Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Страна на курьих ножках, или Почему русские не любят самих себя (откровения Владимира Девятова о нашей культуре)

Дата: 30 марта 2011 в 14:52 Категория: Новости культуры

Вот и очередной сладкозвучный шаблон, соответствующий всем критериям Евровидения, поедет представлять нашу страну на престижном международном конкурсе. Помимо, естественно, англоязычной песни, Алексею Воробьеву подобрали даже подходящее (почти голливудское) имя: Alexey Sparrow, что буквально переводится как «Алексей Воробей». И в очередной раз русская песня оказалась за бортом. А ведь в 2007 году Сербия не побоялась представить на Евровидении песню со своей национальной составляющей в самом подтексте баллады, причем на родном языке. И победила!

«Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
За право выступать на Евровидении в мае 2011 года боролись (уже не в первый раз) и «Бурановские бабушки», славящиеся своими фольклорными кавер-версиями известных хитов, и Владимир Девятов с песней «Гуляй, Россия!».
Только в этом году национальный вещатель Евровидения — Первый канал — решил не проводить национальный отборочный конкурс среди претендентов путем голосования, а воспользоваться правом самостоятельного выбора участника от России.
В результате задорный фольк-лорный коллектив из удмуртского села Бураново неожиданно заменили на финалиста телеконкурса «Секрет успеха».
Несмотря на то, что многие зрители оставляют восторженные отзывы о «бабушках» в интернете, организаторы почему-то решают «не рисковать», а использовать проверенную модель поведения на сцене: симпатичный стильный юноша, динамично двигающийся и поющий в общем-то не хитрую песню на английском языке. Мы словно заранее прогнозируем самовнушением: нашу русскую культуру никто не поймет. А ведь «бабушки» — это вам не просто фольклор! Уж они-то умеют подать народную песню: даже The Beatles и Queen знают. Да что «Битлз» — Гребенщикова и Цоя!
Недавно побывавший в Новосибирске подвижник русской песни народный артист России Владимир Девятов (концерт которого, кстати, прошел в столице Сибири на ура) рассказал очень узкому кругу журналистов, почему у нас в стране, несмотря на очевидную любовь самого народа к традиционной песне, эта самая народная песня практически не звучит по радио и на телевидении. И это при том, что каждый год музыкальные учебные заведения России выпускают специалистов-народников, призванных нести в массы (как бы громко это ни звучало) наше исконное, вечное. Однако… где же они?
— Это неправда, что народная музыка, народный зритель не популярны среди молодежи, — мы приведем рассуждение артиста как «смонтированный» в результате дискуссии монолог. — Вот взять хотя бы наш коллектив (Владимиру Девятову в его выступлениях на гастролях помогает вокально-танцевальная фолк-группа «ЯR-марка» — «ЧС»): в какие бы регионы мы ни приезжали с концертами — видим, насколько огромное количество коллективов работает самодеятельно или профессионально именно в жанре народной песни! Это даже не единицы, а сотни тысяч, десятки сотен тысяч!
В стране существует стройная система получения специального образования в области народного пения, начиная от музыкальных училищ (колледжей) и заканчивая высшими учебными заведениями, где готовят исполнителей и руководителей народных хоров. И как раз в отношении КОЛИЧЕСТВА задейст-вованных людей в народных коллективах мы имеем абсолютный приоритет по сравнению с другими направлениями. Несмотря на то, что наш жанр представлен в СМИ одной-единственной системной программой «Играй, гармонь!», сущест-вующей в формате конца 80-х, не претерпевая никаких модификаций. Несмотря на засилие попсы. Несмотря на существование общего представления о том, что народная культура умерла и что фольклорные песни исполняют одни бабушки.
Это совершенно не так! Говорю как профессионал, который занимается этим делом уже 30 лет. Вы можете просто зайти в интернет, набрать в поисковике «народная песня» — и увидите огромное количество сайтов, материалов, коллективов. И к нам обращаются сотни коллективов молодых ребят, которые как-то хотят продвинуться.
