Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Когда пиар похож на пар

Дата: 24 марта 2011 в 08:13

Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, Виктор КРЫГИН, «Око», 18 марта

Больше месяца прошло после завершения в двух столицах седьмой зимней Азиады. На ее подготовку и проведение была затрачена гигантская сумма из бюджета – 245 миллиардов тенге. Как потрачены эти деньги? Ответа пока нет. По-прежнему остаются без ответа и вопросы относительно финансирования базы лыжного спорта с комплексом трамплинов в Щучинске и технического обоснования этого проекта. Несмотря на публикации и письменные запросы «ОКО», чиновники от спорта хранят горделивое молчание.
АО «Исполнительная дирекция Организационного комитета (AWAGOC) VII зимних Азиатских игр 2011 года» до сих пор не отчиталось по структуре и эффективности расходования 245 млрд тенге, выделенных на проведение столь грандиозного спортивного мероприятия. Хотя руководство дирекции обещало это сделать в течение месяца. Нет ответа и на проблемную публикацию нашей газеты «Миллиарды на ветер» от 25 февраля. Напомним, речь идет о целесообразности строительства еще одного (помимо алматинского) дорогостоящего комплекса трамплинов для прыгунов-лыжников. Причем строительства в природной зоне, где роза ветров и зимние морозы не соответствуют стандартам проведения международных соревнований по данному виду спорта. В этой связи мы вынуждены еще раз вернуться к теме финансирования супердорогих спортивных проектов и мероприятий, отсутствия прозрачности в расходовании бюджетных и спонсорских средств. На официальном веб-сайте Азиады-2011 нет ни намека на финансовый отчет AWAGOC. Ни по структуре расходов, ни по доходам от продажи билетов на соревнования и от проведения иных коммерческих акций. Единственный зримый эффект от Азиады на улицах Астаны выражается в обилии горожан, облаченных в фирменные бело-голубые пуховики с символикой Игр.
Впрочем, 10 марта AWAGOC на своей пресс-конференции предоставил слово своему международному телевещателю – австрийской компании «Roket Media Communications» и ее гендиректору Майклу Грабнеру. Главной «фишкой» отчета стал показ 26-минутного имиджевого видеофильма об итогах Азиады и в целом о Казахстане, который, по словам телевизионщиков, за период, прошедший после Игр, показали по 450 телеканалам в различных странах мира. За баталиями Азиады-2011, по словам М. Грабнера, на нашей планете следило 1,3 миллиарда телезрителей! Суммарное эфирное время, уделенное 541 мировым телеканалом казахстанской Азиаде, составило 1 миллион 617 тысяч 76 часов. Финальным аккордом стал документальный фильм на канале «Евроньюс», показанный на 10 языках в 182 странах мира. На этом же канале в дни Игр выходила программа Focus, посвященная зимней Азиаде. Правда, за прокат видеоматериалов вещатель (а значит, мы с вами) заплатили кругленькую сумму в 9,6 млрд тенге. Столько стоила налогоплательщикам «картинка об Азиаде» для зарубежного зрителя. Понятно, что перепроверить все эти цифры, озвученные иностранным посредником, весьма затруднительно, приходится верить на слово. По словам вице-президента АО «Исполнительная дирекция оргкомитета 7 зимних Азиатских игр 2011 года» Абзала Алибекова, которого цитирует информагентство BNews.kz, на подготовку и проведение Игр было израсходовано 35 млрд тенге. Это «по предварительным финансовым результатам» и «без учета строительства объектов». При этом чиновник уточнил, что церемония Игр открытия обошлась стране в 5,25 млрд тенге, церемония закрытия – в 1 млрд тенге.
Отчитавшись «по имиджу», оргкомитет Игр объявил о старте помпезного месячника под лозунгом «30 дней после Азиады – итоги и перспективы». И пообещал, что готовящийся отчет исполнительной дирекции по итогам проведения зимней Азиады будет обязательно представлен «заинтересованным министерствам и ведомствам, а также республиканским и зарубежным СМИ». Что ж, можно заранее предсказать: отчет администраторов самого расточительного шоу в новейшей истории Казахстана удастся на славу. К слову, даже после Азиады ее AWAGOC продолжает тратить немалые средства. Например, на издание столь дорогой для функционеров от спорта книги на трех языках, в которой красочно повествуется об успехах Азиады в целом и ее оргкомитета в частности. Как заявили в пресс-службе оргкомитета, данная книга «будет первым письменным отчетом AWAGOC перед Исполкомом Олимпийского совета Азии». Словом, очередная «картинка на экспорт».
