Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

А.Абдыжапаров: Реалии и перспективы модернизации экономики Кыргызстана

Дата: 28 марта 2011 в 15:10 Категория: Новости экономики

CA-NEWS (KG) — Реалии и перспективы модернизации экономики Кыргызстана

В действительности кардинальных изменений в экономической системе Кыргызстана после 2005 года не произошло. Данное положение обусловлено непрофессиональным управлением экономикой страны, отсутствием четкой стратегии и системы планирования, прогнозирования, отсутствия инвестиций в промышленность.

Анарбек Абдыжапаров, профессор Академии управления при Президенте КР, к.т.н.

Развитие экономики Кыргызстана, ее положение в международной экономической системе зависит от структуры общественного производства, которое складывается под давлением мирового капитала. Экономическая глобализация влечет за собой «денационализацию» экономики путем установления транснациональных сетей производства, торговли и финансов. В экономике «без границ» национальным правительствам отводится роль «приводных ремней», обслуживающих мировой капитал или главным образом — посреднические институты, обеспечивающих связь все более крепнущими региональными и глобальными механизмами управления.

Национальная экономика Кыргызстана все в большей степени становится зависимой от глобальных рынков, противостоящих национальной экономической деятельности, когда дееспособность, полномочия и легитимность национального государства ставятся под сомнение. По мере того, как институты глобального управления претендуют на все большую роль, независимость и автономия государства все заметнее нивелируется. Экономическая и политическая власть планомерно денационализируется и национальные государства все больше становятся «разновидностью переходной организации для управления экономическими процессами». В будущем государству будет отведена более скромная роль. Кыргызстан должен учитывать, в эпоху глобализации усиливается неравенство между развитыми странами и странами «третьего мира». Такое неравенство приводит к усилению развитию фундаментализма и разделенности государств.

Анализ взаимосвязи между экономической политикой, проводимой в Кыргызстане, и показателями экономического роста показал, что политика была построена и строится в полном соответствии с набором инструментов «Вашингтонского консенсуса» и не отражала реальное состояние страны. Реформы были направлены на либерализацию, приватизацию средних предприятий, жесткую денежно-кредитную политику и невмешательство государства в экономику.

Такое состояние экономики было достигнуто за счет высокого индустриального уровня, отсутствия готовых экспортных продуктов и неэффективного управления экономикой и неспособностью сохранить хищнически «разворовываемые» ресурсы. Скромный экономический рост в 4,5% , обусловленный поздним дерегулированием экономики, сопровождается деформированием структуры экономики, критическим износом основных фондов, бюджетная поддержка которых носит чисто символический характер.

В действительности кардинальных изменений в экономической системе Кыргызстана после 2005 года не произошло. Данное положение обусловлено непрофессиональным управлением экономикой страны, отсутствием четкой стратегии и системы планирования, прогнозирования, отсутствия инвестиций в промышленность. Смена понятий государственной и парламентской риторики подчинена стремлению создать впечатление об изменении ситуации к лучшему в условиях явного неблагополучия. Это подтверждает повышение инфляции, дефицита бюджета и роста безработицы.

Проводя политику открытой экономики, правительство КР рассчитывало быстро приспособить национальную экономику к стандартам мирового хозяйства, плавно включить ее в глобальный рынок. Сегодня мы должны констатировать, что этот замысел реализовать до конца не удалось. Более того, в стране резко снизился производственный потенциал, сложной остается проблема технологической отсталости и изношенности основных фондов (до 80%), недостаточности ресурсов для модернизации и, как следствие, низкая конкурентоспособность. При этом снизился реальный жизненный уровень населения, произошла социальная поляризация общества и после марта 2005г. продолжается спад производства, инфляция составила в 2007г. более 30% , в 2009г. — 17%. В сфере управления и организации действуют неэффективные законы, нет четкой стратегии, как будет развиваться страна и где она будет через год, усилилась коррупция.

Резкое сокращение общественного производства в Кыргызстане было спровоцировано в значительной степени неадекватной экономической политикой: чрезмерным подавлением спроса, неосмысленной либерализацией основных цен, резко повысившей издержки национальных производителей, нереальный обменный курс сделал продукцию отечественного производства неконкурентоспособной перед более дешевым импортом. Следование «Вашингтонскому консенсусу» привело к неуправляемому государством переходу к рынку.

