Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Минюст кодифицирует предпринимательство

Дата: 24 марта 2011 в 16:10

Минюст кодифицирует предпринимательство

Минюст кодифицирует предпринимательство

 

Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ

24.03.2011

Министерству юстиции Казахстана поручено разработать концепцию предпринимательского кодекса. Поручение, как пояснил на конференции «Актуальные проблемы систематизации национального законодательства» вице-министр юстиции Дулат Куставлетов, пришло из «Ак орды». Сами предприниматели в лице союза «Атамекен» рады намерениям администрации, однако считают, что это можно было бы сделать и много раньше.

Сама конференция — научно-практическая по определению — была сначала чисто научной: журналисты едва не уснули, пока ученые мужи объясняли друг другу, для чего надо упорядочивать законодательство путем его укрупнения в кодексы и комплексные законы. Вершиной научной части стало выступление главного научного сотрудника института законодательства Мурата Баймаханова.

— В связи с тем, что нормотворчество государства осуществляется в целом неравномерно, то заметно интенсифицируясь, то замедляясь, возникает необходимость постоянного упорядочивания действующего в стране нормативно-правового материала, — подняв указательный палец вверх, заявил ученый. — Причем речь идет о систематизации на самом высшем, кодификационном уровне. Если нижестоящие этажи систематизации, а именно — инкорпорация и консолидация полностью или частично сводятся к организационно-технической деятельности, то кодификация — это всецело правотворческая, в большинстве своем — законотворческая деятельность.

Затем спикер попытался разбавить свою речь житейской аллегорией.

— Кодексы имеют большую энергоемкость, чем простые законы — это несколько условно, но мне кажется, мы понимаем, о чем идет речь, — обратился он к присутствовавшим.

Те покорно закивали головами, хотя нить повествования к тому времени явно утратили.

 

Бизнесу дадут кодекс

«Разбудил» всех вице-министр Куставлетов, который решил, что науки на конференции — хоть отбавляй, а вот практики и жизни не видно решительно никакой.

— В соответствии с планом законопроектных работ правительства на 2011 год предусмотрена разработка проекта кодекса об административных правонарушениях в новой редакции, проекта административно-процессуального кодекса и по поручению Администрации президента планируется разработка концепции предпринимательского кодекса Республики Казахстан в третьем квартале текущего года, — огласил ближайшие планы по кодификации законодательства вице-министр.

Журналистов предпринимательский кодекс заинтересовал. А потому они отловили чиновника в кулуарах, тем более что после его всплеска наука на конференции вновь стала брать верх над практикой.

— Сама кодификация предполагает обобщение существующего законодательства, укрупнение его для того, чтобы обобщить все правоотношения в данной сфере, если какие-то правоотношения остались недоурегулированными — доурегулировать их. Чтобы этот законодательный акт в виде кодекса имел, во-первых, стабильный характер и по применению имел иерархию выше, чем тематический закон, — сказал Куставлетов в ответ на вопрос журналистов, как изменит жизнь предпринимателей планируемый к разработке кодекс.

Сказать что-либо еще вице-министр не смог — то, что этот кодекс должен регулировать как правоотношения предпринимательства и государства, так и отношения между хозяйствующими субъектами, было понятно и без него. О том, что концепция — это «сжатая форма, которая должна содержать, куда, что и что дает это в социально-экономическом прогнозе», сами журналисты могли бы сказать и поудачнее. Тем более что из слов вице-министра следовало, что концепция «предваряет, как эпилог в книгах, что содержит этот законопроект». Хотя все несколько привыкли к тому, что предваряет содержание книги не эпилог, а предисловие...

Единственное, что должно порадовать бизнес — это клятвенное заверение Куставлетова в том, что и концепция, и сам законопроект будут вынесены перед принятием на обсуждение предпринимателей.

