Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сто вопросов и ответов (подготовлены докторами юридических наук, членами Конституционного совета РК В.Малиновским и А.Нурмагамбетовым при непосредственной поддержке Института законодательства РК)

Дата: 30 марта 2011 в 15:02 Категория: Новости науки

Сто вопросов и ответов

 

Выдержки из брошюры «Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан: вопросы и ответы», подготовленные докторами юридических наук, членами Конститу­ционного совета РК Виктором Малиновским и Аманжолом Нурмагамбетовым при непосредственной поддержке Института законодательства РК.

 

– Вправе ли кандидат в Президенты снять свою кандидатуру?

– Кандидат в Президенты в любое время до регистрации и за два дня до голосования может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением об этом в Центральную избирательную комиссию.

– Вправе ли высший орган республиканского общественного объединения отменить свое решение о выдвижении кандидата в Президенты Республики Казахстан?

– Высший орган республикан­ского общественного объединения в любое время до регистрации и после нее может отменить свое решение о выдвижении кандидата в Президенты, обратившись с соответствующим представлением в Центральную избирательную комиссию.

Однако в качестве гарантии конкурентности и соревновательности Законом «О выборах» установлено следующее правило: в случае если по результатам выбытия кандидатов после окончания срока регистрации осталось менее двух кандидатов в Президенты, Центральная избирательная комиссия своим постановлением продлевает срок выборов.

– Возмещаются ли расходы, понесенные из республиканского бюджета, в случаях снятия кандидатом своей кандидатуры или отмены решения о выдвижении кандидата в Президенты РК?

– Если снятие кандидатом в Президенты своей кандидатуры или отмена решения о выдвижении кандидата произведены без вынуждающих к тому обстоятельств, Центральная избирательная комиссия вправе отнести на счет кандидата либо, соответственно, выдвинувшего его общественного объединения часть понесенных из средств республиканского бюджета расходов на проведение избирательной кампании.

– Освобождаются ли кандидаты в Президенты от работы и выполнения иных обязанностей на период избирательной кампании?

– Кандидаты в Президенты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов вправе освобождаться от работы, военной службы и воен­ных сборов.

Таким образом, кандидаты в Президенты сами решают, освобождаться от работы, военной службы и военных сборов на период избирательной кампании или нет.

– Освобождается ли действующий Президент РК, являющийся одновременно кандидатом в Президенты, от исполнения обязанностей Главы государства на период предвыборной кампании?

– Не освобождается. В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Конституции полномочия Президента республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины. Согласно пункту 1 статьи 47 Конституции, Президент РК может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Пунктом 2 статьи 47 Основного закона установлено основание, по которому Президент может быть отрешен от должности, – это совершение государственной измены. Данными конституционными нормами установлены также и процедуры принятия названных решений.

Иных способов освобождения от должности Президента РК в Конституции не предусмотрено.

– Какие установлены гарантии деятельности кандидатов в Президенты республики в ходе избирательной кампании?

– Кандидаты в Президенты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов не могут быть уволены с работы, переведены на другую работу или должность без их согласия, а также направлены в командировку или призваны на военные сборы.

Время участия кандидата в Президенты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации.

– Что такое предвыборная программа кандидата в Президенты Республики Казахстан и каково ее содержание?

– Каждый кандидат в Президенты республики имеет предвыборную программу своей будущей деятельности. Закон «О выборах» не устанавливает специальные требования к содержанию предвыборной программы.

На практике она включает основные направления будущей деятельности кандидата в Президенты республики в случае его избрания: в сфере экономики, политического и социального развития, внешних отношений, обороны, образования, культуры, совершенствования государственных органов и др.

Однако предвыборная программа не должна провозглашать идеи насиль­ственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований.

В случае нарушения названных требований Центральная избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, а в случае выдвижения кандидатом в Президенты такой предвыборной программы после регистрации – отменить решение о регистрации.

– Является ли обязательным выступление кандидата в Президенты с предвыборной программой будущей деятельности?

– Это право, но не обязанность кандидата в Президенты. Безусловно, каждый претендент на высший государ­ственный пост крайне заинтересован в получении большего числа голосов избирателей. Поэтому, как правило, кандидат в Президенты исключительно большое значение придает форме и содержанию своей предвыборной программы, ее привлекательности, имеющей цель побудить избирателей отдать голоса именно за его кандидатуру.

Если же по какой-либо причине кандидат в Президенты не выступает с предвыборной программой – это его право, и, согласно Закону «О выборах», какие-либо юридические последствия не наступают.

– Могут ли формироваться инициативные группы по выборам Президента Казахстана?

– Нет, так как создание инициативных групп Законом «О выборах» не предусмотрено.

– Каков правовой статус доверенных лиц кандидата в Президенты Республики Казахстан?

– Кандидаты в Президенты вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидатов.

Кандидаты в Президенты определяют доверенных лиц по своему усмотрению, в количестве, не превышающем трех человек на каждый избирательный участок, и сообщают о них для регистрации в соответствующую избирательную комиссию.

Лица, предлагаемые кандидатом в Президенты в качестве доверенных лиц, представляют в соответствующую избирательную комиссию заявление о своем согласии быть доверенным лицом.

Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им соответствующие удостоверения.

Доверенное лицо должно быть гражданином Республики Казахстан и не может быть членом какой бы то ни было избирательной комиссии, а также лицом, занимающим должность политического государственного служащего. Однако административному государственному служащему не запрещается быть доверенным лицом при определенных условиях, например, при нахождении в отпуске.

Доверенные лица действуют в пределах полномочий, представленных им в письменной форме кандидатом в Президенты.

Доверенные лица утрачивают свой статус по завершении избирательной кампании, по личной инициативе, по решению кандидата в Президенты, а также в случае отмены регистрации кандидата в Президенты.

– Что такое предвыборная агитация и каков порядок ее осуществления?

– Предвыборная агитация – дея­тельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании «за» или «против» того или иного кандидата в Президенты.

Иностранцам, лицам без граждан­ства, иностранным юридическим лицам и международным организациям запрещается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов в Президенты, достижению определенного результата на выборах.

Предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов в Президенты и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов (то есть начинается с 3 марта и заканчивается в 24 часа 1 апреля 2011 года). При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня по­вторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.

Предвыборная агитация осуществляется:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шест­вий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий в порядке, установленном законодательством, и не запрещенных Законом «О выборах»), а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;

3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;

2) военнослужащим Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;

3) членам избирательных комиссий;

4) религиозным объединениям.

– Почему государственным органам и органам местного самоуправления, должностным лицам, военнослужащим, членам избирательных комиссий и религиозным объединениям запрещено заниматься предвыборной агитацией?

– Государственный орган представляет собой составную часть механизма государства, формируемую по воле государства, осуществляющую свои функции от имени государства. К специфическим признакам, позволяющим отличить государственные органы от негосударственных, относятся, в частности, наделение государственных органов распорядительными полномочиями, закрепление за каждым государственным органом четко установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности, правил взаимоотношений с другими государственными органами и организациями.

Согласно статье 89 Конституции, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.

Запрет государственным органам и органам местного самоуправления, должностным лицам при исполнении служебных обязанностей проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационно-пропагандистские материалы основан на необходимости исключить возможность влияния на волеизъявление избирателей вышеназванных органов и должностных лиц, имеющих реальные рычаги воздействия на выборный процесс.

Конституция гласит (пункт 2 статья 23), что военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Следовательно, вышеназванные категории граждан обязаны находиться вне политики и не должны участвовать в проведении предвыборной агитации.

Во избежание субъективизма и нарушения принципа беспристрастности членам избирательной комиссии также запрещается проводить предвыборную агитацию. Казахстан утверждает себя светским государством (пункт 1 статьи 1 Конституции), и деятельность политических партий на религиозной основе не допускается, поэтому запрет религиозным объединениям вмешиваться в политику и проводить предвыборную агитацию является обоснованным и законным.

Осуществление перечисленными субъектами агитации в пользу конкретных кандидатов повлечет также нарушение принципа равного избирательного права.

– Может ли должностное лицо, находящееся на государственной службе, заниматься предвыборной агитацией во внерабочее время, то есть во время междудневных перерывов в работе, а также в выходные и праздничные дни?

– Не может. Должностное лицо выполняет функции государственного служащего и во внерабочее время. Однако должностное лицо может уволиться с государственной службы и непосредственно заниматься предвыборной агитацией в пользу кандидата в Президенты. Для этой же цели, по заявлению должностного лица, руководитель вправе предоставить государственному служащему ежегодный отпуск или отпуск без сохранения заработной платы.

– Установлены ли какие-либо другие запреты в ходе предвыборной агитации?

– Да. Кандидатам в Президенты, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должност­ного или служебного положения в Законе «О выборах» понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в другой служебной зависимости, к осуществлению предвыборной агитации, за исключением случаев, когда указанные лица осуществляют агитацию в качестве доверенных лиц кандидата;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата в Президенты, если иным кандидатам не гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях.

Соблюдение установленных настоящим пунктом статьи 27 Закона «О выборах» ограничений не должно препятствовать выполнению должностными лицами своих служебных обязанностей.

С момента назначения выборов кандидатам в Президенты, а также от их имени или в их поддержку любым физическим и юридическим лицам запрещается проведение благотворительных мероприятий, за исключением организации зрелищных и спортивных.

Нарушение кандидатом в Президенты, а также их доверенными лицами правил, установленных настоящим пунктом, влечет за собой отмену решения о регистрации кандидата.

Запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти – без письменного разрешения наследников.

– Каковы обязанности средств массовой информации в период проведения кандидатами в Президенты предвыборной кампании?

