырезанными на них письменами, близкими к кириллице. После разгрома Белого движения полковник оказался в Брюсселе, где в 1924 году показал дощечки другому иммигранту — литератору и историку-любителю Юрию Миролюбову, который от руки скопировал текст с дощечек. В тексте сфабрикованной «Велесовой книги» содержались «сведения» о славянах и их предках, начиная примерно с V века до нашей эры по IX век от Рождества Христова, об их столкновениях с готами, аланами и гуннами, о богах и обычаях. Там же якобы содержались положения, близкие к индийским ведам. (Отсюда постоянное желание неоязычников связать древних славян с индийцами, они называют свою религию «ведической»).
По утверждению Миролюбова, весь архив, включая дощечки, был изъят гестапо, после чего следы его теряются. И естественно, у Миролюбова остались только рукописные копии. В ноябре 1953 года в полусамиздатовском русском журнале «Жар-птица» в Сан-Франциско появилась первая заметка о том, что «отыскались в Европе древние деревянные дощечки V века с ценнейшими историческими письменами о древней Руси». Автором заметки был секретарь сан-францисского Русского музея ассиролог Александр Кур. Ему Миролюбов стал присылать свои копии и переводы, перепечатанные на машинке (разумеется, современным русским шрифтом, не передающим всех знаков кириллицы). Название «Влесова книга» для дощечек Изенбека первым употребил именно Кур.
После смерти Юрия Миролюбова в 1970 году с его архивом, с разрешения вдовы, работал украинский эмигрант Николай Скрипник. Он отправил в Россию ксерокопии всех собранных (в том числе и нигде не опубликованных) текстов. В России они были изданы в 1990 году сотрудником Пушкинского музея О. Твороговым. Он развивал аргументацию более ранних исследований о неподлинности текста. Не верили в подлинность «Влесовой книги» и такие выдающиеся историки, как академики Д. Лихачев, Б. Рыбаков, В. Янин.
Тем не менее, в последние годы «Влесова книга» выходит все в новых переводах. Популяризируют ее в основном деятели «патриотической» ориентации. Ряд неоязычников откровенно говорит, что дело вовсе не в подлинности, а в роли, которую она выполняет для движения.
Вот что писал об этой книге в своей статье «О профессиональной и любительской лингвистике» академик А. А. Зализняк: «Поддельность этого сочинения не вызывает у профессиональных лингвистов никакого сомнения. Я не буду здесь заниматься обоснованием этого, скажу лишь, что подделка необычайно груба и примитивна. Сочинитель был крайне невежествен в том, что касается древних языков, не имел никакого понятия о том, как языки изменяются во времени. Он представлял себе язык древних славян просто как смесь современных языков — русского, церковнославянского, украинского, польского, чешского и т. д., и именно так строил свой текст. Кроме того, он произвольно искажал слова, заменяя в них буквы, добавляя лишние слоги, обрубая концы и т. п., — в наивной вере, что все это создаст впечатление древности.
К сожалению, как и в случае с другими сочинениями лингвистов-любителей, фальшь здесь хорошо видна только профессиональным лингвистам. Неподготовленный читатель и ныне может оказаться в плену примитивных выдумок о том, как древние русичи успешно сражались с врагами уже несколько тысячелетий тому назад. В нынеш-нее время, характеризующееся активным расшатыванием общест-венного доверия к выводам науки, низкопробная подделка, именуемая «Велесовой книгой», увы, продолжает в какой-то степени использоваться распространителями нелепых исторических фантазий русоцентрической направленности».
Суть язычества, по мнению его идеологов, в том, что это не вера, а ее отсутствие. Дескать, настоящие славяне ни в кого не верят — они славят родовых богов. В язычестве нет ни канонов, ни запретов, ни ересей. Каждый волен сам толковать обряды как кому заблагорассудится.
Впрочем, веру во многих славянских богов неоязычники часто совмещают со своеобразным «единобожием». В качестве единого бога у них выступает пантеизм, то есть обожествление самой природы. Особое внимание уделяется также Солнцу. Древние или стилизованные народные заклинания, молит-вы, народная медицина, использование свойств камней и растений — все это идет у неоязычников в ход. Большое внимание уделяется празд-никам.
Поклоняются неоязычники и богам древних славян. Так, в Санкт-Петербурге, на одном из холмов посреди жилого массива сооружено капище Перуна. Оно представляет собой дубовое четырехликое изваяние Перуна, окруженное четырьмя бревнами. По четырем сторонам света святилище окружают «световиды», сложенные из четырех шестиметровых бревен квадраты с камнями посередине, за которыми наклонно врыты в землю деревянные головы «стража-волка» Семаргла.
Неоязычники резко негативно относятся к христианству и православию. По мнению идолопоклонников, христианство — привнесенная извне чужеродная идеология, которая ничего, кроме закабаления, русскому народу не принесла. Скептически относятся язычники к таким христианским заповедям, как покаяние, смирение, воздаяние.
Однако они забывают, что само наше огромное государство из разрозненных славянских и неславянских племен возникло под влиянием Православия, под стягом Спаса Нерукотворного.