— Обязательно будем выносить на обсуждение с бизнесом, потому что такого характера законопроекты мы все выносим, такой курс у нас есть, — сказал вице-министр. — На блоге Минюста он будет размещен, такие кодексы, как находящийся сейчас в Мажилисе кодекс «О браке и семье», мы печатали в СМИ, проводили многочисленные конференции — в данном случае такой же подход будет и к этому. Иначе он не может быть келейно подготовлен и келейно принят — это невозможно.

 

Обо всем, но понемногу

Перейдя на тему кодексов вообще, представитель Минюста рассказал, чего выпуск Кодекса об административных правонарушениях в этом году обусловлен тем, что в старом КоАПе в результате многочисленных изменений «живого места, в принципе, уже нет».

— Жизнь меняется, правоотношения в этой области меняются, меняются подходы к оценке этих правонарушений, отношений, поэтому назрело издание Административного кодекса в новой редакции, — добавил Куставлетов.

А административно-процессуальный кодекс в Казахстане появится вообще впервые — сейчас административные суды республики проводят рассмотрение административных материалов по Гражданско-процессуальному кодексу, который, по оценке вице-министра, «несколько отличается от этих вопросов», поскольку затрагивает большей частью отношения граждан между собой, а не с государством.

Практически ничего не сказал Куставлетов и об амнистии, приуроченной к годовщине независимости республики.

— Это будет, как будет принят закон, это будет решать парламент. Это как законопроект будет готов, обсужден правительством и будет внесен в парламент, тогда можно будет сказать в целом категорию, — «прокомментировал» вопрос о категориях граждан, которых может затронуть амнистия, вице-министр.

Но тут же предположил, что «если исходить из прежних практик, то можно говорить о средней тяжести и незначительных правонарушениях». Соответственно, по его оценке, амнистия «светит» женщинам, имеющим детей, инвалидам различных категорий «и так далее».

— То есть не за тяжкие и не за особо тяжкие преступления. Сроки разработки этого законопроекта, наверное, недолгие, потому что закон не раз применялся, есть определенная процедура, которая всем известна, единственное — на какие милосердные шаги государство пойдет, кого простить, — заключил Дулат Куставлетов.

И вместе с журналистами вернулся в конференц-зал, где наука окончательно себя исчерпала, уступив место практике.

К практике разговор вернул член Конституционного Совета Аманжол Нурмагамбетов, который на примере нормативно-правовых актов в сфере трудового законодательства показал, что правовая база Казахстана нуждается в своем Геракле не меньше авгиевых конюшен.

— В прошлом году пытались провести анализ нормативно-правовых актов, принятых «Казатомпромом»: их было такое количество, а многие еще с советских времен, они полузакрытые, но действуют, применяются. Насколько эффективны — это другой вопрос, но они существуют, сохраняют свою силу, — сказал представитель КС. — Необходимо, на наш взгляд, создать специализированный государственный орган, который занимался бы только вопросами систематизации национального законодательства, кроме того, в России, насколько я знаю, создана специальная комиссия по кодификации гражданского законодательства. Нам тоже над этим стоит подумать.

Последняя реплика была адресована вернувшемуся Куставлетову. Тот покачал головой — то ли согласился с этим мнением, то ли выразил сомнение, что такая полузакрытая контора, как «Казатомпром», даст кому-то войти в свой монастырь с новым нормотворческим уставом, то ли сразу дал понять, что надзирателя за чистотой законодательства правительство, озабоченное административной реформой и сокращением числа госслужащих, создать не даст...

 

А мы вам говорили!

Тем временем разговор вернулся к предпринимательскому кодексу усилиями советника председателя правления по правовым вопросам Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» Тимура Нугманова. Он заметил, что состояние законодательства в сфере предпринимательства «еще не полностью отвечает чаяниям и требованиям бизнес-сообщества». Поскольку разные законы и подзаконные акты порой вообще противоречат друг другу.

— К нам поступил законопроект о внесении изменений по вопросам введения уголовной ответственности юридических лиц. Согласно новым статьям, под юридическим лицом следует понимать любую организацию, за исключением государственных учреждений, — привел пример юрист.

