Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Безудержный рост тарифов: оправдан ли?

Дата: 24 марта 2011 в 11:01 Категория: Новости экономики

В «АиФ» регулярно поступают звонки и письма от читателей, встревоженных стремительным ростом коммунальных платежей.

О том, неизбежен ли рост тарифов, что включено в себестоимость жилкомуслуг и есть ли будущее у ЖЭКов, в ходе онлайн-конференции рассказал замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Григорий Семчук.

Что делают сегодня ЖЭКи? Дворника только гоняют на уборку да сантехника отправляют чинить протекающие трубы? За ними закреплены функции по контролю и надзору? Существует ли четкий список их обязанностей?
Михаил, по Интернету

— ЖЭКи — это вчерашний день. Их система была сформирована в советские времена при плановой экономике, когда жилкомуслуги были дешевыми. Население тогда оплачивало не более 5% таких услуг, а на 95% они дотировались из госбюджета.

В нашей стране сейчас строится рыночная экономика, потому отношения в сфере ЖКХ должны быть рыночными. Более 90% квартир в многоэтажных домах приватизировано. Возникает закономерный вопрос: кому принадлежат многоквартирные дома? В большинстве случаев они все еще остаются в собственности территориальных общин, т. е. на балансе у ЖЭКов, которые их обслуживают. Мы должны осуществить широкомасштабную реформу отрасли ЖКХ, т. е. найти наконец реального собственника жилья. Если от 90 до 100% квартир в многоквартирном доме приватизировано, в нем нужно создавать объединение собственников. Альтернативы просто нет. И необходимая для этого законодательная база уже существует.

Вы спросите: кто будет обслуживать жилье? Для этого параллельно должны создаваться частные управляющие компании, которые на договорных условиях будут, с одной стороны, предоставлять услуги ОСМД, а с другой — заказывать их у подрядчиков на конкурсной основе. Например, нужно отремонтировать кровлю или внутридомовые сети. Существует масса ремонтных и строительных фирм, которые выстраиваются в очередь за такой работой. Управляющая компания имеет право выбрать из них лучшую, которая сделает это качественно, с гарантией и меньшими затратами.

Мы не говорим о том, что ЖЭКи должны быть ликвидированы. В соответствии с действующим законодательст-вом, их можно приватизировать. Но главное — ЖЭК должен принимать участие в общем конкурсе, сражаясь за право обслуживать дом или группу домов. Это заставит его задуматься о том, как улучшить услуги, сокращая собственные затраты.

Сегодня из общего сбора платежей по содержанию дома как минимум 65-70% идет на начисление зарплаты сотрудникам ЖЭКа. Мировая же практика показывает, что в штате частной управляющей компании, как правило, работает не более 10 человек, а на баланс она берет 10-20 домов.

Главным козырем в реформировании ЖКХ чиновники называют создание ОСМД. Но доступная и понятная всем разъяснительная работа не ведется. В нашем доме старушки говорят, что нас скоро передадут в ОСМД, ссылаясь на начальника ЖЭКа. Но ОСМД ведь надо создавать, как можно «передать» в него?
Эдуард, по Интернету

— Никто не будет самовольно загонять жителей квартир в ОСМД. Законы предусматривают добровольное вхождение. Практика показывает, что там, где ОСМД созданы по правилам, состояние жилищного фонда намного лучше. Люди довольны: они сами управляют своим домом. В Украине создано более 12 тысяч ОСМД, более 1700 — только в прошлом году. Кабмин, чтобы стимулировать этот процесс, в прошлом и этом году выделил деньги из госбюджета на капитальный и текущий ремонт в тех домах, где уже есть договоренность о создании ОСМД.

ЖЭКи запугивают людей намеренно, но ответственность за это несет местная власть. Мы не раз рекомендовали органам местного самоуправления создавать в своих исполнительных органах специальные секторы, а не поручать создание ОСМД ЖЭКам. Ведь управляющие компании — это альтернатива им, и они не заинтересованы в их создании.
Кто в ответе за «прозрачность»?

