Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Зафар Гулиев: Азербайджанская дилемма: «или реформы, или революция»?

Дата: 30 марта 2011 в 01:00

После «пробных» акций протеста 11 и 12 марта, взорвавших застойную тишь политической жизни в Азербайджане, страна словно застыла в тревожном и интригующем ожидании первого митинга объединенных сил оппозиции, назначенной на 2 апреля. К слову сказать, официальный лозунг митинга «народ требует системных реформ», а явно подразумеваемый и активно пропагандируемый лозунг: «или реформы — или революция».

В контексте «арабских событий» и нарастающего в мире прессинга на авторитарные коррумпированные режимы, уже мало кто оспаривает наличие некоего внешнего фона, благоприятствующего основательным преобразованиям в Азербайджане. Да и в самой стране всё настоятельнее ощущается востребованность кардинальных реформ и перемен. Вхождение страны (после долгого затишья) в фазу митинговой активности и конфронтационного противостояния ещё более заострили внимание прессы, политических и экспертных кругов, да и рядовых граждан к теме желательности-нежелательности революции в Азербайджане и, соответственно, к вопросу готовности-неготовности азербайджанского социума к процессам революционного обновления ситуации.

Многие, так или иначе, признают наличие серьезных недугов в стране, катализирующих рост протестных настроений и содействующих формированию синдрома революционных ожиданий. По большому счету, почти все осознают, что так дальше продолжаться не может, что азербайджанское общество нуждается в неотложном комплексном лечении. В то же время, именно в способах выхода из тупиковой ситуации, в формах и методах лечения недугов наблюдается явное расхождение позиций. В последнее время на страницах газет, в социальных сетях, интернет-форумах, в общественных дискуссиях, в разговорах рядовых граждан все чаще обсуждаются возможности революционного изменения ситуации в стране. Люди в ожидании перемен и вектор ожиданий постепенно перенаправляется от власти на их оппонентов и на внешние круги. Вместе с тем, словно в пику нарастающим революционным ожиданиям, официальные круги вдруг активно заговорили о важности эволюционного пути исцеления и демократизации Азербайджана.

Спору нет, если есть реальные возможности эволюционного (пошагового) продвижения к демократии, если сохраняются ресурсы терапевтического лечения недугов, то вряд ли уместны и оправданы опасные методы революционной хирургии. Но с другой стороны, не отсутствием ли веры в возможность эволюционной трансформации (реформирования) существующей системы управления, не запаздывающими и сугубо имитационными шагами власти обусловлен синдром нарастающих революционных ожиданий в стране?

Официальные СМИ Азербайджана сегодня активно пишут об опасности революционных экспериментов, о злонамеренных планах Запада и их местных агентов по дестабилизации ситуации в стране, о незаинтересованности общества в нагнетании революционных угроз, о необходимости сплочения всех граждан вокруг действующей власти и т.д. Почему-то гораздо меньше внимания уделяется критическому осмыслению перспектив альтернативного варианта — эволюционного изменения ситуации. Насколько реальна, уместна и эффективна она в сегодняшнем Азербайджане? Ведь если революция — это по большей части дело оппозиции и протестной части общества, то эволюционное реформирование страны — это, безусловно, прерогатива власти. Готова и способна ли власть инициировать эволюционный дрейф в сторону подлинной демократии и внушить обществу доверие к её реформаторским шагам? Возможно ли демократическое самообновление, нравственное оздоровление, имиджевая реабилитация нынешней власти?

В первые годы прихода Ильхама Алиева к власти был крайне благоприятный и реально востребованный шанс повернуться лицом к реформам. Несмотря на неомонархический трансферт власти от отца к сыну в ходе скандальных президентских выборов, тем не менее, многие внутри страны и за ее пределами полагали, что с завершением эры правления Гейдара Алиева страна неизбежно пойдет по пути модернизации и позитивных реформ. По сути, курсу реформ уже тогда не было позитивной альтернативы. Но вот уже пройдена половина второго срока президентской деятельности Ильхама Алиева, а обещанных позитивных политико-экономических преобразований, по сути, не видно и реформаторские ожидания в обществе почти полностью рассеялись, уступив место беспросветному пессимизму или революционным настроениям.

Несмотря на декларируемые либеральные ценности и декоративные внешние перемены, основные параметры азербайджанской власти сохранились почти в неприкосновенности с советских времен правления Гейдара Алиева. С той лишь существенной разницей, что статус независимости страны и эксплуатация нефтяных ресурсов сделали эту власть еще более деспотичной и коррумпированной. По сути, сведены к минимуму все возможные формы общественного контроля и воздействия на авторитарную пирамиду исполнительной власти в Азербайджане. Для нужного контроля или воздействия нет ни экономических, ни юридических, ни политических условий: «алиевский истеблишмент» полностью приватизировал парламент, судебную систему, телеэфир, многие партии, НПО и СМИ, а отдельные проявления недовольства научился подавлять или игнорировать.

Теперь в атмосфере нарастания протестных настроений и революционных угроз (как извне, так и изнутри) правящая элита и официальная пропаганда вновь стали активно эксплуатировать тему реформ и эволюционного обновления ситуации в стране. Опять пошли в ход паллиативные меры и испытанные имитационные технологии: шумная компания борьбы с коррупцией, кадровые перестановки и ротации, социальные «пряники», реформаторские обещания и пр. Возможно, президент искренен в своих сегодняшних заверениях начать процесс позитивных реформ. Но ведь за словами должны последовать реальные дела, а они предполагают в первую очередь серьезную ревизию прежней политики: курса, методологии и, главное, команды. В противном случае получится как с теми людьми, которые по образному выражению Плеханова, «переводя вперед свои часы, воображают, что этим они ускоряют течение времени».

В целом, в стране сложилась неопределенная ситуация, когда у многих уже нет доверия к эволюционному реформированию и ещё нет доверия к революционному обновлению. Сегодня в обществе есть ясное понимание того, что перемены неизбежны: они востребованы временем, обществом и ситуацией. Но как подвигнуть закостеневшую страну и власть на путь реальных реформ и эволюционного разрешения противоречий? Оппозиция и значительная часть общества, несмотря на рост революционных ожиданий, демонстрируют заинтересованность в демократическом реформировании страны и готовность активного содействия в этом деле. Но коррумпированные олигархические круги во власти в корне не приемлют демократию: они не готовы и не способны к либеральным реформам. Псевдодемократической риторикой и имитационной игрой в эволюцию они лишь пытается выиграть время и снять виртуальную угрозу революции.

Неготовность власти к эволюционному варианту (реформам) актуализирует угрозу революции. В свою очередь, педалирование революционной угрозы, хотя и оказывает некоторое исправительно-воспитательное воздействие на власть, но электризует общество и снижает уровень его доверия к возможным реформаторским шагам власти. Словом, все в тревожном ожидании выхода из дилемной ситуации: революция или эволюция?

Сегодня, в контексте крушения диктаторских режимов в арабском мире и роста протестных настроений в самом Азербайджане взоры значительной части демократической общественности страны вновь с надеждой устремлены на Запад. Это и не удивляет: череда революционных процессов в мире и усиление международной поддержки борьбы за демократию привели в последнее время не только к чрезмерной актуализации, но и к заметной реабилитации западного фактора. И если авторитарный правящий режим реагирует на этот фактор с большой тревогой, неприязнью и опаской, то для оппозиции и демократической общественности страны, несмотря на серию горьких разочарований, Запад вновь воспринимается как последняя и даже чуть ли не единственная инстанция, способная помочь в деле либерализации Азербайджана.

Ход развития последних событий в мире вроде бы дает определенные основания таких надежд. Сегодня официальный Запад не стремится даже завуалировать свое недовольство правящим режимом Азербайджана и свою заинтересованность в серьезных переменах в политическом климате и курсе страны. Нет сомнений, что в осуществлении этих перемен Запад предпочел бы обойтись без опасного революционного аргумента. С этой целью он прилагает активные усилия для того, чтобы вырулить ситуацию в стране на «мягкий» эволюционный вариант, предполагающий борьбу с коррупцией, кадровые перемены, поэтапное реформирование политической и экономической системы в стране. Но в случае упорства правящей элиты, продолжения антидемократического курса и роста конфронтационного противостояния в стране Запад может «дать отмашку» и на более жесткий вариант. Словом, в контексте задействованных Западом новых политических тенденций, он объективно заинтересован в придании всем авторитарным режимам, включая и Азербайджан, более цивилизованного, современного, правового и демократического облика. Нет сомнений, что Азербайджан в преддверии реальных и давно уже востребованных политико-экономических перемен. И, надо полагать, эти перемены непременно произойдут — эволюционным или же революционным путём.й

По сообщению сайта REGNUM