В Антарктике найден паразитирующий на других вирусах вирус

Дата: 30 марта 2011 в 13:32

Ученые обнаружили в соленом антарктическом озере вирусы, паразитирующие на других вирусах. Работа исследователей опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а ее краткое изложение приводит портал Nature News.

Специалисты определяли последовательность так называемого коллективного генома микроскопических обитателей озера Organic Lake (Органическое озеро), которое находится на востоке Антарктиды. Ученые отбирали образцы живых организмов и расшифровывали их ДНК, после чего определяли в общей генетической массе фрагменты индивидуальных геномов.

В числе прочих геномов ученые обнаружили геномы гигантских вирусов из группы фикоднавирусов, которые паразитируют на водорослях. В ДНК фикоднавирусов авторы обнаружили вкрапления генетического материала, напоминающего ДНК вируса Sputnik, который паразитирует на других вирусах. Sputnik был впервые обнаружен в 2008 году — он обитал в клетках амеб, живущих в башенном охладителе в Париже, и для своего размножения использовал гены гигантского мамавируса, также живущего в амебах.

Тот факт, что геном большого вируса содержит фрагменты генома меньшего вируса (он был назван Organic Lake Virophag (OLV) — вирофаг Органического озера), указывает, что последний паразитирует на первом, и что эти два вируса долгое время сосуществовали вместе (для вирусов характерно «заимствовать» фрагменты ДНК друг у друга). Ученые полагают, что, сдерживая развитие фикоднавирусов, OLV способствуют размножению и процветанию водорослей.

С тех пор, как паразитизм среди вирусов был впервые обнаружен, специалисты нашли уже несколько примеров этого явления. Так, в марте 2011 года другой коллектив авторов описал вирус, названный Mavirus, который паразитирует на вирусах CroV — обладателях самого большого генома среди всех известных на сегодня вирусов. CroV поражают организмы Cafeteria roenbergensis, которые являются одними из самых распространенных представителей зоопланктона.

Исследователи не исключают, что родственные Sputnik вирусы-паразиты могут обитать по всему миру — ДНК OLV была обнаружена в коллективных геномных базах данных организмов, обитающих в другом антарктическом озере (Ace LAke), в лагуне Пунта Корморант (Punta Cormorant) на Галапагосских островах, а также в заливе Дэлавер.

По сообщению сайта Meta · новости дня