Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Гагарина сгубило благородство?

Дата: 30 марта 2011 в 15:34

Появилась еще одна версия гибели знаменитого космонавта

В «АиФ» – Нижнее Поволжье» написал письмо бывший летчик Виулен Луганцев, который своими воспоминаниями откликнулся на материал «Гагарина сгубила паника», в которой высказывались предположительные мотивы гибели первого советского космонавта.

Бывший военный летчик 2-го класса, летавший 12 лет на реактивном самолете ИЛ-28, выдвигает свою версию, которая, на ваш взгляд, заслуживает пристального внимания и изучения.

Версия о том, что причиной гибели Ю. Гагарина и его инструктора В. Серёгина могла быть разгерметизация кабины, не выдерживает критики, поскольку всем профессиональным лётчикам известно, что полёты в разгерметизированной кабине и без кислородной маски на высотах 4-5 тыс. метров, на которых они тренировались в тот день (27 марта 1968 г.), вовсе безопасны. Однако что же помешало этим опытным лётчикам вывести МИГ-15 из пикирования и катапультироваться?

Предлагаю версию весьма редкой поломки в системе так называемого бустерного управления штурвалом самолёта. Дело в том, что при полётах на истребителях на больших (околозвуковых) скоростях нагрузка на рули высоты резко возрастает. И для преодоления этих высоких нагрузок конструктивно предусмотрена вспомогательная гидравлическая (бустерная) система управления рулями по сигналам лётчика.

 
Так вот, очень редко, но бывают случаи, когда в трубопроводах этой гидросистемы происходит разрыв перегородки, разделяющей трубопроводы встречных потоков жидкости. В таких случаях штурвал «замирает» в одном положении и не реагирует больше ни на электрические сигналы, ни на физические усилия.

Именно такой случай произошел с моим бывшим приятелем Николаем Кругловым – лётчиком 1-го класса, командиром эскадрильи полка ПВО во время тренировочного полёта в качестве инструктора со вторым пилотом (проверяемым) капитаном П. Когда штурвал заклинило в положении пикирования и скорость быстро увеличивалась до сверхзвуковой, Н. Круглов несколько раз скомандовал напарнику: «Прыгай!» Но тот почему-то не выполнил этих команд.

Когда до земли оставалось несколько сот метров, Круглов катапультировался уже на сверхзвуковой скорости. От удара воздушной волны плексиглаз шлема, защищавший лицо, раздробился на мелкие кусочки, которые врезались в лицо. Парашют лишь частично затормозил скорость падения на деревья. Поэтому одна нога его оказалась сломанной. Лишь на третьи сутки поисковая группа обнаружила его.

Пока он лежал в военном госпитале в Хабаровске, члены комиссии, расследовавшей катастрофу, весьма усердно требовали от него «сказать правду» о причинах падения самолёта. В этих домоганиях сквозил откровенный намёк: «Почему ты спасся, а товарища бросил?». Особенно усердствовали в этом представители КБ завода МИГ. На все его объяснения о том, что штурвал не подчинялся их усилиям вывести самолёт из пикирования, они категорически заявляли: «Такого быть не может».

Круглов же требовал поставить систему бустерного управления на испытательный стенд и «гонять» её без остановки до первой поломки. Это требование было выполнено лишь после вмешательства высшего командования. Через несколько суток работы бустерного блока упомянутая перегородка прорвалась.

Так вот: не по этой ли причине Гагарин и Серёгин не смогли вывести МИГ-15 из пикирования? Если да, то нетрудно предположить и причины, по которым они не смогли катапультироваться. Во-первых, это могла быть элементарная неисправность катапультного устройства первой кабины.

Во-вторых, ограниченность времени на принятие решения. Можно предположить, что, снижаясь со скоростью примерно около 300 м/сек., они достигли высоты 800–1000 м (т.е. минимальной высоты, сохраняющей ещё шанс спасения жизни с раскрытым парашютом) за 8–12 секунд.

Могли ли они за это время принять согласованное решение о катапультировании? А что, если в ответ на команду Серёгина: «Прыгай!» (которую он обязан был как инструктор дать, а после прыжка Гагарина прыгать сам) Гагарин крикнул: «Прыгай ты, а я за тобой!». Ведь нельзя исключать, что у каждого из них в эти мгновения мелькнула мысль: как я буду жить, если спасусь, а он погибнет?

Впрочем, в условиях современного морального состояния общества далеко не каждый может понять благородство терзаний души этих лётчиков в такие трагические мгновения.

По сообщению сайта Аргументы и Факты