Косвенным итогом прошедшей Азиады можно считать общественный и инфраструктурный подъем, наблюдавшийся в Алматы и Астане. Но и он сходит на нет. С 30 января по 6 февраля в южной столице действительно царил почти образцовый порядок. Вот и руководители AWAGOC не раз отмечали: проведение спортивного форума благотворно скажется и на развитии города, его экологическом и транспортном благоустройстве, привлекательности для иностранных туристов, доступности спортсооружений для простых горожан. Минул месяц, и благие эти пожелания сейчас вызывают у алматинцев лишь горькую усмешку. К примеру, в дни Азиады воздух в мегаполисе стал чище потому, что с улиц исчезли самые старые и особенно дымящие автобусы. Меньше стало и иногороднего транспорта, а 1500 водителей были привлечены к административной ответственности за нарушения норм токсичности.
Теперь работа эта прекращена, состояние выхлопных газов автомобилей при въезде в город уже не контролируется, а центр, как и прежде, перегружен автобусами, которые зачастую дублируют маршруты друг друга. Десятки автобусов приходят в центральную часть города и уезжают почти пустыми. При этом муниципальный автопарк, о котором без конца трубилось, на деле оказался маломощным: два десятка автобусов, работающих на газе, «растворены» в общей коптящей массе.
После Азиады по-прежнему заработал и «скотный рынок», прозванный так потому, что возле него прямо у дороги круглый год на самодельных площадках забивают животных. На время Игр стихийная торговля здесь была прекращена и бойни пустовали. Зато теперь в этом районе все та же вонь, а внутренности забитых животных валяются где попало. В целом по городу примеров стихийной торговли и антисанитарии (как в период до Азиады) – десятки!
Накануне и во время Игр не узнать стало алматинский аэропорт. Лучшим международным стандартам стала соответствовать система предполетного досмотра пассажиров. Азиада отгремела, и все меры контроля на входе в здание аэропорта закончились. Видимо, теракт в Домодедово никого ничему не научил. На выходе из аэропорта прежние заторы, создаваемые таксистами. При этом автобусная остановка опять перенесена за 500 метров, и тащить чемоданы в такую даль никому не хочется. Заметьте: стоимость проезда в такси до города раньше составляла 1000-1500 тенге. Но после Азиады она выросла почти вдвое, а с иностранцев берут от 5 тысяч тенге и выше.
Теперь о Медео и Шымбулаке. После отъезда участников Азиады никакого людского наплыва здесь не наблюдается. Для большинства алматинцев отдых в этих местах – слишком дорогое удовольствие. На Медео за двухчасовое катание надо заплатить 1600 тенге (плюс тысячу за прокат коньков). Еще круче цены на горнолыжном комплексе. Выдаются либо пятичасовые, либо суточные абонементы, хотя для большинства новичков вполне хватило бы и одного часа, чтобы пару раз прокатиться. Если на всех известных европейских горнолыжных курортах действуют скидки для студентов и школьников, то на Шымбулаке им приходится платить по полному тарифу. Лишь очень состоятельные родители могут обучать своих детей в местной горнолыжной школе. Даже не бедные иностранные туристы не горят желанием отдыхать на лоне наших гор.
Слов нет, природа и сами горнолыжные трассы отличные! Но эти достоинства перечеркивает отвратительный сервис. Столовые (их правильнее назвать забегаловками) встречают вас ресторанными ценами. Большой проблемой становится найти туалет. Работавший во время Азиады травмпункт сейчас закрыт, и спасатели, в случае травмы или ЧП, вынуждены на попутках отправлять людей в городские больницы. Даже первичная медпомощь здесь не оказывается. А что делать, если отдыхающий получит тяжелую, угрожающую жизни травму?
С каждым днем все меньше доверия вызывает гондольная дорога, которую еще недавно рекламировали как одну из лучших в мире. Протяженность ее велика, но ведь главный критерий – безопасность. А он-то как раз вызывает сомнения. Гондолы опасно раскачиваются, часто останавливаются по ходу движения на 5-10 минут. Поэтому видно, как бригада строителей в минусовую температуру заливает бетоном несущие опоры гондольной дороги. Прямо во время перевозки пассажиров. Если вы выбираете автомобильный проезд до Шымбулака, это обойдется еще дороже. Только за место на автостоянке придется заплатить 5 тыс. тенге. Итак, цены в Шымбулаке – как в Альпах. Но сервис – как у нас. Зазывать сюда иностранных туристов – бесполезно. Но и наши любители зимнего отдыха его также не жалуют. Если хозяева горнолыжной базы (как и катка Медео) будут в первую очередь думать о наживе, положение не изменится.

По сообщению сайта Nomad.su