Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Воля одного

Дата: 24 марта 2011 в 22:20

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала «Большой Бизнес»:

На фоне известных событий в Северной Африке и Японии, тема долгового кризиса в Европе в последние месяцы несколько отошла на второй план. Похоже, пришло время ей снова вернуться на авансцену.

Очередным громким напоминанием о том, что проблема суверенного долга в странах европейской периферии никуда не исчезла стала вчерашняя отставка премьер-министра Португалии Жозе Сократеша.

Добровольно сложить с себя полномочия чиновника вынудил отказ парламента страны подписаться под представленной им программой сокращения госрасходов. Содержащиеся в плане меры, включая снижение пенсий и увеличение налогов крайне не популярны у населения и парламентской оппозиции, которая заблокировала проект и, по выражению Сократеша, этим «заблокировала страну».

Усиление риска начала полномасштабного политического кризиса уже привело к скачку доходностей португальских гособлигаций, еще более осложняя местному правительству обслуживание своих обязательств. На нервы инвесторам подействовала и угроза снижения кредитных рейтингов ряда португальских и испанских банков агентством Moody’s, а также распространившаяся информация о том, что Финляндия может отказаться от идеи участия в программе объемов европейского стабфонда.

Эта плохая новость плоха вдвойне в канун открывающегося сегодня двухдневного саммита Евросоюза, посвященного проблеме стабилизации еврозоны, в ходе которого вопрос о реформировании стабфонда — его расширении и преобразовании в постоянно действующий Европейский стабилизационный механизм — скорее всего, будет одним из главных. И консенсус участникам этой дискуссии, с учетом нового обострения страхов в отношении перспектив европейской экономики и зоны евро, нужен как никогда.

Реформа европейского стабилизационного фонда, а также выделение новых средств на помощь печально известным странам PIGS, далеко не единственная проблема экономической политики, по которой у участников европейского сообщества сегодня нет единства во мнении. В частности, в эти дни в Европе активно обсуждается еще одна чувствительная тема того же рода — реформа корпоративного налогообложения, которая должна привести к выравниванию ставки корпоративного налога в различных странах ЕС на уровне 17%.

Официальная цель новшества, продвигаемого Еврокомиссией, — повышение прозрачности налогообложения на континенте. В действительности, реформа должна привести к повышению ставок корпоративного налога в странах с наиболее льготным режимом для компаний, которые (страны), по мнению главных идеологов нововведений Германии и Франции, получают необоснованные преимущества перед остальными. Стоит напомнить, что повышение корпоративного налога в свое время было одним из главных условий выделения Ирландии экстренной финансовой помощи от ЕС и МВФ, на выполнении которого активно настаивали в Берлине и Париже.

Показательно и то, что, несмотря на то, что деньги Дублину были нужны позарез, страна отстояла право оставить ставку корпоративного налога на прежнем уровне в 12,5% (в Германии — более 30%). Ирландия тогда резонно указала на то, что в противном случае она лишится одного из своих ключевых условий экономического бума в течение двух десятилетий, известного как «кельтское экономическое чудо». Ни в какой налоговой «гармонизации» не намерены участвовать и на Кипре, где действует самая низкая ставка налога на корпорации в размере 10% — на прошлой неделе об этом твердо заявил министр финансов островной республики Хриалос Ставракис. Более того, снижение корпоративного налога с нынешних 28% до 26%, а к 2014-215 годам — до 23%, значится одной из ключевых мер бюджетной политики Великобритании, представленной вчера главным казначеем королевства Джорджем Осборном.

Стоит ли говорить, что дискуссия по этому, и множеству других чувствительных вопросов экономической политики Европы, будет жарким. Очевидно и то, что даже самые продуманные и необходимые решения могут легко рассыпаться в прах, разбившись о противную волю даже одного из участников процесса — будь то оппозиционный парламент Португалии или министерство финансов Кипра, отстаивающих свои локальные интересы. Это — одна из самых фундаментальных дефектов, встроенных в европейский интеграционный проект, перспективы которого по-прежнему не очевидны.

Поэтому выработка эффективного механизма принятия решений для будущего ЕС сегодня гораздо важнее даже строительства эффективного механизма предоставления финансовой помощи его участникам.

Каталог NEWSru.com:
Информационные интернет-ресурсы

По сообщению сайта NEWSru.com