Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Стоп — сигнал для казнокрада

Дата: 29 марта 2011 в 12:30

Дискуссии бюрократов о том, как им лучше контролировать свое собственное воровство, хорошо показывает бессмысленность политической модернизации сверху.

Ведущиеся российскими чиновниками поиски идеальной системы госзакупок, способной победить коррупцию, по своей бессмысленности сравнимы со стремлением алхимиков найти реактив, способный превращать металлы в золото.

В российской политико-экономической системе, где государственная власть – разновидность бизнеса, на госзакупках чиновники будут зарабатывать всегда. При любых законах. Потому что извлечение предпринимательского дохода – смысл существования российского чиновного класса.

Какими бы добрыми намерениями ни руководствовались начальники Федеральной антимонопольной службы или Министерства экономического развития, предлагаемая теми и другими система формальных правил – это спор о деталях, а не о главном – чиновной ответственности за вольное отношение к налогам граждан. Изменить такой порядок вне компетенции глав указанных ведомств. Курирование же вопроса вице-премьером Шуваловым, жена которого обнаружила вполне ожидаемые при должности мужа предпринимательские таланты, лишь подчеркивает комичность ситуации.

Ответственность чиновников задается формальными правилами и административными методами только во вторую очередь. Главное же – конкурентная политическая система, оппозиция, хорошо представленная в утверждающей бюджеты законодательной власти. Именно такой тип устройства политической власти есть та стихия, в которой различные варианты законов о госзакупках могут превратиться в эффективный инструмент контроля общественных средств. Ключевым элементом этой системы является политическая оппозиция, готовая, словно мангуст, ловко вцепиться в правящую партию, покупающую на деньги налогоплательщиков лимузины и позолоченные кровати для милицейских гостиниц.

Именно оппозиция готова вынюхивать, высматривать, подслушивать, быть крайне подозрительной в отношении расходных деяний правящего кабинета. Такой порядок – лучшая гарантия для сдерживания предпринимательства чиновников и их талантливых родственников.

Сведение накануне федеральных выборов 2011-2012 годов вопроса о нерациональном расходовании чиновным государством налогов граждан к дискуссии самих чиновников о том, как им лучше себя контролировать, хорошо говорит о бессмысленности политической модернизации страны, направляемой сверху. Это пародия на перемены. Но и общество российское не на высоте. Здесь смакование деталей и торжество по поводу мизерных побед затемняют обращение к корням системы чиновного предпринимательства.

Между прочим, последние 10 лет, время бурного развития интернета в России, привели к тому, что при установлении в стране конкурентной политической системы, задача контроля действий чиновного класса со стороны оппозиционных парламентариев сильно упростится. Активные граждане, готовые изучать сайт госзакупок, будить общественное мнение или же вручать шутовские премии особо «отличившимся» чиновникам – необходимый помощник стремящейся к полноценной власти парламентской оппозиции. В этом отношении по сравнению с разгульными 90-ми и лихими нулевыми сделан большой шаг вперед, равно как и в области гражданской активности интернет-общественности.

Внимательный взгляд на вопрос расходования налогов граждан сразу же обнаруживает, что значительная часть этих расходов вообще находится за рамками дискуссии вокруг законов о госзакупках. Как быть с затратами на мега-проекты, вроде зимней олимпиады в Сочи или форума АТЭС на Дальнем Востоке? Каким образом и кем будет контролироваться это творчество российского бюрократического класса? Каким образом обсуждаемые ФАС и МЭР варианты закона о госзакупках способны решить эти задачи? Если придать дискуссии такое направление, то наглядным становится утверждение о том, что без перемен в устройстве политической системы не обойтись.

Но, между прочим, задача не так проста, как это может показаться. Дело не только в том, что в сегодняшней Государственной Думе, региональных законодательных собраниях и местной власти недостаточно представлены те или иные оппозиционные партии. Проблема в том, что

установленный в 1993 году в рамках ельцинского авторитаризма порядок заранее ставил чиновный класс в господствующее политическое положение, отводя различного рода законодательным учреждениям подчиненную роль.

Последующая же эволюция системы, включающая деградацию Счетной палаты (по идее, «глаз и ушей» парламента в деле контроля над расходами бюджета), только раскрыла детали изначально заложенного замысла.

Поэтому никакое видимое улучшение положения, связанное с избранием в 2011 году в Госдуму России тех или иных политических сил, оппозиционных «Единой-Справедливой России» не поможет. Необходимы революционные перемены, слом ельцинской политической системы, перераспределение власти к парламенту. Что это может быть за система – полупрезидентская республика, конституционная монархия или парламентская республика – другой вопрос. Но только таким путем можно сформировать предпосылки порядка, при котором общественные ресурсы будут не разворовываться чиновным классом и связанным с ним предпринимателями, а тратиться в первую очередь в интересах граждан.

Наконец, еще один момент, существенно затрудняющий контроль над использованием налогов граждан – раздутое бюрократическое государство. С массой чиновников, масштабным государственным участием в экономике, чудовищным изобретением российского коррумпированного капитализма, т.н. «госкомпаниями». Последние по сути своей просто паразиты, наживающиеся на общественной собственности («Газпром», «Роснефть») или же налогах граждан («Российская венчурная компания», «Роснано»). В этом нет ничего удивительного.

Лишенное сдержек бюрократическое государство способно раздуваться ровно настолько, насколько могут позволить границы собираемых с граждан или же полученных в качестве дохода от общественной собственности средств.

На заре горбачевской перестройки, в 1986 году улучшением качества выпускаемой продукции попытались бороться введением «госприемки» — системы контроля, не связанной с руководством предприятий. Вместо изменения системы, превращения ее в конкурентную, предлагалась совершенная чепуха. Вроде сегодняшних изобретений формул закона о госзакупках, которые не позволяли бы чиновному классу покупать в министерства предметы роскоши. Те же грабли.

История показала, что надежды на мудрость советского бюрократического класса были лишены оснований. Сегодняшний российский бюрократический класс во главе с самым главным российским руководителем и его кремлевской тенью идет той же дорогой. Время разное, люди другие, чиновная система не изменилась – страдает наследственным недугом, пахнет тухлятиной.

По сообщению сайта Газета.ru