Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Настоящий чиновник

Дата: 29 марта 2011 в 20:50 Категория: Новости политики

Кругозор чиновника должен выходить за рамки профессии.

10 декабря прошлого года, когда подводились итоги конкурса «Чиновник года», лучшим в категории «специалисты» был признан Александр Озяков, ведущий консультант отдела развития местного самоуправления аппарата Губернатора и Правительства Ульяновской области. Впрочем, как считает сам Александр, главное не в самом факте признания заслуг, а в том, чтобы путь к успеху был тернист, полон исканий и сомнений.

Своей колеей

Я родился в Ульяновске в сентябре 1979 года, — рассказывает Александр, — и считаю, что родители – это первое, в чем мне повезло в жизни. Мама — врач, отец – рабочий, но дело не в их профессии, а в том, что ими приветствовались всяческие созидательные начинания, которые затевали мы со старшей сестрой, а шалости карались лишь в том случае, если они несли угрозу нашей жизни и здоровью. К тому же родители никогда не отгораживались от нас – брали с собой на природу, в походы, на Грушинский фестиваль. Не было особых «репрессий» и за учебу – в школе я учился преимущественно тому, что мне было по-настоящему интересно.
После окончания школы поступил в Ульяновский педагогический университет на исторический факультет, и значительная часть моей личности захотела погрузиться в науку, изучать предмет не поверхностно, «для галочки», не для получения оценок и сдачи зачетов, а затем, чтобы докопаться до какой-либо истины. В 1996 году судьба привела меня в Центр интеллектуального творчества молодежи, который тогда возглавлял ныне довольно известный «знаток» Евгений Калюков. Пришел я туда с группой однокурсников из шести человек, и мы создали свою команду «Что? Где? Когда?». И это стало для меня больше, чем игрой – образом жизни и мышления.

Сельская жизнь

Конечно, с одной стороны, мне, как потомственному горожанину, после окончания вуза хотелось остаться в Ульяновске, но с другой – было острое стремление к самостоятельности. Нередко многие молодые люди, не чувствуя при этом никакого душевного дискомфорта, готовы сидеть на шее родителей до тех пор, пока те в состоянии их обеспечивать. Не желая уподобляться таким сверстникам, я решил самостоятельно распорядиться своей судьбой и уехал в деревню. Работал в школе села Уржумское Майнского района – преподавал историю, обществознание, мировую художественную культуру и даже вел факультативные занятия по французскому языку. Так сложилось, что небольшая квартирка, которую мне выделила сельская администрация в старом бараке, превратилась в полноценный культурный центр. Вечерами — со вторника по пятницу — ко мне приходили старшеклассники, выпускники школы. И мы занимались интеллектуальными играми, обучением игре на гитаре, решали жизненные проблемы, разбирались в конфликтных ситуациях. Все это было очень интересно, и ни разу за все время своего пребывания в Уржумском у меня не возникало ощущения, что я не на своем месте. Однажды в апреле у меня из сарая украли дрова, и все школьники без каких-либо «намеков» со стороны старших отправились в лес и принесли мне столько бревен, что их хватило до окончания «отопительного сезона».