Но вся проблема в том, что наши СМИ (в первую очередь телевидение, во вторую — FM-радиостанции) почему-то совсем не адекватно оценивают уровень популярности, музыкальности этого жанра. Для них существует один аргумент: «не формат».
А ведь русская народная песня — это хит номер один во всем мире. Я проехал 45 стран с гастролями. И знаю как абсолют: наша народная песня запросто конкурирует (если даже не превосходит) с любой народной музыкой, народной песней любого государства. Ну, разве что может уступить неаполитанцам. А так — «Калинку», «Очи черные» знают везде, где бы мы ни выступали: и в Америке, и в Африке, и в Европе, и в Азии.
Например, в США отношение к нашему выступлению было абсолютно позитивным в продолжение ВСЕГО концерта, независимо от того, знакомы ли им были песни или нет (это может послужить аргументом в вопросе с перспективой успеха народной песни на Евровидении — «ЧС»). Это ярко, это красочно, это задорно, это зажигательно. Если уж грустно, то до потери пульса. А если уж гуляем — то на полную катушку. Людей цепляет душа!
Поэтому средства массовой информации поступают не совсем адекватно: это просто неуважение к самим себе. Приезжая в ЛЮБУЮ страну, включая телевизор, я вижу ИХ национальную культуру. Это уровень самоуважения. А у нас так: вот это — моя дача, а если за забором грязь, то и бог с ней.
Я — русский, понимаете? И я могу своим русским сказать: мы себя не любим. Мы себя не только не любим, но даже в какой-то степени ненавидим. Я это почувствовал, когда моя дочь Марина, продвигаясь на эстраду через телевизионный музыкальный проект «Народный артист», вдруг исполнила, казалось бы, логично — НАРОДНУЮ песню. Я залез в интернет и увидел, что пишет молодежь: «доярка», «дура», «колхозница» и т. д. Попробуйте сказать кавказцу, чеченцу или осетину, что его народная музыка — дерьмо, и он — колхозник! Морду набьет! Имеет право. Русский же кивнет: «угу».
И почему такое происходит? Потому что, скажем, на Кавказе это передается от рождения. У нас же не уважают старость, не сочувствуют больным и не помогают им. У нас не уважают самих себя.
Когда на Евровидении победили сербы, мы как раз были в Сербии на гастролях. Работа у людей в связи с подобным триумфом соотечественников замерла! Они шли по улице, пили, гуляли! И спросили у нас: почему мы (в смысле русские) поем на английском языке? Я не смог ничего ответить!
Вот посмотрите: и украинцы поют на украинском. Мы должны в себе воспитать не презрение к другим нациям, а чуть-чуть приподнять себя. Украинский народ ведет себя более правильно по отношению к собственной культуре: он ее уважает больше, чем мы. И поэтому ИХ язык представлен на Евровидении.
И призыв у меня такой: давайте уважать себя. Не гадить на свои традиции, на свою историю и культуру, а помнить, что это — музыка, на которой воспитывалось поколение наших дедов, прадедов и т. д. Нельзя сохранять традиции насильно. И я не прошу всех петь народные пес-ни, но если С ДЕТСТВА прививать уважение к своей культуре, то никакая сила не заставит написать: «доярка», «дура», «колхозница».
Когда я был в Австралии на гастролях, мне были подарены учебники русских народных песен для русских гимназий. Можете себе представить, чтобы такое было сейчас?
Мне приятно приезжать в Новосибирск и видеть новые современные здания, огромное количество машин… Мы идем вперед, но о том, что мы — великие, мы не помним. А ведь наша культура, действительно, величайшая культура в мире. Мы приехали в Штаты, и в Солт-Лейк-Сити нас повели в музей, где показали шляпу Джозефа Смита (основателя секты мормонов, пророка-мученика — «ЧС»), на которую молится весь штат Юта — ей ВСЕГО-ТО 150 лет. А они говорят с восторгом: «Видите, ей 150 лет!» А я про себя подумал: что такое 150 лет для России? У нас крепостное право 150 лет назад было отменено. У нас огромное количество исторических ценностей, которые мы не видим, потому что их некуда поставить, так как музеи в развале, потому что финансируется это все по остаточному принципу.