Таблица 1. Изменения ВВП и структура общественного производства Кыргызстана

Отрасль 2005 2006 2007 2008 2009

ВВП млрд сомов 100,899 113,800 141,897 185,013 189,456

Темпы роста ВВП -0,6% 2,7% 6,3% 7,3% 2,3%

Сельское хозяйство 30,19% 31,41% 36,2% 25,8% 31,1%

Промышленность 42,3% 39,9% 38,9% 23,8% 27,8%

Строительство 2,7% 2,74% 2,9% 3,1% 2,8%

Транспорт и связь 6,5% 6,2% 6,8% 8,9% 10,8

Торговля 17,8% 19,3% 21,1% 18,8% 16,2%

Финансовые услуги 0,51% 0,45% 0,47% 0,49% 0,41%

Анализ данных таблицы 1 показывает, что структура общественного производства значительно отличается от стандартных значений, которые сложились в передовых развитых странах – доля сельского хозяйства в ВВП составляет от 1,5% до 12% (у нас — 36%), доля промышленности составляет от 22% до 45% ВВП (38%), доля транспорта и связи от 2,3% до 8,3% (6%), доля торговли составляет от 10 до 25% (21%) и финансовые услуги составляют от 12% до 28% (0,47%). Значительное отличие структуры экономики КР показывает преимущественное развитие первичного (сельского хозяйства) и вторичного (промышленность) секторов нашей экономики и значительным отставанием третичного и четвертичного секторов торговли, услуг и финансовой индустрии. Последние два сектора будут существенно возрастать по объему, численности занятых и используемого капитала, они будут задавать качественные изменения в первых двух секторах. Такое функциональное деление экономики ставит задачу интеграции и взаимозависимости «архитектуры» экономической системы, а в будущем служит толчком для создания нового технологического уклада и высокотехнологичных отраслей лидеров.

В январе–декабре месяце 2009 года темпы роста промышленного производства в стране составили 3,4%, инвестиции в основной капитал увеличились на 3,4%, доходы граждан выросли на 3,6%, реальная зарплата на 6% . Однако при этом мы должны отметить, что сохраняется высокий уровень инфляции 17% , не удовлетворяют и темпы экономического роста.

Важно и то, что государство слабо выполняет взятые на себя обязательства и не определяет долгосрочные стратегические планы, особенно в бюджетной политике, в промышленности, в развитии регионов.

За период с 2000 до 2009 гг. среднегодовые темпы роста ВВП в республике достигли наименьшего уровня в региональном масштабе – 4,9%. Объем реального валового внутреннего продукта на 5% превысил данные за 1991 год. В 2009-м он возрос на 3,1%.

По мнению экспертов журнала The Economist, по динамике экономического развития страна находится на последних позициях в центральноазиатском регионе. Прирост ВВП обусловлен активизацией производственных процессов в строительстве, услугах транспорта и связи, торговле. В целом темпы роста в Кыргызстане достаточно скромны.

Оценивая сегодняшнее состояние экономики Кыргызстана, Всемирный банк включил республику в группу бедных государств. Десять лет назад среднедушевой ВВП не превышал $400, в 2008 году при численности населения в 5,607 млн он достиг $860, к 2009 году – составил $970. Однако поставленные цели иллюзорны, так как они не подкреплены ресурсами и управленческим потенциалом.

В настоящее время в рейтинге конкурентоспособности, по информации Давосского форума, Киргизия находится на 126-м месте среди 140 стран, отставая от государств соседей в экономическом развитии. Оценка качества развития экономики Кыргызстана по трем критериям — производительность труда в целом по народному хозяйству, в сельскохозяйственном секторе и энергоемкость производства — показала, что, если принять производительность в целом по экономике в 1990г. за 100%, то в Кыргызстане этот показатель на 2009г. составляет 67%, производительность в аграрном секторе — 49%, энергоемкость экономики составила в 2009г. — 179%.