А неоязычники против?
Вот что пишет о новых славянских язычниках известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев в книге «Россия и новое язычество»: — Советские учебники истории говорили о славянских язычниках только хорошее (мол, даже рабовладения у них не было). Но никаких текстов с изложением своих взглядов они не оставили. Так что, если хочешь, отрасти волосы, покрась их в блондинистый цвет, свяжи тесемкой — и неси от имени «Сварога» и «Перуна» что хочешь. Это неизвестный мир, в котором можно утвердить свои собственные законы. Мир мерт-вый и потому неспособный сопротивляться завоевателю. И можно (родноверам) самим решать, «символом» чего будет «Даждьбог», какие жертвы надо приносить русалкам, и сколько жен можно вводить в свой дом.
Это и есть главная причина, по которой люди, неспособные к дисциплинированию своей мысли и своего сердца, вдруг объявляют себя «русскими язычниками». Беда в том, что свое собственное бессилие они выдают за проявление «мужественности»; свою неспособность жить в реальной России, России, чья история пронизана православием, они выдают за некое преимущество, которое у них якобы есть перед христианами. На самом же деле это обычные эмигранты. Просто кто-то уезжает из России в Израиль, а кто-то — к «кривичам».
И это не такие уж и разные направления. Западные (и «прозападные») «общечеловеки» весьма приветствуют распространение любого язычества. Все что угодно — лишь бы без Христа. Тут «гражданская религия» США вполне созвучна чаяниям язычествующих русских «националистов». Различие у них лишь в аргументации. С точки зрения «общечеловеков», строящих «новый мировой порядок», православие должно быть устранено потому, что оно слишком агрессивно, слишком укоренено в прошлом и слишком сопротивляется нормам «политической корректности». А с точки зрения неоязычников православие должно быть устранено потому, что оно слишком миролюбиво, слишком пассивно, неагрессивно и недостаточно укоренено в прошлом.
«Неоязычники», клянущиеся в любви к русскому народу, на самом деле этот народ презирают. Не с народных былин и не колыбельных начали они свой путь к языческим кострищам, а с масонско-оккультной макулатуры (Блаватской, Штейнера, Рерихов и т. п.). Если бы они любили русский народ и были воспитаны на его преданиях, то они полюбили бы и православие. А они, видите ли, отказывают народу в доверии. Мол, народ предал «веру дедов» и тысячу лет шел не в том направлении. Что ж, господа националисты, извольте узнать английскую (уж простите) поговорку: «Любишь меня — люби мою собаку!». Любишь русский народ? — так изволь полюбить и то, что этот народ полюбил всем своим сердцем. Пойми и полюби то, за что этот народ отдавал свои жизни. Скажите, господа «националисты», патриотично ли поступил св. князь Михаил Черниговский, отказавшись пройти через языческий «очищающий огонь» в ставке татарского хана и приняв смерть с именем Христа на устах?
Любить человека — значит принять и то, что для этого человека дорого и им ценимо. Так и любить русский народ — значит принять то, что сам этот народ считает своей высшей ценностью. А что именно русские считали своей высшей ценностью — было хорошо видно в любом селе: над нищими избами с земляными полами возносила свою главу колокольня с золотым крестом. И это отнюдь не было следствием «притеснения» и «эксплуатации».
Да, было и двоеверие. В тех же селах были и ворожеи, и знахари... Люди, бывало, этими языческими «спецами» пользовались. Но — не служили. Служить Богу они шли в христианский монастырь. Слов «о душе» и «о Боге» ждали от христианского монаха.
Не понимая внутреннего строе-ния русской души, неозычники не понимают и всего хода русской истории. Им никак не удается совместить свое обвинение христианства в «пацифизме» с тем довольно-таки значимым обстоятельством, что Русь стала мировой державой, Империей именно в христианский период своей истории. Либералы высмеивают «русскую леность» (мол, в русских сказках все мечты про скатерть-само-бранку да самодвижную печку — как будто в немецких сказках все мечты — про двенадцатичасовой рабочий день!), не замечая, что это, очевидно, от лености Россия «распухла» на шестую часть суши. Неоязычники также не ведают, как им справиться с этим весьма неудобным для них обстоятельством.
Сопоставьте плюс к этому еще несколько исторических фактов. Славяне считаются ариями? Да. Где прародина ариев? Евразийская степь. Арии были кочевниками-скотоводами? Да. Но где же оказались первые русские государственные образования? В лесной зоне между Карпатами и Окою. Что это значит? Да то, что славяне-язычники были выдавлены из родных степей в леса более сильными евразийскими племенами. И только православные славяне смогли вернуть себе контроль над «дикой степью» и над землей общей арийской прародины.
Впрочем, за одно мы можем быть благодарны неоязычникам. За их честность. Они открыто делятся своими мечтами о том, какому геноциду они подвергнут христиан. Открыто пишут о том, какие кровавые жертвы они будут приносить своим старо-новым богам. Благодаря их откровенности снова становится ясно — от чего именно христианство спасло мир.

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»