Да, мы должны внедрять новые технологии. Но ПЛАТФОРМУ, ОСНОВУ нельзя вымывать, а она у нас вымыта. Мы стоим на каких-то курьих ножках в нашей стране.
Когда я приехал в Таиланд, то увидел по телевидению огромное количество тайских джорджей майклов, элтонов джонов, тин тернер, фредди меркьюри… И все они — даже не второй, а десятый сорт.
Вот и мы стоим на таком же уровне и никак не можем понять, что никогда не достигнем той высоты, на которой находятся западные исполнители, — так и будем представлять второсортные копии Димы Билана. Нас не пустят на рынок — первое. И второе: наша продюсерская система настроена не на то, чтобы «вылезали» наиболее талантливые, а на то, чтобы заработать деньги: на людях, которых можно завтра сменить. Возьмем так называемые девичьи группы: «ВИА Гра», «Фабрика» — любая из солисток (и уже не только гипотетически) легко заменяема.
В свое время я подготовил письмо на самый верх, чтобы его подписали Л. Зыкина, Л. Рюмина, В. Толкунова, Н. Калинин — с тем, чтобы вообще какое-то внимание обратили на народную музыку, на народную песню — с точки зрения хотя бы расположенности, нормального отношения руководства тех или иных телевизионных каналов. И решил их собрать: ну, мол, девки, давайте. Мы вместе учились, пили портвейн, гуляли. Что вы все такие крутые стали? Я-то вас знаю!
Не удалось! Они друг друга терпеть не могут просто! Поэтому у нас и нет ничего.
У меня огромное уважение к нашей провинции (а перечисленные певицы почти все из глубокой провинции), потому что именно она и составляет тот костяк, основу музыкальной культуры, которой я занимаюсь. Но вот эта некая провинциальность и прямолинейность и не позволила нам сформировать рынок исполнителей народной песни. Я понимаю, что в шоу-бизнесе все эти поцелуйчики — грязь и лицемерие, ведь за спинами они так поносят друг друга! А у народных певиц и этого нет! Народники ведь простые деревенские — куда им соблюдать приличия!
Поэтому и нет нас ни на радио, ни на телевидении, кроме двух Надь. У нас что — талантов мало в России? Огромное количество! Но почему-то проводимое в стране мероприятие, посвященное народной музыке и песне, никак не отражается в СМИ.

Золото без ореола
Никто не собирается подавать на Евровидении русскую традиционную музыку, что называется, в чистом виде. Руководители коллективов, сами исполнители просеивают ее сквозь сито эстрады, сквозь элементы шоу — и Владимир Девятов здесь не является исключением. Его видеоклипы — просто загляденье. Нужно лишь просто ХОТЕТЬ это заметить.
К слову сказать, оказавшийся в нашем городе в тот же день солист легендарной группы «Синяя птица» Сергей Дроздов (подчеркнем: НАСТОЯЩЕЙ «Синей птицы», а не одной из множества существующих подделок), представитель, правда, уже жанра советской ПОПУЛЯРНОЙ музыки, тоже в свое время ощутил на себе несправедливое отношение к настоящей ПЕС-НЕ. Всенародно любимый лирический хит «Клен» в исполнении «Синей птицы» так ни разу и не был назван Песней года, хотя достоин называться даже Лучшей пес-ней ХХ века, посетовал певец.
И что любопытно: выступая как-то на гастролях на разогреве (!) у популярной молодежной певицы МакSим, группа «Синяя птица», пес-ни которой для многих в 70—80-х годах стали просто судьбоносными, «почему-то» прошла лучше. Что не удивительно, ведь ребята сочиняют действительно ПЕСНИ, а не те однодневки, которые сегодня сплошь и рядом звучат в эфире.
Не подтверждает ли это точку зрения Владимира Девятова по поводу того, что нужно лишь показать, открыть молодежи другое искусство? И как раз народная песня — это то, на чем стоит наша национальная культура, это ее стержень. Ведь еще Михаил Иванович Глинка сказал: «Народ сочиняет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»