В государственной собственности находится около 66% предприятий страны, однако приватизация не привела к росту совокупной производительности труда и эффективности производства. По данным статистики, за последние годы ВВП растет незначительно (в среднем — 4,9%) и это обусловлено отсутствием инновационных стратегий развития отраслей, изношенностью основных фондов (до 80%). В Кыргызстане слабо используются факторы экономического роста: труд, капитал и сырье. Пока промышленность Кыргызстана не может быть оснащена высокоэффективным технологическим оборудованием и машинами, технологиями и энергоресурсами, а это один из главных факторов роста производительности труда. В стране необходимо создать механизмы увеличения объемов производства на душу населения, улучшить качество труда, его продуктивность, а для этого необходимы достаточные финансовые средства.

Запасы природного сырья в Кыргызстане имеются в большом количестве, но отсутствие достаточных финансовых ресурсов и производственных мощностей не позволяет перерабатывать их в конечные изделия. В перспективе необходимо переходить от трудоемких и материалоемких отраслей к наукоемким и высокотехнологичным производствам – компьютерное, фармацевтическое, энергетическое машиностроение, полупроводниковое производство. Настало время использовать новые производственные связи — субподрядные отношения в промышленном производстве и элементы аутсорсинга — это позволит повысить качество и эффективность производственных процессов.

Процесс завоевания и удержания позиций зависит от способности Кыргызстана выдерживать динамическую, технологическую и организационную конкуренцию, которая базируется на инновациях и маркетинге. В таком процессе, построенном на непрерывном совершенствовании производства и организации, выпуске новых товаров и услуг, снижаются транзакционные издержки, объемы используемых ресурсов в производстве, эксплуатации и потреблении продукции.

Инновации должны рассматриваться властями не только как инструмент для повышения конкурентоспособности, но и как базовый элемент общества, основанный на знаниях. Сейчас, во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики и оно основано на новейших технологиях. Технологический бизнес наиболее прибыльный и закрытый сектор предпринимательства. Внедрение новых технологий в промышленное производство Киргизии позволяет осуществить качественный прорыв на внешние рынки товаров и услуг.

Конкурентоспособными в данной сфере являются лишь фирмы ведущих развитых стран (США, Япония, Германия, Россия), а остальные развитые и развивающиеся страны (в том числе Кыргызстан) обречены на пассивную роль пользователя, потребителя новой технологии. В странах с развитой экономикой высокотехнологичный промышленный комплекс определяет экономический рост и «тянет» за собой другие отрасли, заставляя их адаптироваться к высоким технологиям.

Небольшие размеры нашей страны и ограниченная емкость внутреннего рынка не позволяют развивать всю совокупность отраслей национальной экономики. В Кыргызской Республике не следует отказываться от развития тех или иных отраслей в расчете на импорт соответствующих товаров. Не все отрасли экономики могут успешно выступать на мировых рынках, прорыв на мировые рынки происходит по достаточно узкому кругу отраслей и предприятий. Примером таких конкурентоспособных отраслей могли бы послужить энергетическая, металлургическая, коммуникационная, сельскохозяйственная, машиностроительная, текстильная и транспортная.

Особое внимание необходимо уделить цветной металлургии, доля которой в общем объеме промышленности составляет 42% , электроэнергетике — ее доля в общем объеме промышленности составляет 21% , доля пищевой и легкой отраслей — 17% и 4,9%, соответственно. Из-за отсутствия долгосрочных финансовых ресурсов многие предприятия вынуждены были самостоятельно искать недешевые средства, и оказались в тяжелой ситуации. И здесь определенная вина лежит на государстве, которое не может оказать должного внимания развитию этих производств, в плане контроля и поддержки финансовыми ресурсами.

Многие стратегические предприятия по вине государства были приватизированы инвесторами, но должного увеличения производительности труда и объемов выпуска не произошло. Это обусловлено тем, что в процессе приватизации не были глубоко изучены инвестиционные программы развития этих предприятий. Такие предприятия изменили профиль и продукцию, которая стала технологически простой (производство спичек, расфасовка чая, упаковка порошков и т.д.).

В действительности кардинальных изменений в экономической системе Кыргызстана не произошло. Данное положение обусловлено непрофессиональным управлением экономикой страны, отсутствием четкой стратегии и системы планирования, прогнозирования, отсутствия инвестиций в промышленность. Смена понятий государственной и парламентской риторики подчинена стремлению создать впечатление об изменении ситуации к лучшему в условиях явного неблагополучия. Это подтверждает повышение инфляции и рост безработицы.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба