Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Вадим Елфимов: Что ищут в Ливии европейцы, американцы и арабы

Дата: 26 марта 2011 в 00:50 Категория: Новости стран мира

Третий раз в новейшей истории весенние деньки приносят миру очередную войну, которую Запад затевает против своих бывших союзников. Ведь Ирак был когда-то «хорошим другом» официального Запада. И западных фирм. Это они, западногерманские, французские и американские фирмы поставляли Хуссейну бактериологическое и химическое оружие, за которым потом пришел в пустыню Буш-младший. Да, Запад поддерживал Саддама Хуссейна как противовес «правоверной революции» Ирана — факт! А когда пришло время, т.е. когда Хуссейн загордился и забыл, кому служит, его прихлопнули. А вместе с ним и всю его страну. 12 лет назад то же самое произошло и с Милошевичем. Правда, тот расплачивался не за свои грехи, а за грехи Иосифа Броз Тито.

Это ведь Тито западники считали «своим парнем» в социалистическом лагере. Это ведь ему, югославскому кормчему, хорватскому лидеру сербов, Запад дал больше всего кредитов, чтобы Югославию посадить на долговой крючок. А уж затем, потянув за Югославию, вытянуть на «бережок» и всю социалистическую златую цепь. И ведь надо же, все удалось. Терпение и труд, а, главное, деньги все перетрут. Только Югославию, бывшую тайную союзницу Запада, это не спасло, — ее начали дробить. И когда серб Милошевич этому воспротивился, Запад закричал: «Карфаген должен быть разрушен!» — и прихлопнул Милошевича вместе с его страной.

Перепуганная такой нехорошей тенденцией, Ливия решила сама избавиться от Каддафи — ну, чтобы страну не прихлопнули. Хитрый же полковник Каддафи, этот вечный визави Запада, интуитивно уловил ход начинающейся игры... и решил намертво привязать себя к стране! Нефтепроводами, точно цепями! Несколько лет назад он в экстренном порядке помирился с Западом. Даже публично покаялся: «Я больше не буду взрывать пассажирские «Боинги» над шотландским Локкерби и прочая!». А также, не торгуясь, выплатил за каждого убиенного его сподручными американца 10 миллионов долларов. «Откуда денежки?» — спросите вы. Из нефти, вестимо: Ливия, как-никак, 12-й крупнейший поставщик «черного золота» в мире.

В этом весь и фокус: с Китая и прочих азиатских стран Каддафи вдруг переключил ливийский нефтяной рубильник на Запад. Скажем, Италия теперь получает (вернее, получала) 51% всей потребляемой ею нефти из Ливии. Среди торговых клиентов «джамахирии» чуть ли не весь «цвет» Западной Европы: Германия, Франция, Испания, все та же Италия... В общем, пошли у них с Каддафи любовь да бизнес. Несносного полковника стали величать в европейских столицах полным именем, данным ему папашей-бедуином еще в далеком 1942 году: Муаммар Бей Мухамед Абдуминьер Абдель-Салам Бен-Хамид аль-Каддафи. А Берлускони и вовсе стерпел оскорбление: встречаясь с ним, Каддафи носил на груди фотографию расстрела итальянскими колонизаторами ливийских борцов за права человека.

Все-таки деньги — великий миротворец. Бывшие враги, внезапно ставшие союзниками в борьбе за диверсификацию нефтяных поставок для Европы, моментально забыли взаимные обиды. Запад забыл теракт на западноберлинской дискотеке (1986) и взрыв «Боинга-747» над Локкерби (1988), а Каддафи — последовавшие за этими событиями санкции (1988) и бомбардировку Триполи и Бенгази (1986). Кстати, американские «фантомы» бомбили тогда тот самый Бенгази, который они теперь уже «спасают»! Что же произошло? Что пошло не так в этом браке по любви и расчету, что сегодня на Каддафи ополчились и США, и Франция, и Италия, и Испания, и даже Норвегия с Данией? Да так, что громят ракетами и Каддафи и его страну, невзирая на нефтяные «цепи», которыми тот себя приковал к ливийской пустыне?!

Многие думают, что всему причиной обида Саркози, мол, почему сын Каддафи публично называл его «клоуном»? Мало того, Саиф Аль-Ислам обвинил Николя в коррупции, заявив, что тот брал у его папаши деньги на президентскую кампанию. Конечно, для французского президента сие пахнет концом политической карьеры, но судя по тому, какую армаду успела собрать «коалиция» у берегов Ливии, сама операция готовилась уже, как минимум, недели две. Стало быть, решение воевать было принято до публичных обвинений...

Обратимся к сухим цифрам. За последние 6 лет стратегический НЗ нефти в Европе сократился до исторического минимума. Европа потребляет сегодня нефть прямо с колес, ничего не заливая в резервуары. Именно поэтому цена скачет вверх только на нефть европейской марки Brent, а вовсе не американской WTI. Более того, выход из кризиса принес и новые затруднения: спрос-то на нефть возрос на 2 млн. т. в день, да вот удовлетворяется он лишь наполовину. Получился своеобразный нефтяной тришкин кафтан. Между тем, Ливия уже сейчас поставляла для Европы 1,5 млн. т. в сутки, а могла бы, по западным оценкам, вдвое больше...

Могла, но не хотела. Несколько месяцев назад Каддафи прекратил «уступать»: во-первых, он расторг заключенный с Францией многомиллиардный контракт на закупку у Парижа вооружений; во-вторых, — и в главных! — отказался от данного тому же Саркози обещания приватизировать ливийскую «нефтянку»... Приватизировав которую, европейцы намеревались удовлетворить свой растущий спрос, резко увеличив добычу «ливийской черной крови». Короче, цена вопроса — экономическое выздоровление Европы! Это, кстати, объясняет, почему Германия не участвует в коалиции, — потому что у нее особые сырьевые отношения с Россией. Но почему Лига арабских государств впервые в истории согласилась на агрессию Запада против своих собратьев? Мало того, Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия уже воюют против Каддафи. Все очень просто: нефтяные монархи Ближнего Востока перепуганы призраком революции у себя в странах, а «заварушка» в Ливии может привести только к одному — к резкому скачку цен на их нефть. Вот полученную сверхприбыль, точно сметану на ожог, шейхи и направят на тушение углей в собственном дому...

Кстати, присутствие арабских стран в военной коалиции создаст в ближайшее время еще одну политико-юридическую проблему. Барак Обама, как уставший от света софитов кукловод пытается уйти за ширму и усиленно пробивает нынче согласие НАТО формально возглавить военную операцию. Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган пока этому сопротивляется, но, вероятно, все выйдет так, как хочет Обама. И вот тогда возникнет вопрос, а что делают в натовской операции Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, т.е. страны, не входящие в альянс?

Неизвестно, что на сие ответят натовские юристы и пресс-секретари. Наверно, как это уже случалось после «неудачных» бомбежек в Косово, выкрутятся и заявят что-нибудь про демократические бомбы и демократических пилотов, которые пусть и летят на монархических самолетах, но все же несут Ливии демократию. Зато известно точно, что делает в коалиции Саудовская Аравия! Помимо вышеозначенных контрреволюционных целей, она преследует там еще одну: просто уничтожает конкурента. Дело в том, что в свое время (а, точнее, в 2008 году) Российские железные дороги (РЖД) выиграли тендер на строительство дорог сразу в двух странах, — Ливии и Саудовской Аравии. Мог получиться своеобразный трансафриканский железнодорожный коридор, пронизывающий север континента. Одна закавыка, король Абдалла, который очень не любит полковника Каддафи, узнав о возможности великой смычки, поставил перед РЖД ультиматум: либо ливийский, либо саудовский участок коридора. Саудовский контракт стоил при одинаковой протяженности дорог (около 500 км.) $800 млн., а ливийский — €2,2 млрд., так что выбор РЖД был очевиден и коммерчески оправдан. Как очевидны и нынешние цели короля Абдаллы: он теперь мстит и Каддафи, и РЖД, превращая буквально в прах и ливийскую часть трансафриканского транспортного коридора, и прибыли Российских железных дорог.

И это тоже можно присовокупить к издержкам «миротворчества» в Ливии.

По сообщению сайта REGNUM