Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Индекс покупательского спроса населения Узбекистана показывает рост

Дата: 25 марта 2011 в 11:40

CA-NEWS (UZ) — По результатам обследований домашних хозяйств, проведенных Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике в марте, июне, сентябре и декабре 2010 опубликованы данные Индекса покупательского спроса населения за 2010 год.

По результатам опросов домашних хозяйств рассчитан Индекс покупательского спроса (ИПС), проведен факторный анализ и представлены следующие выводы:

1. ИПС товаров и услуг составил 132 в марте, 128 в июне, 131 в сентябре и 135 в декабре 2010 года, что в целом свидетельствует об устойчиво оптимистическом настроении потребителей в республике.

2. Наиболее высокий индекс покупательского спроса в 4 квартале т.г. складывался на товары – 143, включая продукты питания (156), дорогостоящие товары длительного пользования (136), стройматериалы (129). Частный индекс спроса на услуги составил 114, имея наибольшие значения по индексам спроса на услуги транспорта (127), связи (124), образования (117).

3. Индекс покупательского спроса в 4 квартале т.г. по сравнению с 3 кварталом вырос на 4 пункта за счет увеличения спроса на товары (8 пунктов) прежде всего, за счет роста индексов спроса на продукты питания (на 3 пункта), товары длительного пользования (5 пунктов), строительные материалы (14 пунктов), а также индексов спроса на услуги — услуги отдыха (10 пунктов), связи (8 пунктов), медицинские (4 пункта) и транспортные (4 пункта) услуги.

4. Ежеквартально в 2010 году в среднем 3% опрошенных респондентов планировали покупку автомобилей, по факту покупали всего 1% респондентов. В январе-июне 2011 года на дорогостоящие товары собираются увеличить свои расходы 56% наиболее обеспеченных семей, 35% среднеобеспеченных семей. Увеличение спроса потребителей на товары длительного пользования требует стимулирования расширения отечественного производства этих товаров, а также развития потребительского кредитования в республике. Потребительские кредиты при покупке дорогостоящих товаров использовали лишь 1-2% респондентов, что свидетельствует о высоком спросе на потребительские кредиты и относительно низком уровне их развития.

5. Фактор сезонности в 1-4 кварталах 2010 года наиболее повлиял на динамику спроса отдельных видов товаров и услуг. В частности в зимний период сократился спрос на фрукты и овощи, безалкогольные напитки, но повысился спрос на теплую одежду и обувь для детей и взрослых, лекарства. Снизился текущий спрос на товары длительного пользования (мебель, ковры, посуда, кухонные и бытовые товары, предметы престижа), стройматериалы, наиболее востребованные в летне-осенний период во время проведения свадеб, строительных работ и др.

6. В течение года (1-4 кварталов т.г.) почти в 1,5 раза больше респондентов отметили об увеличении своих доходов. Эффект экономического роста, а также роста минимальных зарплат был особо ощутимым в 3 и 4 кварталах 2010г. Индекс ожидаемого роста доходов ДХ в 4 квартале составил 142, что свидетельствует о сохраняющемся высоком уровне оптимизма населения в части их будущих доходов.

7. Мнения потребителей относительно уровня цен менее оптимистичны. О росте цен на продукты питания в 4 квартале т.г. отметили 88,9% опрошенных ДХ. Индекс ожидаемых потребительских цен по продуктам питания в январе-июне 2011 года составил 187. Индекс ожидаемого роста цен по сравнению с 3 кварталом т.г. возрос по всем позициям: на продукты питания – на 16 пунктов, товары повседневного спроса – на 15 пунктов, товары длительного пользования – на 14 пунктов, услуги – на 15 пунктов, в том числе транспортные услуги – на 9 пунктов, медицинские – на 11 пунктов, образовательные – на 10 пунктов, бытовые и прочие услуги – на 19 пунктов.

8. В виду отсутствия альтернативных финансовых инструментов потребители продолжают инвестировать сбережения в виде материальных активов. В 4 квартале 2010 года лишь 4% респондентов планировали вкладывать деньги в банки, 32% — ремонт и строительство жилья, 9% — покупку дома/квартиры. Принятые государственные меры по расширению масштабов жилищного строительства и отечественного производства стройматериалов способствуют росту индивидуального строительства жилья в соответствии со спросом потребителей.

9. Определена сила предсказания (или достоверность прогнозов) потребителей. Если по результатам обследования в сентябре 2010 года респонденты превысили планируемые расходы только по стройматериалам и товарам длительного пользования (дорогостоящим товарам), то по обследованиям в декабре т.г. превышение было как по товарам, так и по услугам. Это свидетельствует о росте платежеспособности населения и благоприятной ситуации для покупателей на потребительском рынке в июле-декабре 2010г.

10. По результатам опросов в декабре 2010 года не удовлетворена потребность в бытовой электротехники (телевизоры собирались покупать 4,2% респондентов, купили 2,5%, холодильники – 6,7% и 2,4%, стиральные машины – 3,2% и 0,8%, пылесосы – 5,2% и 2,2%, швейные машины — 3,1% и 1,2%, персональные компьютеры – 2,5% и 0,6%, спутниковые антенны – 4,6% и 1,2%). Выявленная разница в ожиданиях и фактических расходах ДХ на товары и услуги условно может характеризовать потенциальный спрос и служить ориентиром для повышения отечественного производства по данным видам продукции.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба