Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Коррупция как негативное явление знакома всем странам мира (Исаева Б.М., главный налоговый инспектор НУ по Ауэзовскому району)

Дата: 29 марта 2011 в 11:11 Категория: Новости экономики

Коррупция как негативное явление знакома всем странам мира

 

Известно также, что подлинного экономического процветания достигают лишь те государства, где коррупционные явления сведены к минимуму.

Было бы ошибочно понимать под коррупцией банальную взятку, которая является только одной из разновидностей этого преступления. Коррупция сегодня — это получение материальных и юридических преимуществ путем обхода законов в своих интересах, это и решение локальных частных проблем за счет «своих» людей, это и использование государственных функций в частных интересах, которые, как правило, идут вразрез с интересами общества, интересами национальной безопасности государства.

Одной из экономических причин коррупции является низкая заработная плата государственных служащих, а также большое количество запретительных норм и высокие полномочия во влиянии на деятельность фирм и граждан. Институциональными причинами считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законодательства.

Для Казахстана преодоление коррупции является одним из главных направлений государственной политики, приоритетность которого четко обозначена Главой государства Н.А.Назарбаевым. Вот почему Президент в своем Послании народу Казахстана в качестве одного из семи приоритетов государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. Эффективное сдерживание коррупции — общепризнанное условие построения правового государства.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что борьба с коррупцией в Казахстане будет и дальше вестись бескомпромиссно.

«За три года наша страна сразу на 45 пунктов улучшила позиции в антикоррупционном рейтинге, по этому индексу мы на лучших позициях по всему СНГ. Ведется бескомпромиссная борьба с коррупцией. Эта работа будет продолжена бескомпромиссно и дальше», — заявил Назарбаев, выступая в пятницу на совместном заседании палат парламента с ежегодным посланием к народу страны.

При этом президент отметил, что «когда начинается такая работа, находится и много лоббистов».

«К сожалению, они есть и в этом зале», — констатировал глава государства.

«Если уж говорим о борьбе, давайте будем ее вести все», — призвал он.

Назарбаев признал, что ему не нравится, что «в областях эта работа ведется ни шатко, ни валко».

«Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями, я считаю, работает нормально», — подчеркнул президент.

«Всего за два последних года к уголовной ответственности привлечены более 40 руководителей республиканского уровня, более 250 должностных лиц областного, городского масштаба, в том числе акимов и их заместителей», — отметил глава государства.

Президент напомнил, что в последние годы были заведены уголовные дела и привлечены к отвественности министры: охраны окружающей среды и здравоохранения, председатель агентства по статистике, вице-министры МЧС и обороны, председатель правления компании «Казахстан Темир Жолы», президенты «КазМунайГаз», «Казатомпром».

Он констатировал, что «в настоящее время, по оценкам международных экспертов, антикоррупционное законодательство Казахстана признано одним из самых эффективных».

В Государственной программе борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы также отмечается, что коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляя собой серьезную угрозу будущему развитию страны.

Для борьбы с коррупцией в Республике сформирована законодательная база, а именно Закон «О борьбе с коррупцией», Указ Президента «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности госорганов и должностных лиц», а также ряд программ, нацеленных на сокращение размеров теневого рынка, борьбу с правонарушениями в экономической сфере и т.д.

Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности. Он определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.

Сегодня в нашей республике все государственные органы и должностные лица в соответствии с Законом, также в пределах своей компетенции обязаны вести борьбу с коррупцией.

На ряду с этим, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан в целях реализации общенациональной программы по борьбе с коррупцией была разработана «Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы Республики Казахстан».

Она основана на оценке ситуации и перспектив по построению высокоэффективной налоговой службы, культивированной на нетерпимости к коррупции внутри органов налоговой службы.

Основная цель Стратегии заключается в совершенствовании системы противодействия коррупции в органах налоговой службы.

Реализация Стратегии развития налоговой службы Республики Казахстан и Стратегии борьбы с коррупцией в налоговом органе, осуществляется по трем основным направлениям.

1. Соблюдение сроков оказания государственных услуг с целью исключения бюрократических проволочек и необходимости поиска налогоплательщиком путей «ускорения» получения услуги. Например, получить свидетельство налогоплательщика можно в течение двух рабочих дней, свидетельство индивидуального предпринимателя или патент — за один день, выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом — по истечении двух рабочих дней и т.д. Понятно, что при таких минимальных сроках налогоплательщик не будет искать «альтернативные пути» получения государственной услуги.

2. Минимизация контактов работников органов налоговой службы с налогоплательщиками путем увеличения количества электронных налоговых услуг, создания и развития современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков. На сегодняшний день более 90% действующих налогоплательщиков переведены на электронный обмен документами с налоговым органом. В результате, предприниматель, не выходя из своего офиса, отправляет налоговую отчетность, просматривает свои лицевые счета, получает уведомления от налогового органа.

Все это также положительно повлияло на проблему очередей в территориальных налоговых управлениях. Если все же налогоплательщику необходимо получить от налогового органа какую-то справку, то его ждут современные Центры приема отчетности с максимально прозрачной системой работы.

3. Совершенствование условий труда, повышение заработной платы работникам органов налоговой службы и разработка гибкой системы премирования с целью стимулирования их профессионализма несомненно будет способствовать снижению уровня коррупции.

Существенное значение в сфере борьбы с коррупцией придается поднятию имиджа органов налоговой службы и повышению налоговой культуры налогоплательщиков, а также взаимодействию и активизации сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией с правоохранительными органами и институтами гражданского общества.

В целях выполнения Стратегии Налоговым управлением по Ауэзовскому району г.Алматы проводится работа в тесном взаимодействии с Налоговым департаментом по г. Алматы по обеспечению законных прав и защиты интересов налогоплательщиков, по ограждению субъектов предпринимательства от незаконного вмешательства в их деятельность.

Вместе с тем, помимо стратегических направлений налоговым органом разработан комплекс превентивных мер по устранению условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и преступлений.

В здании налогового управления, а также в Центре приема отчетности действуют видеокамеры, позволяющие осуществлять контроль за сотрудниками, установлены ящики и книги для жалоб и предложений.

Вместе с тем борьба с коррупцией не станет результативной, если само общество в лице каждого гражданина не проявит решимость противостоять коррупции, а государственное управление не будет компетентным и эффективным.

В свою очередь, учитывая, что для решения данной проблемы необходимо двухсторонние участие — граждан и государства, то осознание того, что подкуп должностных лиц, также является уголовно наказуемым деянием очень важно.

Меры, принимаемые налоговым управлением по Ауэзовскому району г. Алматы, дают положительные результаты в борьбе с таким опасным для государства явлением как коррупция, о чем свидетельствует тот факт, что за 2009, 2010 годы и три месяца 2011 года в налоговом управлении коррупционные правонарушения не совершались.

 

Исп: главный налоговый инспектор НУ по Ауэзовскому району Исаева Б.М.

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz