Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Робин Гопы

Дата: 28 марта 2011 в 18:00

Гопники становятся все более актуальными героями масс-культа – на телевидении с огромным успехом идет сериал «Реальные пацаны», в конце апреля в кинотеатрах пойдет «Гоп-стоп». «Парк культуры» связался с авторами картин, чтобы выяснить, чем им приглянулись «парни с района» и почему они так популярны в народе.

В последнее время произошло сразу два примечательных и никак не связанных между собой события. Во-первых, на телеканале ТНТ начался показ нового сезона «Реальных пацанов» – псевдо-реалити-шоу (а на деле – ситком, конечно) про пермяка Коляна, которому вместо срока за кражу люков канализации предложили поучаствовать в экспериментальном телепроекте. Во-вторых, успевший стать предметом обсуждения в самых разных кругах (от участников проекта «Сноб» до простых пользователей социальных сетей) фильм Павла Бардина «Гоп-стоп» после долгих фестивальных мытарств получил, наконец, дату выхода – зрители смогут посмотреть картину с 28 апреля.

Вообще, кажется, что гопники сегодня неожиданно понадобились всем. Нет, разумеется, интерес тлел всегда. Между этим словом и членами молодежных общественно-политических движений – «Наши», «скины», «антифа» — ставили знак равенства все нулевые (причем как сторонники, так и противники). Про них поначалу робко, а потом и вполне звонко писали книжки («Санькя» Захара Прилепина, «Гопники» Владимира Козлова), пели песни – лирический герой большей части русского рэпа тоже гопник. Над ними уже, кажется, почти с уважением шутили в «Нашей Раше». Количественный интерес перерастает в новое качество и похоже, что бескрайний кадровый ресурс для ОПГ 90-х сегодня выходит на авансцену в совершенно новом качестве.

Каком? «Парк культуры» связался с авторами картин, чтобы выяснить, почему авторы выбрали своими героями гопников.

Разумеется, работа над проектами шла совершенно независимо – «Пацанов» делали в Перми, «Гоп-стоп» снимали в Подмосковье. У них разные интонации, разный стиль. «Пацаны» отрабатывают обычные для ситкома типажи в «народном» антураже, а «Гоп-стоп» с его сказовой манерой (усиленной закадровыми ремарками Гарри Бардина) и гротескными, почти комиксовыми персонажами напирает на всепобеждающую фарсовость российской жизни. Однако, герой у этих историй один и тот же.

Впрочем, режиссер «Реальных пацанов» Жанна Кадникова просит не называть Коляна, Вована и Антоху (главных героев сериала) гопниками: «Это мои знакомые, друзья моей юности. Многие через это прошли – я смотрю отзывы людей. Там есть взрослые люди, они сейчас добились успеха, но в молодые годы были вот такими». Она говорит, что причина популярности сериала – в актуальности этих героев и их проблем («Он думает, где найти лишнюю двадцатку»), а также в «любви и иронии», с которой авторы относятся к своим героям.

Бардин снимал не про друзей детства.

Режиссер рассказывает, что первая версия сценария «Гоп-стопа» носила название «Робин Гуды», а ее героями были интеллигенты, но по прошествии времени все перевернулось на 180 градусов.

«Не в последнюю из-за того, что случилось с «Россией 88», а именно дискуссий с интеллектуалами. Адресатами этого фильма видели быдло, гопников, жителей крайних районов. Мне стало понятно, что если есть такое неприятие, значит там есть какая-то сила, есть что-то, что важно изучить, показать», – вспоминает Бардин.

Режиссер считает, что гопники сегодня – единственная часть общества, так и не встроившаяся в него, они реальная независимая сила и потому именно они становятся сегодняшними героями, а не милиционеры или бандиты, как это было в 90-х. «У нас из бандитского выросло мафиозное, эти люди стали понятны, предсказуемы, они меньше рискуют – героического в них осталось не так много. Героические менты сегодня это как раз те, которые идут против системы, хотят быть честными. Герои 90-х устроились, набрали жирка, переоделись». Актуальность гопников, как современных героев, по мнению Бардина, легко подтверждается погромами на Манежной площади и популярность жителей окраин среди вербовщиков молодежных движений, вроде «Наших» или «Молодой гвардии». Здесь режиссер отмечает еще один важный момент:

«Такой энергичный, пассионарный молодой человек – та сила, которой, с одной стороны, очень просто манипулировать, а с другой, ими управлять очень сложно.

Потому что их членство в каком-то движении – не гарантия того, что они в какой-то момент поступят так, как они считают нужным и самоорганизуются».

У их популярности и актуальности, впрочем, есть и другие, кроме политических, причины. Сыгравший в «Реальных пацанах» Антоху Антон Богданов считает, что секрет успеха сериала еще и в том, что люди невероятно устали от гламура. «Может быть, просто приелась вся эта дягилевщина – я имею в виду клуб. Все эти якобы глиттером выкрашенные перила, золотого цвета бентли, Тимати весь разукрашенный. Людям так все это приелось, что они потянулись к чему-то предельно простому, человеческому. Богемных тусовок в России не так много, как простого народа», – резюмирует актер. Бардин соглашается с коллегой: «Невозможно смотреть на этих пластиковых кукол, на эти самодовольные лоснящиеся лица. Гламур, к счастью, кажется, перестает быть какой-то мечтой и становится просто раздражающим фактором.

Кроме того, тем самым ребятам с района очевидно хочется какого-то узнавания, хочется, чтобы их показали».

То, что узнавание достигается средствами сатиры и юмора, создатели картин принимают как должное – снимать чернушную драму никто из них не хотел. Причины для выбора инструментов разные, но сходятся они в одном – язык комедии понятнее и доступнее для аудитории, чем реализм обшарпанных подъездов. Кроме того, важным качеством своих героев они видят их уязвимость. «Нашим героям каждую серию накатывают люлей», – напоминает Богданов. А Бардин считает, что «некрутость» этих героев – правильный сдвиг в сознании аудитории, свидетельствующий о ее взрослении. «Чтобы у нас произошла какая-то реальная модернизация надо, в первую очередь, обращаться к ним, начинать с ними диалог, пытаться выстроить с ними общую систему ценностей», – объясняет режиссер причины своего выбора.

Во время работы над материалом, «Реальные пацаны» вновь установили рекорд по размерам аудитории, заняв в рейтинге за февраль второе место (сразу после другого проекта ТНТ – сериала «Интерны»). Что же касается «Гоп-стопа», то его прокатный успех пока остается гадательным, но резонанс, произведенный «Россией 88», ставшей лидером торрент-трекеров, заставляет рассчитывать на достойные результаты.

В общем, тренд на лицо, а на вопрос, что дальше, Богданов отвечает, что в дальнейшем будет расширен жанровый диапазон – картина станет более драматичной. Бардин рассуждает более общо: «Герои-гопники это, конечно, переход к чему-то новому через отрицание старого. Сейчас, я думаю, будет какой-то новый герой – не оттуда и не оттуда».

Стало быть, кто первый себя не признает – тот и герой.

Интересно будет, если переход к новому герою совершится раньше, чем общество сумеет все же осознать – кого именно называет словом «гопник». Пока, кажется, что ясности нет даже у создателей фильмов. А учитывая точную мысль Павла Бардина о «не встроившихся» людях, вопрос о гопнике становится главным вопросом русской жизни, без ответа на который не может двигаться вперед ни общество, ни, как выясняется, культура.

В самом деле, а что нужно для того, чтобы встроились? Пока востребована только их сила, «творческая энергия разрушения» — на экране или на «Манежке» — как ключевое гопническое свойство, которое не зависит ни от социального статуса, ни от зарплаты, ни от костюма, и не зря успешные управленцы, по словам Кадниковой, узнают на экране себя. Игнорировать эту силу уже не получится – и потому что «Манежка», и потому что всем понятно:

невозможно простым называнием слова «гопник» исключить из жизни громадный кусок общества, который исключаться не собирается и словом этим не исчерпывается.

Ну а пока для захватившей культурное пространство лайт-версии этой силы неплохо бы придумать название. Может быть, гопстеры?

По сообщению сайта Газета.ru