Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Ульяновск старше Казани?

Дата: 29 марта 2011 в 21:01

Николай Казаков о возрасте города.

Он стал инициатором пересмотра даты основания Симбирска-Ульяновска, обратившись с письмом к губернатору и мэру.

Плюс восемьсот

Председатель Ульяновского отделения Союза чувашских краеведов Николай Казаков считает, что в 2011 году нашему городу исполнится не 363 года, а 1145 лет.
Поставить вопрос о переносе даты основания города с 1648-го на 866 год от Рождества Христова ульяновского краеведа побудило мнение болгарского исследователя древностей Ангела Христова, в свою очередь, ссылающегося на свод летописей волжских булгар «Джагфар Тарихы», относящийся будто бы к 1680 году. Подтверждение этого мнения Николай Казаков находит и в преданиях чувашского народа.
В настоящее время вопрос рассматривает комиссия Правительства Ульяновской области. И хотя большинство ученых-экспертов, которым были направлены запросы, считает текст «Джагфар Тарихы» сомнительным источником, у Николая Казакова и его единомышленников есть свои аргументы.

Pro et contra

Действительно, в наличии имеется лишь русский перевод текста. При этом даты событий в нем даны по привычному нам Григорианскому, а не по мусульманскому лунному календарю. Сам документ появился во второй половине ХХ века, ранее о нем никто не слышал, никаких упоминаний о нем в других исторических источниках нет. В лучшем случае это позднейшая переработка какого-то древнего текста, в худшем – фальшивка от начала и до конца. Вопрос как будто решен, для пересмотра возраста Симбирска-Ульяновска нет оснований.
Но Николай Казаков вслед за Ангелом Христовым приводит контраргументы. Он склоняется к мнению, что текст, несмотря на свою «вторичность», все же включает в себя описание подлинных исторических событий. Ведь такой огромный массив имен и деяний, который был бы внутренне непротиворечив, взять «с потолка» не так-то просто. Многие места текста перекликаются с тем, что нам известно из достоверных источников, например, из описания путешествия Ибн Фадлана. Над подобной фальсификацией должен был бы работать целый НИИ, все сотрудники которого как минимум — кандидаты наук. Кому это нужно? Ведь и о «Слове о полку Игореве» до обнаружения рукописи в конце XVIII века никто не слышал. А сейчас и подлинника его в наличии нет: сгорел в 1812 году. Но лингвистический анализ показал несомненную подлинность «Слова». С булгарским «Джахар Тарихы» — в чем-то очень схожая история, считает Николай Казаков.

Николай Казаков о себе

— Я родом из Татарстана, Дрожжановский район, деревня Новое Ильмово. Когда учился в школе, у меня появился интерес к изучению истории родного края. Тогда нам учителя ни о какой Волжской Булгарии вообще ничего не говорили, хотя жили мы совсем рядом от Болгар – древней столицы этого государства. В седьмом классе я задал себе вопрос: неужели в наших местах не было ничего достойного внимания? И я решил написать историю села Новое Ильмово. Многое тогда узнал. Гораздо позже, когда переехал в Ульяновскую область, меня стали интересовать все упоминания о Симбирске до официальной даты его основания. Говорят: Казань – древний город. Или Тетюши. Я считаю, что Симбирск был не менее важным центром Волжской Булгарии.

О чем говорит летопись

Свод «Джагфар Тархи» издан в Софии в 2001 году. Вот некоторые сведения из этой книги, которые приводит Николай Казаков:
«Симбир – булгарский балик (укрепленная крепость), основанный в 866 году, булгарская губерния эпохи первого эмирата (636 – 1236 гг.)».:
«…город находился в округе Мардан – Нур Сувар. Дороги в Буртас – Симбир находились под присмотром мардан – буртас и обслуживались булгарами. Царь Алмуш посетил Симбир и велел построить дополнительные укрепления крепостями и рвами. Для строительства укрепленных линий направил суварцев, дали им земли и территорию велел назвать сувар…». Мардан-буртасы и суварцы – это различные народы, населявшие страну. Последние считаются предками современных чуваш.
В тексте действительно содержится огромный массив информации. Нет, например, в официально признанных документах никаких сведений о возвращении багдадского посольства в 922 году из Волжской Болгарии обратно в Халифат. А в этом тексте есть, и довольно подробные.

«Мы в это верим»

Основываясь на этой летописи, а также на собранных им народных преданиях, чувашский краевед заявляет в своем письме ульяновским губернатору и мэру:
«Нынешний Ульяновск-Симбирск – это один из основных городов Волжской Булгарии. Здесь родились цари Отяк и Габдулла Чельбир (Чембер). Городу в следующем году исполнится 1145 лет. Надеемся, что губернатор Ульяновской области С. И. Морозов и мэр города А. П. Пинков поддержат нас в этом начинании, ведь наш город, где мы живем, древнее, чем Казань и Москва. Это так. Со временем это будет признано научным миром, и правда об основании города обязательно восторжествует. В это мы, чувашские краеведы и общественность города, верим».

Алексей Юхтанов

По сообщению сайта Аргументы и Факты