Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Блогер полпроцента

Дата: 28 марта 2011 в 12:30

Блогер полпроцента

Известность в современной России по-прежнему гарантирует только телевидение. И даже авторам скандальных разоблачений в сети не удается завоевать всенародной популярности.

Влияние интернета на россиян сильно преувеличено. Хотя интернетом когда-либо пользовались около 40% россиян, регулярно посещает сеть не более 30%. Более полутора-двух часов в день проводят «мировой паутине» не больше 5-6% населения. Исследования показывают (см. «Интернет и политическая ангажированность в России»), что на мировоззрение человека оказывает влияние не пользование интернетом как таковым, а доверие и регулярное обращение к профессиональным интернет-изданиям и аналитическим сайтам. Те, кто заходит в сеть, ищут там, прежде всего, развлечений и общения, а не серьезную информацию. Большинство пользователей вообще аполитично и не симпатизирует никаким партиям, движениям или политикам.

Людей, которые используют интернет для того, чтобы «разобраться в происходящем» немного, не более 6% на всю страну.

Сравнительно чаще к этому прибегают люди в возрасте от 25 до 39 лет (10%), москвичи (12%), с высшим образованием (13%), благополучные (могут покупать относительно дорогие вещи – 16%).

Именно эти группы являются целевой аудиторией, к примеру, известного российского блогера, борца с коррупцией, победителя виртуальных выборов мэра Москвы Алексея Навального. Здесь он хоть сколько-нибудь известен и может рассчитывать на поддержку своих идей. Среди молодежи (25-39 лет) к его мнению готовы прислушаться 1% респондентов, в благополучных слоях населения – 2%, в Москве – 4%. Но насколько тот же Навальный популярен за пределами интернета и блогосферы?

В мартовском исследовании Левада-Центра в открытом вопросе (без подсказок) респондентам предлагалось самостоятельно назвать «пять-шесть политиков, которым они больше всего доверяют». В этом своеобразном рейтинге Навальный занял 31 место из нескольких десятков названных имен, получив «голоса» 0,5% россиян. Учитывая, что погрешность исследования составляет 3,2%, его фигуру по популярности можно сравнить с Юрием Лужковым (0,7%), Борисом Немцовым или Ириной Хакамадой (по 2%). Первые строчки заняли Путин (39%) и Медведев (34%) вместе с другими «официальными» политиками.

Другой открытый вопрос того же исследования позволяет составить представление о популярности Навального как блогера. К его «мнению по общественно-политическим вопросам» готовы прислушаться 0,4% населения. Здесь его обгоняют те же Медведев с 2%, Путин с 1,6% (хотя он вроде бы не ведет блога) и Артемий Лебедев (0,5%). Заметим, что

в России читает блоги не более трети интернет-пользователей (что составляет около 7-8% населения страны).

Гораздо лучше известен Алексей Навальный тем, кто сталкивался с ним не как виртуальным, а как с реальным персонажем. Так, в Кирове, где в 2009 году Навальный занимал пост советника губернатора Никиты Белых, согласно прошлогоднему октябрьскому исследованию Левада-центра, 17% опрошенных в возрасте 16-29 лет ответили, что слышали о таком политике. При этом 11% относились к нему положительно, а 6% — отрицательно.

Данные социологических опросов не должны удивлять. Известность в современной России гарантирует только телевидение, которое смотрят ежедневно более 80% населения. Именно таким образом узнают о последних новостях около 94%, подавляющее большинство – из передач трех государственных каналов.

По интернету следят за последними событиями не больше 11% населения.

Вполне закономерно, что наиболее авторитетными политиками являются первые лица государства. Среди неполитических фигур лучше всего известны и заслуживают доверия Патриарх Кирилл (который к тому же обладает символическим ресурсом церкви – 11%), Владимир Познер (6%), Владимир Соловьев, Андрей Малахов и Никита Михалков (по 4%).

Феномен Навального, как одного из самых известных героев политического Рунета, обнажает две вещи. Во-первых, влияние интернета на россиян по сравнению с традиционными СМИ по-прежнему ничтожно. Во-вторых, то самоупоение, в котором политически ангажированная виртуальная аудитория, не желают замечать и понимать реального положения вещей. Чрезмерное же упрощение действительности снижает возможности влияния новых политиков «из интернета».

Автор – социолог Левада-Центра

По сообщению сайта Газета.ru