Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ: Мощный тренд

Дата: 29 марта 2011 в 11:11

Ермухамет
ЕРТЫСБАЕВ: Мощный тренд


 


Постсоветский транзит ознаменовался глобальными переменами
в общественных системах. И особенно радикальные, стремительные изменения
происходили в постсоветских странах, которые поспешили провозгласить себя
новыми демократиями.


Эти
государства оказались в эпицентре глобальной демократической волны, которая
охватила страны Центральной и Восточной Европы и республики бывшего Союза. При
проведении преобразований новые демократические государства сталкивались с
проблемой проведения довольно жестких, непопулярных социально-экономических
преобразований, имеющих очень высокую гуманитарную цену. Особую остроту в этих
условиях приняла проблема сохранения долговременной политической стабильности,
которая, в свою очередь, требует в условиях нарождающейся демократии консенсуса
всех социальных слоев общества. Стало очевидным, что в процессе демократизации
только точное выполнение всеми участниками политического процесса всех правил
демократической процедуры даст возможность обеспечить хотя бы временный
консенсус. Именно поэтому во всех новых независимых государствах одной из
центральных проблем политического развития выступили вопросы роли и места
выборов в политической системе, институционализация выборной демократии.


Эта тема не
только в Казахстане, но и во всех странах СНГ чрезвычайно политизирована. Идет
перманентная борьба между модернизаторами и модернизируемыми.


И устойчивый
тренд модернизаторов – честные справедливые выборы – является стержнем
построения демократического государства. А устойчивый миф, особенно в рядах
оппозиции, протестного электората, – честных справедливых выборов никогда не
было, следовательно, власть нелегитимна. Им вторят, кстати, некоторые
зарубежные исследователи, которые заявляют, что Казахстан лишь формально
провозгласил свою приверженность общепризнанным принципам демократических
выборов. По сути, идет непрерывный идеологический спор. А идеология, как
правило, не терпит инакомыслия, она обеспечивает частные субъективные интересы,
оправдывает заранее принятую точку зрения.


И самое
важное, методологический анализ института выборов, научное выявление характера
электорального пространства и типов взаимодействия в избирательной политической
системе являются центральной проблемой теории политической науки. В зарубежных
странах накоплен большой опыт в этом плане. Безграничные возможности Интернета
вывели политологию на новый качественный уровень, который сделал ее мобильной.
Она быстро реагирует на глобальные перемены в перманентно меняющемся мире.
Администрация президента, которая осуществляет политический менеджмент в
стране, держит тесную связь с политологическими центрами, пытаясь извлечь из
этого опыта самое ценное для анализа создавшейся казахстанской политической
ситуации и понимания происходящих процессов. Главное внимание, конечно, мы
сосредоточили на методах стабилизации обстановки, а затем – на укреплении
политической власти, государственности, стабильности. Стабильность, пожалуй,
самый мощный и реально осязаемый тренд казахстанской государственности. Я
полностью разделяю мнение тех политологов, которые рассматривают революцию как
проявление социальной энтропии и разрушение естественного социального порядка.
Мне представляется, что история постсоветских стран за последние двадцать лет
разрушила старый миф о революции как о локомотиве истории. Напротив, многие
убедились, что революция есть явление противоестественное. И анализ
казахстанской модернизации убедительно свидетельствует, что именно социальный
порядок представляет собой нормальное, здоровое состояние общества. Здесь мы
подходим к другой фундаментальной теме политологии – проблеме взаимодействия
гражданского общества и государства. Режимы, не способные в течение длительного
времени повысить средний общественно-экономический уровень, неизбежно
сталкиваются с проблемой легитимации. События в арабском мире – наглядное тому
подтверждение.


 


Ермухамет
ЕРТЫСБАЕВ, советник президента Казахстана по политическим вопросам



Сайт газеты «Литер»

По сообщению сайта Meta · новости дня