Как формируются коммунальные тарифы? Однажды я нашла очень любопытный документ, из которого ясно, что в себестоимость холодной воды включается амортизация  автомобильных шин, а также командировки специалистов, в том числе и заграничные. Ради этого повышают тарифы?
Галина, Киев

— До 2010 года, пока не был принят закон о центральном регуляторе, тарифы формировались и утверждались органами местного самоуправления, поскольку предприятия ЖКХ — это собственность территориальных общин. Министерство только разрабатывало, а Кабмин утверждал порядки формирования тарифов. Там как раз обозначалось, что можно включать в себестоимость единицы продукции, а что — нельзя.

Амортизация шин и загранпоездки сотрудников не могут включаться в себестоимость. Разрешено включать затраты предприятия, непосредственно связанные с производством продукции, — в данном случае кубометра питьевой воды или очистки стоков. Но как это проконтролировать? Мы приняли решение о том, что орган местной власти не имеет права утвердить себестоимость тарифа и сам тариф, пока не получит заключение региональной ценовой инспекции Минэкономики.

Согласно прошлогодним изменениям в законодательство, стоимость единицы продукции предприятий ТКЭ, мощность которых составляет более 20 гигакалорий, и водоканалов, обслуживающих более 100 тыс. населения, определяется центральными органами. Сейчас этим занимается Нацкомиссия регулирования в электроэнергетике. Кроме того, уже подготовлен указ президента о создании Нацкомиссии по регулированию тарифов в ЖКХ. Она будет также осуществлять контроль на местах. То есть государство берет на себя ответственность за прозрачность тарифов.

Чем объяснить высокие тарифы? Неужели вы не понимаете, что наступит период, когда люди просто перестанут платить, и никакие угрозы и пеня не заставят их вернуться к платежной дисциплине?
Юрий, по Интернету

— Мы должны понять, что предприятия, предоставляющие комуслуги, ничем принципиально не отличаются от молоко — или хлебозаводов, только производят они воду или тепло. Эти предприятия не должны быть убыточными. В среду на заседании Кабмина вице-премьер Андрей Клюев сообщил, что долг за газ в этом отопительном сезоне достиг 6 млрд грн. Причем население оплачивает газ на 90%. Но платежи населения покрывают затраты предприятий на 60%. Следовательно, они убыточны, и потому непривлекательны для инвестиций.

Чтобы предоставлять качественные услуги, нужно закупать качественное оборудование и внедрять современные технологии. А за последние 20 лет в эту отрасль средства не вкладывались вообще. Только долги по зарплате на этих предприятиях составляют около 60 млн грн.

Стоимость услуг ЖКХ для юрлиц значительно выше, чем для населения. Куда идут эти деньги? Почему за этот счет нельзя покрыть разницу в тарифах в пользу населения? Вот сегодня на улице тепло, а батареи горячие, приходится все окна настежь открывать. Зачем так топить? Это же деньги на ветер.
Наталья, по Интернету

— Вот и мы говорим: нужно найти наконец разумного хозяина, чтобы он сам управлял — и в доме, и на предприятиях. Так называемого перекрестного субсидирования нет нигде в мире. В структуре потребления ЖК услуг население занимает более 80%. Поэтому, даже поднимая в 2-4 раза тарифы для промпредприятий, проблему решить невозможно.

Тарифы будут расти, потому что цены на энергоносители в мире не останавливаются. Состоятельные люди могут и должны их оплачивать, а для малоимущих существуют субсидии. В этом году правительство на эти цели выделило 7 млрд грн. В перспективе страна перейдет на адресную денежную помощь.

Я всегда говорю: найдите другой рецепт повышать качество ЖК услуг. Износ основных фондов составляет сейчас 65-70%. Население же задолжало за ЖК услуги 10 млрд грн. А если начнут отказывать системы?

Я изучал, как реформировали эту отрасль Европа, Америка, Канада. На их примере еще раз убедился: иного пути нет — усовершенствование управления и финансовая стабилизация. Ни одна страна не выводила ЖКХ из кризиса только за счет населения или только за счет бюджета. Создавались условия для привлечения инвестиций. Мы должны это сделать и в Украине. Ведь только на техническое переоснащение водопроводно-канализационного хозяйства нужно от 40 до 60 млрд долл.

 

По сообщению сайта Аргументы и Факты