– Средства массовой информации обязаны: осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов в Президенты; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата в Президенты; предоставлять указанным лицам возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом или передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения.

Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвыборной кампании и сообщения, установленные законом о выборах. Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.

Должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в Законе «О выборах».

Так, запрещается публиковать материалы, провозглашающие идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, разжигающие социальную, расовую, национальную, религиозную, сословную и родовую рознь, культ жестокости и насилия.

Периодические печатные издания центральных и местных исполнительных органов обязаны публиковать сообщения избирательных комиссий, данные о кандидатах, участвующих в выборах, в порядке и объеме, определяемых Центральной избирательной комиссией.

При опубликовании результатов опроса общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.

Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.

Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или в пункте для голосования.

– Что такое ненадлежащая предвыборная агитация?

– Ненадлежащей предвыборной агитацией считается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег либо обещанием предоставления таковых, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных материалов, а также значков, флагов, флажков, специально изготовленных для избирательной кампании. Проведение ненадлежащей предвыборной агитации запрещается.

– Какие установлены гарантии кандидатам в Президенты при проведении предвыборной агитации?

– С момента окончания срока регистрации и до окончания агитационной кампании (то есть до 24 часов 1 апреля 2011 года) кандидаты в Президенты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в печати и других средствах массовой информации.

Кандидатам в Президенты гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Государство гарантирует кандидатам в Президенты равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Каждому кандидату в Президенты предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа.

Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам в Президенты. Условия договора о предоставлении кандидатам эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимущества тому или иному кандидату в Президенты. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее, чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов (то есть не позднее 14 февраля 2011 года), а также представлены в центральную и областные избирательные комиссии при выборах Президента.

Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов в Президенты, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади и другим кандидатам в Президенты.

Очередность выступления кандидатов в Президенты в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно. Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере.

Местные исполнительные органы и органы самоуправления предоставляют кандидатам в Президенты на договорной основе помещения для встреч с избирателями. Избирательные комиссии совместно с местными исполнительными органами и органами самоуправления составляют график встреч кандидатов в Президенты с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации. Условия предоставления помещения должны быть едиными для всех кандидатов.

– Какие установлены гарантии гражданам и общественным объединениям при проведении предвыборной агитации?

– Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации за или против того или иного кандидата в Президенты в соответствии с Законом «О выборах», иными законодательными актами республики.

Граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с настоящим Законом «О выборах» избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования.

– Каков порядок издания и использования агитационных печатных материалов в период предвыборной кампании?

– Для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных печатных материалов соответствующие избирательные комиссии выделяют кандидатам в Президенты равную сумму денег. Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Запрещаются изготовление агитационных печатных материалов за пределами территории Казахстана, а также распространение анонимных агитационных материалов.

Местные исполнительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями определяют места для размещения агитационных печатных материалов для всех кандидатов и оснащают их стендами, щитами, тумбами. Агитационные печатные материалы размещаются на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов в Президенты.

Кандидаты в Президенты вправе вывешивать агитационные печатные материалы в иных местах с разрешения собственника соответствующего объекта. Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования.

В помещении избирательной комиссии и помещении для голосования размещается информация о кандидатах в Президенты в едином формате с фотографией кандидата и стандартным набором сведений, установленных Центральной избирательной комиссией.

– Когда прекращается предвыборная агитация?

– Любая предвыборная агитация запрещается в день выборов и предшествующий ему день (то есть в 24 часа 1 апреля 2011 года). Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, могут сохраняться на преж­них местах.

– Каковы источники финансирования выборов?

– Согласно Закону «О выборах», различаются государственное и негосударственное финансирование выборов.

Так, выборы кандидата в Президенты финансируются из средств республиканского бюджета через счета местных исполнительных органов, открываемые для этих целей. Распоряжение бюджетными средствами, поступающими на эти счета из республиканского бюджета, осуществляется территориальными избирательными комиссиями.

Из средств республиканского бюджета покрываются расходы на:

1) организацию и деятельность избирательных комиссий, аренду помещений, командировочные расходы, оплату труда консультантов, экспертов, членов лингвистической комиссии;

2) выступления кандидатов в Президенты в средствах массовой информации;

3) проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов и выпуск агитационных материалов кандидатов в Президенты, производимые в соответствии с Законом «О выборах»;

4) транспортные расходы кандидатов в Президенты в размерах, устанавливаемых Центральной избирательной комиссией.

Законом «О выборах» допускается и негосударственное финансирование выборов посредством образования в установленном законом порядке избирательных фондов кандидатов в Президенты.

– Что такое избирательный фонд кандидата в Президенты?

– Избирательный фонд кандидата в Президенты составляют аккумулированные на законных основаниях денежные средства, зачисленные на специальный временный счет кандидата в Президенты и предусматривающие расходование для нужд предвыборной кампании. Избирательные фонды подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz