Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Михаил Кулиняк: Люди искусства — особая каста

Дата: 25 марта 2011 в 11:40

Михаил Кулиняк: Люди искусства — особая каста

Глава Министерства культуры Михаил Кулиняк подвел итоги первого года своей работы в правительстве Николая Азарова. По словам министра, ведомству удалось рассчитаться с долгами и добиться принятия необходимых законов. В 2011 году в Минкульте планируют ввести гастрольный сбор с зарубежных артистов и подать в Верховную раду закон, поощряющий деятельность меценатов. Об этом министр рассказал в интервью корреспонденту «КоммерсантЪ-Украина» Юлии Рябчун.


– Прошел год с момента начала вашей работы в правительстве Николая Азарова. Что вам удалось сделать?

– Во-первых, принят закон «О культуре». Он обеспечивает социальную защиту работников культуры, гарантирует им занятость на полную тарифную ставку. Новый закон также предусматривает формирование единой базовой сети учреждений культуры, которая не позволит чиновникам на местах распоряжаться ими по своему усмотрению. Во-вторых, внесены изменения в закон «О кинематографии». Благодаря им национальный кинематограф получил ощутимый стимул для развития. Кабинет министров освободил на пять лет от земельного налога все государственные киностудии и предприятия – Национальную киностудию художественных фильмов имени Довженко, Одесскую киностудию, Национальную кинематику, «Укранимафильм», «Укркинохронику», Национальный центр Александра Довженко. Я далек от мысли, что мы станем Голливудом в ближайшие три-пять лет. Но мы должны возродить нашу киноиндустрию.


– Одним из первых ваших решений была отмена обязательного дублирования фильмов на украинский язык.

– Меня упрекали за это, но, смотрите, прошло более полугода, и мы видим, что украинский дубляж в кинотеатрах остался, посещаемость за 2010 год выросла на 15%, а валовый сбор кинопроката – на 41%. Мы просто позволили рынку свободно регулировать зрительский спрос на фильмы на разных языках. Дистрибутор сам решает, на какой язык дублировать картину. Но при этом мы помним, что государственный язык у нас украинский, поэтому украинское субтитрирование остается обязательным. Обязательным является и еще одно положение: иностранные фильмы дублируются исключительно на территории Украины. Сейчас в Национальном центре Александра Довженко мы запускаем в работу современное оборудование для тиражирования фильмокопий.


– На последнем заседании гуманитарного совета Виктор Янукович подверг критике состояние национальной культуры.

– Я согласен с президентом – в нашей культуре много проблемных мест. За последние 10-15 лет в Украине не построено ни одного концертного зала, разрушаются памятники архитектуры, кинопроизводство в печальном состоянии. В таком же удручающем положении находится и театральное искусство. У нас есть национальные театры, которые напрямую финансируются из государственного бюджета, и есть театры муниципальные, находящиеся на балансе местных бюджетов. Но мы понимаем, что без роста экономики не увеличатся отчисления в культурную отрасль – и на театры в частности. В госбюджете 2011 года на театральную сферу выделено более 357 миллионов гривен. Но мы должны добиваться увеличения бюджетных отчислений на культуру, в том числе и на театры. В качестве одного из способов пополнения бюджета Министерство культуры предлагает ввести электронный билет для учреждений культуры, предусматривающий покупку билетов через интернет в любой точке Украины.


– Как еще один способ пополнить бюджет вы планировали ввести гастрольный сбор для иностранных артистов.

– Да, и надеюсь, что изменения в закон «О гастрольных мероприятиях» будут приняты Верховной радой до конца 2011 года. Мы предлагаем гастрольный сбор в размере от 1% до 5%. Рассчитываться он будет исходя из аншлаговой стоимости гастрольного мероприятия. Для мероприятий с участием творческих коллективов и отдельных исполнителей театрального, академического, народного музыкального искусства – 1%, для гастролей эстрадных, цирковых коллективов и отдельных исполнителей в этих жанрах – 3%, а 5% будут отчислять за шоу-программы ночные клубы, варьете, кафе, рестораны. Полученные средства будут направляться в Государственный спецфонд поддержки гастрольной деятельности отечественных театральных коллективов и отдельных исполнителей.


– А вы не боитесь, что концертные агентства, которые везут к нам иностранных артистов, из-за больших отчислений не смогут работать?

– Не боюсь. Смотрите, средняя аншлаговая стоимость зала оперного театра составляет около 80 тысяч гривен, а 5% от этой суммы – 4 тысяч гривен. Как вы думаете, организаторы гастролей смогут заплатить в бюджет такую сумму – с учетом того, что билеты на концерт какого-нибудь известного исполнителя стоят минимум 500-1000 грн? Да, смогут! Их возражения объясняются тем, что обычно концертные агентства показывают убытки, а после введения гастрольного сбора продемонстрируют свои доходы и выйдут из тени.

 
– На заседании общественного гуманитарного совета глава государства обратил внимание на плачевное состояние наших заповедников, являющихся объектами всемирного наследия ЮНЕСКО – Софии Киевской и Киево-Печерской лавры. Их могут исключить из списков ЮНЕСКО?

– Могу заверить, что собор Святой Софии, связанные с ним монастырские строения, а также Киево-Печерская лавра не будут исключены из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Вопрос вообще никогда так не стоял. Речь шла лишь о возможном их включении в список памятников, которые находятся под угрозой, а это разные вещи. Этот вопрос был урегулирован еще в ноябре 2010 года, после приезда в Украину мониторинговой миссии ЮНЕСКО.


– Реально ли расширить буферную зону Софии Киевской и лавры?

– У нас есть много рекомендаций экспертов ЮНЕСКО, к которым мы прислушиваемся. Но вопросы, связанные с охраной памятников, Украина, как и любое другое государство, решает на основе собственного законодательства.


– В начале марта председатель Киевской городской госадминистрации Александр Попов подписал распоряжение о проведении конкурса на разработку концепции реставрации Десятинной церкви X века. Представители общественных организаций опасаются, что на этом месте будет построен собор Украинской православной церкви Московского патриархата.

– У вас неверная информация. Ни о какой реставрации Десятинной церкви в распоряжении речь не идет. Там говорится о музеефикации ее фундамента. Посмотрите, в каком состоянии находится этот объект – павильон, которым был накрыт фундамент, обвалился. Это позор! Сегодня необходимо все привести в порядок – провести археологические исследования, консервацию, музеефикацию остатков Десятинной. Все заявления о передаче этого объекта церкви – плод чьей-то фантазии.


– Давайте поговорим о национальной литературе. Вручение Шевченковской премии в этом году ознаменовалось скандалом вокруг номинанта Василя Шкляра и его романа «Черный ворон». Не является ли это, по-вашему, попыткой привлечь внимание общественности к самой Национальной премии?

– Люди искусства – особая каста. Иногда они сами создают скандалы – исключительно с целью самопиара. Полагаю, что это не столько попытка популяризировать премию – она и так достаточно авторитетна, это скорее желание автора привлечь внимание к своему произведению. Хочу пожелать всем номинантам Шевченковской премии достигать высот в первую очередь благодаря таланту, а не скандалам.


– Расскажите, как проходил отбор участника от Украины на Венецианскую биеннале и почему Оксану Мась предпочли центру современного искусства PinchukArtCentre?

– Министерство культуры не занималось отбором участников. По согласованию с организаторами биеннале мы делегировали эту функцию Институту проблем современного искусства Национальной академии искусств, назначив его директора Виктора Сидоренко комиссаром, отвечающим за организацию и презентацию украинской экспозиции на 54-й Венецианской биеннале. Он и принял решение выбрать проект Оксаны Мась «Гентський вивтар. Друге видтворення». Лично я считаю, что этот проект достойно представляет не только современное искусство нашей страны, но и традиционное, поскольку в нем использованы традиции украинской писанки. Гентский алтарь, созданный в 1432 году и считающийся первым произведением эпохи Возрождения, Оксана Мась воссоздала из яиц, расписанных изображениями грехов, страхов и всего того, чем человек заменил себе бога: бренды, модели, марки машин. Помимо проекта Оксаны Мась, свои экспозиции представят и PinchukArtCentre, и еще несколько художников.


– Каковы объемы финансового участия Минкульта в подготовке национальной экспозиции на биеннале?

– Министерство оплачивает аренду выставочных площадей. Поскольку по условиям биеннале проекты должны экспонироваться полгода, стоимость аренды составит 1-1,5 миллиона гривен. Для покрытия остальных затрат участники проекта должны искать спонсоров.


– Вы общаетесь со своим предшественником – Василием Вовкуном?

– Честно? Я общался с ним лишь однажды. Если вы выйдете из моего кабинета, то увидите галерею портретов всех министров культуры Украины, в которой нет только портрета Василия Вовкуна. Мы много раз к нему обращались с просьбой предоставить свою фотографию, но он этого так и не сделал. Поэтому повесили пустую рамку, под которой табличка с его именем.


– Расскажите о планах на 2011 год.

– Мы планируем разработать и подать в Верховную раду закон о меценатстве. Надо продумать, как поощрять меценатов – это должны быть и налоговые льготы, в том числе освобождение от налогообложения валовых отчислений. Хотелось бы создать специальные фонды для поддержки академической музыки. Мы разрабатываем механизм финансового наполнения таких фондов, чтобы ввести адекватные доплаты нашим исполнителям. Мы стараемся навести порядок в культурной сфере страны. Я не хочу никого осуждать, но когда я пришел, у Министерства культуры были огромные долги – порядка 8 миллонов гривен за проведенные мероприятия и более 60 миллионов гривен по кинопроизводству. Не были выплачены финансовые эквиваленты премий, полученных авторами на творческих конкурсах. Мы со всем разобрались. И сейчас хотим сохранить веру людей искусства в то, что министерство будет их поддерживать. Потому что люди искусства – это специфические люди. Они хотят внимания к себе, и они этого заслуживают.

По сообщению сайта Подробности.ua