Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Абай напоминает: работать надо!

Дата: 28 марта 2011 в 04:50

Илья БЛОГГЕР, www.better.kz, 27 марта

А вы на земле проживаете,
Как черви слепые живут:
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют».
Максим Горький

Как коммунисты не читали Ленина, так и национал-патриоты не читали Абая. История повторяется. Возможен и такой ракурс: Абая читают, но не понимают. Сам великий основоположник современной казахской письменной литературы в свое время сетовал, что не с кем обсудить важные философские проблемы, почерпнутые из книг великих мудрецов древности. Вот уже XXI век на дворе, а если гипотетически посадить рядом с Абаем нынешних официальных радетелей казахской культуры, то говорить им по-прежнему не …о чем.
Абай призывал ориентироваться на лидеров, и в этом его непреходящее значение. В современном мире лидеры отнюдь не Чечня, создавшая моноэтническую общность на своей территории с помощью пещерных методов, и не Саудовская Аравия, погрязшая в лени, роскоши и неуважении к труду на базе многочисленных нефтедолларов. Лидеры – это те, кто рождает новые идеи, создает инновации, формирует модели общежития, позволяющие положительно реализоваться всем участникам сообщества.
Сегодня и без Абая ясно, что надо учить английский язык, поскольку на нем изъясняется передовая часть современная мира – это язык науки, производства и культуры. Можно много спорить о том, что современный Запад в сфере искусства и культуры уперся в форму, поскольку больше не может ничего нового дать из области сути, но пока что лидер именно он. Поэтому странно смотреть и читать пассажи национал-патриотов против идеи трехъязычия. Может быть, их самих подобная духовная отсталость не напрягает, но пропагандировать ее – как минимум неэтично в отношении подрастающего поколения.
Национал-патриоты не смогли предложить ничего стоящего для развития казахского языка, после чего стали с особой энергией бороться с русским языком. Фактически это из разряда энтропии, поскольку для Казахстана отказ от русской культуры (в смысле – изложенной на русском языке) – это отказ от культуры как таковой. Требуется именно трехъязычие (казахский, русский, английский), чтобы не наблюдать сегодняшние казусы, когда молодой менеджер, отучившийся в Англии и владеющий казахским и английским языком, не может объяснить своим подчиненным как надо устанавливать кондиционеры, поскольку они знают только русский.
Многие лидеры и говорящие головы национал-патриотического течения как будто сошли со страниц «Кара соз» великого Абая.
«В чем кроется причина разрозненности казахов, их неприязни и недоброжелательности друг к другу? Отчего слова их неискренни, а сами они ленивы и одержимы властолюбием?
Мудрые мира давно заметили: человек ленивый бывает, как правило, труслив и безволен, безвольный – труслив и хвастлив; хвастливый – труслив, глуп и невежествен; глупый невежествен и не имеет понятия о чести, а бесчестный побирается у лентяя, ненасытен, необуздан, бездарен, не желает добра окружающим.
Пороки эти оттого, что люди озабочены только одним – как можно больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они занялись земледелием, торговлей, стремились к науке и искусству, не произошло бы этого.
Родители, умножив свои стада, хлопочут о том, как бы стада у их детей стали еще тучнее, чтобы передать заботу о стадах пастухам, а самим вести праздную жизнь – досыта есть мясо, пить кумыс, наслаждаться красавицами да любоваться скакунами.
В конце концов их зимовья и пастбища становятся тесными, тогда они, употребив силу своего влияния или занимаемого положения, всеми доступными для них средствами выкупают, выманивают или отнимают угодья соседа. Этот, обобранный, притесняет другого соседа или вынужденно покидает родные места».
Мерилом богатства теперь выступает не скот, а «зелень» и какое-нибудь «доходное» место при бюджетной кормушке или в государственном холдинге типа «СамрукКазына», а в остальном все по-прежнему. Главное, национал-патриоты ни кому не желают добра, не хотят трудиться и ведут себя так, будто все им по гроб жизни обязаны. А когда человеческая энергия направлена в деструктивное русло, то позитивной отдачи ждать не приходится.
Вторая сторона дьявольской монеты национал-патриотов – их постоянное навязывание казахам комплекса народа-жертвы. Поскольку в своем глазу бревна не увидать, можно проследить такое на примере поляков и Польши. На российском направлении своей политики они до того зациклились на теме Катыни, что спустя шестьдесят с лишним лет потеряли две трети высшего руководства страны под Смоленском, когда президент Лех Качиньский ездил в сотый раз отдавать дань памяти. А Россия тем временем тянет трубопроводы вокруг территории Польши, не пускает на свой рынок польское мясо, ограничивает поток туристов в эту страну. Германия для Польши – это Гитлер, сколько бы Берлин ни давал денег Варшаве. В итоге и Германия старается денег не давать, польские интересы игнорирует и лишний раз с поляками дел не заводит.
И снова Абай: «Нам бы неустанно ширить круг своих интересов, множить знания, которые питают наши души. Нам бы понять, что блага души несравненно выше телесных, и подчинить плотские потребности велению души. Но нет, не стали мы делать этого. Кликушествуя и каркая, не продвинулись мы дальше навозной кучи у аула. Душа правила нами только в детстве. Повзрослев и окрепнув, мы не позволили ей повелевать собой, подчинили душу телу, на все окружающее смотрим глазами, но не разумом, не доверяемся порывам души. Довольствуясь внешним видом того, что охватывает взор, не пытаемся вникнуть во внутренние тайны, полагая, что ничего не теряем от этого незнания. На замечания и советы людей умных отвечаем: «Ты живи своим умом, а я своим проживу», «Чем быть богатым чужим умом, лучше быть бедным, да по-своему». Мы не способны оценить их превосходства над нами, не понимаем смысла сказанного ими».
Что здесь добавить? Но описанные в его время персонажи и пороки почти в девственной чистоте дошли до наших дней и продолжают заниматься тем же самым, только в эпоху Интернета и независимого Казахстана. А ведь в малонаселенном государстве по идее каждый человек на счету и энергия всех востребована в созидательном русле. А они все сеют рознь, пишут бесконечные жалобы и заявления, интригуют. Как будто и 37-ой год их ничему не научил, когда своими доносами и анонимками в НКВД подобные люди извели чуть ли не под корень всю казахскую интеллигенцию и лучшие управленческие кадры.
«Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим – без бережливости и внимания не удержать в душе иман – веру», – обращал внимание Абай. А сегодня мечеть превратилась в нечто среднее между аттракционом, хобби и модой. И опять же религия, вместо консолидирующего, объединяющего и очищающего начала стала очередным полем раздора и распрей. Опять дрязги, козни, недоброжелательность и агрессивность.
Пока национал-патриоты преуспели только в демократической демагогии и псевдопатриотической риторике. Говорить они могут много и пафосно, а когда доходит до конкретных дел – пустота уровня вакуума. Хотя Абай и на этот случай предупреждал: «Порой люди, способные провести кого угодно, сами легко оказываются обманутыми». Так что не стоит искать глупее себя и посвящать свою жизнь манипулированию простодушными согражданами. Стоит вдумчиво перечитывать Абая и к себе относиться с большей критикой. Тем более что великий мыслитель проводил в жизнь базовые вещи: образование, знание, труд, доброжелательность, порядочность, высокие стремления, служение народу с пользой и заботой. Время идет, а воз и ныне там. Вроде бы и рецепты давно прописаны, а вопросы, поставленные Абаем, все те же: «Как жить? Как нам быть дальше?»

По сообщению сайта Nomad.su