Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Под знаком качества

Дата: 30 марта 2011 в 02:40

Пора от слов переходить к делу – именно этот нехитрый тезис можно было бы назначить неофициальным девизом VII научно-практической конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество», прошедшей в Уфе 24 – 26 марта.

Седьмая по счету ежегодная конференция была организована Ассоциацией российских банков (АРБ) и Ассоциацией кредитных организаций Республики Башкортостан (АКОРБ) при поддержке Национального банка Республики Башкортостан (НБ РБ). В отличие от предыдущих мероприятий такого рода она была посвящена не столько общим проблемам развития и стандартизации банковской деятельности, сколько конкретному вопросу – как улучшить с помощью стандартов качество работы российских банков.

 

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, выступая на пленарном заседании, говорил о новом имидже региона, об особенностях его развития на современном этапе и о роли кредитных организаций в этом развитии. Назвав банкиров «осторожными, спокойными, взвешенными людьми», президент выразил свое удовлетворение тем фактом, что для проведения конференции выбран именно Башкортостан, а также пообещал поддержку со стороны правительства и будущим конференциям.

Приветственное слово председателя Банка России Сергея Игнатьева зачитал участникам конференции начальник управления департамента банковского регулирования и надзора Банка России Юрий Степанов.

Президент АРБ Гарегин Тосунян выступил с докладом о стратегии развития банковской системы России, подчеркнув в своей речи важность повышения качества работы банков. Он отчитался о проделанной Ассоциацией работе в области стандартизации банковской деятельности: за последний год Координационный комитет АРБ представил на обсуждение банковскому сообществу 4 стандарта, а всего за шесть лет их было разработано 17.

Стандарты разрабатываются созданными специально для этих целей рабочими группами из специалистов разных банков и размещаются (внимание, методологи!) в свободном доступе на сайте АРБ.

Как и в прошлом году, г-н Тосунян не преминул отметить высокую дисциплину участников и организаторов конференции (которую он назвал «содержательной традицией»): мероприятие началось ровно в 10 утра при полном зале. Впрочем, как впоследствии пожаловался один из участников конференции, нарушающим регламент докладчикам организаторы пообещали размер превышения отведенного им времени перевести в денежный эквивалент и вычесть из командировочных.

О качестве работы банков говорил и председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин: по его мнению, сейчас именно вопросы качества выходят на передний план. Особое внимание г-н Вьюгин уделил темпам, масштабам и структуре кредитной работы банков; слишком высокие темпы роста кредитования несут в себе повышенные риски, уверен он.

Председатель Координационного комитета АРБ по стандартам качества банковской деятельности, вице-президент АРБ Анатолий Милюков рассказал собравшимся о проблемах и перспективах стандартизации качества банковской деятельности.

 

С приветственной речью выступил председатель правления АФБанка Айдар Зубаиров, являющийся также президентом Ассоциации кредитных организации Республики Башкортостан (АКОРБ), которая стала соорганизатором конференции.

В выступлении председателя Национального банка Республики Башкортостан Рустэма Марданова речь шла о возможности саморегулирования деятельности банков, основанной на стандартизации. Г-н Марданов рассказал о том, что идея разработки стандартов и проведения конференций по этой теме принадлежала первому заместителю председателя Банка России Андрею Козлову и Гарегину Тосуняну, а также обозначил миссию конференции как повышение функциональной роли и устойчивости банковской системы через улучшение качества ее деятельности.

Говоря о качестве разрабатываемых стандартов, Рустэм Марданов подчеркнул, что теперь их разработкой занимаются не один-два человека, а рабочие группы, что позволяет обеспечить их актуальность и практическую применимость.

Во второй половине первого дня конференции своим опытом работы поделились с российскими банкирами их зарубежные коллеги: руководитель проекта по России строительно-сберегательной кассы «Швэбиш Халль» (Германия) Эммлер Маттиас и консультант Международной финансовой корпорации (IFC) Юдит Буруч.

Об опыте применения уже утвержденного стандарта качества организации работы по управлению бизнес-процессами в банках рассказала главный бухгалтер Новикомбанка Татьяна Радченко. В ходе обсуждения ее доклада было высказано пожелание упростить изложенный стандарт, сделать его более доступным и даже проводить специальные семинары для его внедрения в практику банковской деятельности.

Начальник отдела департамента регулирования расчетов Банка России Михаил Мызников рассказал о реализации подходов регулятора к стандартизации в национальной платежной системе.

Председатель совета директоров Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов Владимир Гамза в своем докладе поднял вопросы взаимодействия банков и кредитных брокеров. Он рассказал об истории создания Ассоциации как саморегулируемой организации профессиональных кредитных посредников и призвал банковское сообщество к организации и ведению совместной деятельности.

На следующий день присутствующие на первой секции, посвященной собственно стандартам качества банковской деятельности, с напряженным вниманием слушали выступление Надежды Козыревой, члена правления ЗАО «ДжиИ Мани Банк» — она рассказывала о так называемых «стандартах ответственного кредитования» и о способах предотвращения конфликтов между банком и заемщиком. Судя по задаваемым вопросам, многие из присутствующих банкиров взяли на заметку методы и технологии, описанные докладчиком (автору же этой статьи подумалось, что, будь этот опыт распространен на все организации, Роспотребнадзор остался бы без работы).

Весьма полезным для практического применения, и это было видно по реакции аудитории, оказался также доклад вице-президента, директора службы поддержки клиентов КБ «Ренессанс Капитал» Ирины Лариной. Г-жа Ларина поделилась описанием процесса рассмотрения претензионных обращений клиентов банка, отобрав, таким образом, еще один кусок хлеба у главного санитарного врача России.

Секция № 2 в это время обсуждала перспективы применения стандартов кредитных продуктов в системе рефинансирования (там развернулась бурная дискуссия о форме стандарта и возможности его использования в целях рефинансирования со стороны Банка России), а секция № 3 – стандарты рефинансирования рынка жилья. На жилищной секции в центре обсуждения были новые направления расширения кредитования населения: ипотека, использование стройсбережений, особенности опыта и эксперименты в этой области, анализ проблем и многое другое.

Всего в течение двух дней на пленарных заседаниях и в различных секциях участвовало более 150 человек – представители Банка России, кредитных организаций, банковских ассоциаций, общественных организаций, научных и учебных заведений, средств массовой информации.

На первенстве по горным лыжам, прошедшем на третий день конференции, участников оказалось гораздо меньше; что, впрочем, ничуть не испортило праздника ни спортсменам, ни зрителям. Кстати, соревнования проводились не просто так, на основании «Положения о соревнованиях», утвержденного специально для этого случая председателем Нацбанка Башкортостана (а чего еще ожидать от конференции по стандартам?).

Подводя итоги конференции, президент Координационного комитета АРБ Анатолий Милюков перечислил следующие основные позиции.

Участниками конференции решено в ближайшее время создать «систему управления стандартами» и выпустить сборник по утвержденным стандартам качества банковской деятельности. Для этого с учетом уроков кризиса и практики применения утвержденных стандартов членам Координационного комитета АРБ необходимо их актуализировать.

В 2011 году предложено рассмотреть вопрос об учреждении некоммерческой организации для целей добровольной сертификации по стандартам качества АРБ в порядке, установленном в Федеральным законе «О техническом регулировании».

Координационному комитету АРБ с участием Банка России рекомендовано создать рабочие группы и организовать разработку новых стандартов: по кредитным брокерам, по профессиональным требованиям к работникам банка, по взысканию долгов.

Было также принято решение провести в 2011 году первый Всероссийский конкурс на соискание премии в области менеджмента качества банковской деятельности.

Участники конференции практически единодушно настаивали на том, чтобы оргкомитет конференции обратился в Банк России с предложением учесть ряд выводов и рекомендаций по стандартам в инструктивных положениях Банка России, отмечает Милюков.

Единогласно поддержано предложение Координационного комитета о том, чтобы сделать банковскую систему Республики Башкортостан полигоном по практической отработке новых предложений.

По сообщению сайта Банкир.ру