В то же время, согласно Гражданскому кодексу, к юрлицам относятся и хозсубъекты, хозяином которых является государство, напомнил атамекеновец.

— В данном случае имеет место противоречие между Уголовным и Гражданским кодексами, несогласованность с основным принципом казахстанского законодательства — все равны перед судом и следствием, — считает он.

Есть разногласия между законами о банках и банковской деятельности и об акционерных обществах, между законами о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и об акционерных обществах — и все они касаются, по мнению Нугманова, бизнес-среды.

— Считаю, такое состояние законодательства затрудняет его применение и в конечном счете ведет к правовому нигилизму. Все это требует оперативного правового регулирования. Полагаем, что в настоящий момент назрела необходимость определить ответственность как для разработчиков, так и для органов, осуществляющих администрирование закона, — заявил он.

И напомнил, что «Атамекен» еще два года назад заявлял в правительстве о необходимости принятия единого законодательного акта в сфере предпринимательства. Намекнув, что правительство продолжает жить по принципу «лучше поздно, чем никогда». А затем огласил свои предложения в части того, какие сферы регулирования предпринимательской деятельности и отношений бизнеса и государства должен вобрать в себя будущий кодекс.

— По нашему мнению, кодекс должен вобрать в себя нормы, регулирующие вопросы государственного контроля и проверок, вопросы, связанные с разрешительной системой, государственно-частного партнерства, а также нормы законов «Об акционерных обществах», «О хозяйственных товариществах», «О производственном кооперативе», «О СПК», — считает Нугманов.

 

За законы спасибо Интернету

Минюст же, прозревший в необходимости разработки предпринимательского кодекса по указке «Ак орды», напоследок порадовал еще одним своим — на этот раз собственным — откровением: директор департамента подзаконных актов Министерства юстиции Ерлан Жумагулов возжелал на двадцатом году независимости, наконец, предоставить всем гражданам республики бесплатный доступ ко всему законодательному массиву страны через Интернет.

— С учетом трендов развития общества в целом и отдельных его институтов, а также высокой степени развития IT-технологий нам представляется необходимым идти по пути развития электронных форм систематизации законодательства: введение эталонного контрольного электронного официального банка нормативно-правовых актов, — сообщил он. — Не только подзаконных, но и всех остальных, в настоящее время эта деятельность поставлена на коммерческую основу, мы считаем, что это неправильно, мы в своих стратегических планах предлагаем двигаться к формированию того банка, о котором я говорил, чтобы эта база была доступна для населения бесплатно и официально.

Научный люд загудел — дескать, юристы предлагали сделать это еще десять лет назад.

— Я понимаю, что эти вопросы поднимались и ранее, но вот наше видение такое, — не растерялся представитель Минюста. — Наша задача — чтобы в 21 веке элементарно человек, сидя дома, мог через принтер распечатать норму закона с пометкой о том, что это официальный источник нормы права. И он мог бы с этим источником прийти в суд, в иные организации. Это все будет достигнуто путем использования электронной цифровой подписи и электронных ключей, которые позволят простому гражданину в упрощенной облегченной форме пользоваться источниками действующего права.

Ерлан Жумагулов вынужден был добавить, что это пока — не решение, а лишь инициатива Минюста, и попросил ученых сказать свое веское слово в ее поддержку. Видимо, наши чиновники на запутанности и недоступности законодательства рубят неплохую капусту, раз Министерству юстиции приходится просить ученых идти на чиновничьи баррикады для того, чтобы продавить решение о свободном доступе граждан к законодательству. Хотя в цивилизованных странах свободный и бесплатный доступ к законам, подзаконным актам и решениям исполнительной власти в форме постановлений — это как возможность дышать: деньги за потребляемый на улице кислород там собирать с прохожих никому в голову не придет...

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz

Читайте также