Между семьей и наукой

Уехал я из села лишь потому, что пришло время обзавестись семьей. Жить и работать там вполне возможно, пока ты один. Но не было никакой возможности содержать семью на учительскую зарплату, создать приемлемые бытовые условия. Со своей будущей женой познакомился в 1998 году. Анна тоже играла в «Что? Где? Когда?», у нее была своя команда, и однажды мы встретились в лесах близ поселка Молвино. Старшие товарищи вовремя не приехали, и мы какое-то время оказались наедине друг с другом – самые молодые и пунктуальные. За время, что мы провели там вместе, произошло множество событий – из тех, что сплачивают людей. Мы тушили пожар, который возник в поле, помогали электрикам устранять обрыв проводов на ЛЭП, искали в дебрях пропавших товарищей. А ночью в палатке, где мы ночевали вдвоем — каждый в своем углу, – меня в глаз укусил какой-то особо матерый комар. Когда я утром начал из нее вылезать, под моим глазом красовался «фонарь», и друзья, превратно поняв его происхождение, начали таинственно улыбаться…
К моему отъезду в деревню Анна отнеслась довольно спокойно и обещала ждать столько, сколько потребуется… Со мной она поехать не могла, поскольку продолжала учиться.
Последней «гирькой», склонившей чашу весов в сотрону возвращения в город, стало приглашение в аспирантуру, где мне предложили разрабатывать тему интеллектуального творчества учащихся. И здесь у меня возникла возможность с научной точки зрения рассмотреть «Что? Где? Когда?» как форму обучения с прицелом на развитие нестандартного мышления. Над этой темой я честно и упорно работал три года, одновременно преподавая на кафедре философии педагогического университета.
Однако итогом моих теоретических изысканий стал вывод, что я все делаю неправильно, что любые нестандартные решения рано или поздно превращаются в стандарт. И еще я понял, что любая теория, какой бы стройной и логичной она ни была, уводит от реальной жизни в мир иллюзий, что в принципе нельзя никому навязывать того способа мышления, который мне кажется правильным. Ценно для человека лишь то, чего он сам по-настоящему захочет. Тут и пришел конец моей работе над диссертацией – она до сих пор лежит «в столе»… Просто счел безнравственным доказывать кому-то то, в чем сам не убежден.

Проекты и замыслы

Примерно в то же время я увлекся еще проблемой местного самоуправления. Мне хотелось понять, как обеспечить права и свободы людей в сельской местности, но так, чтобы это не вело к деградации села, а способствовало его развитию. И когда мне предложили заниматься этим вопросом на профессиональном уровне, я не смог отказаться.
В 2005 году «растворилось» руководство движения ЧГК в Ульяновске, и возникла необходимость все организовывать заново – вплоть до юридического оформления нашей деятельности. Инициативная группа учредила общественную организацию «Клуб интеллектуальных игр «Ворон», и мне доверили должность ее председателя. Не скажу, что я к этому стремился, но работать было надо. Товарищи сочли, что я наиболее мобилен и наименее загружен иными заботами.
Самым большим и удачным проектом, который нам удалось осуществить, стал чемпионат ПФО в 2008 году. Мы подали заявку на грант и, к собственному удивлению, выиграли. Накануне состоялись чемпионаты в городах Поволжья, и лучшие команды, более семидесяти, приехали в Ульяновск. Кстати, благодаря этому движение ЧГК набрало силу во многих городах, где раньше едва теплилось – например, в Кирове, Уфе, Чебоксарах.
Мероприятие получилось знаковое, красивое, интересное, но это лишь часть повседневной работы клуба. Игры проводятся еженедельно – начиная с турниров различных предприятий и образовательных учреждений и заканчивая чемпионатами районов.

Чиновник должен быть личностью

Однажды я предложил профкому Правительства Ульяновской области привлекать чиновников к интеллектуальным играм, решая таким образом вопрос культурного досуга, открывающего путь к интеллектуальному росту. Сначала мы провели турнир по ЧГК в рамках Губернаторских состязаний, в которых участвуют областные и муниципальные чиновники. А теперь ежегодно подобные турниры проводятся в День государственного служащего. Причем каждое ведомство выставляет команду, и до меня доходили слухи, что порой место за игровым столом становится предметом нешуточной конкуренции. ЧГК воспитывает те качества, которые необходимы современному чиновнику: умение максимально быстро принимать правильное решение, умение слушать и слышать собеседника, умение брать на себя ответственность.
Может быть, гражданам, которые приходят на прием, важен только профессиональный уровень чиновника, и им все равно, знает ли тот русскую литературу, владеет ли иностранными языками, склонен ли к философским изысканиям. Но чиновник должен быть не просто «винтиком» государственной машины, но и личностью, обогащенной если не всеми знаниями, которые накопило человечество, то хотя бы их значительной частью.

Сергей Юрьев

По сообщению сайта Аргументы и Факты