Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Дневник подлеца: В драме прошла премьера спектакля по пьесе Островского

Дата: 30 марта 2011 в 18:50

На самом деле выбиться в люди очень просто. Карьера, удачный брак, связи, деньги… Да все сокровища земные, при условии, что вы умны и чертовски обаятельны.

Рецепт успеха прост до неприличия: льстить грубо и беспардонно. И мёд на устах самое лучшее в мире оружие. Ничем не примечательный человек в два счёта может превратиться в предмет всеобщего обожания. И совершенно не важно, какой сейчас год на календаре. Поэтому неудивительно, что премьера омского драмтеатра по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты» звучит так современно. Карикатурные характеры с перевесом в гротеск, унылая пошлость жизни и отчаянное желание ради своей мечты идти по головам. Знакомо?

Главный герой пьесы Егор Глумов (в талантливом исполнении молодого актёра драмы Сергея Сизых) выбирает именно такой ход конём. Хороший психологический ход. Себя он характеризует тремя словами «Я умён, зол и завистлив». Глумов действительно только и делает, что «злится да эпиграммы на всю Москву пишет». Не пропадать же таланту? Вот и решает молодой человек в одно мгновение перевернуть свою жизнь – добиться успеха при помощи лести. Нет-нет, он и не думает смеяться над глупыми людьми. Он просто пользуется их слабостями, записывая их в свой тайный дневник. Если бы Глумов только знал, чем обернутся для него его собственные записи…

Минимум декораций на сцене. Основной акцент – световой. Яркая игра теней напоминает  шахматную доску. Тона и полутона. Чёрное и белое. В продолжении так и хочется сказать «плохое и хорошее», но, увы, положительных героев в пьесе нет. Высший свет, окруживший предприимчивого хитреца Глумова, охотно ведётся на все его «уроки вежливости». Дядюшке – Нилу Федосеичу Мамаеву (Валерий Алексеев) не хватает внимательного слушателя. Его жене Клеопатре Львовне (Екатерина Потапова) – влюблённого поклонника, будущей невесте Машеньке (Мария Мекаева) – умного и очаровательного кавалера… И всё это – Глумов. Удачное сочетание любящего племянника, страстного любовника и обходительного жениха. Не человек, а коробка шоколадных конфет. Если, конечно, не брать в расчёт сцены, в которых мистер обаяние ниспадает до обычного эгоиста. Стоит заметить, что примерить такое количество актёрских масок за один спектакль – удивительное мастерство. Путь от восторженности и преклонения до истинной неприязни занимает доли секунд.

Комедия характеров  XIX века нередко оборачивается комедией положений. Один только шаг в сторону и весь созданный мир рушится за мгновение. Ещё утром Глумов «увеличивает количество добра на земле», а дядюшка учит его томно вздыхать по собственной жене. Но вот уже сокровенный дневник попадает в руки тех, о ком и писались резкие, но правдивые строки. Собственная репутация напоминает корабль, терпящий бедствие. Но это не жалкое зрелище, если есть что сказать в ответ. На этот раз честно. Обличительный монолог Глумова – не оправдание.  

Сам глумовский дневник напоминает летопись людской пошлости и глупости. А ключевые составляющие пьесы Островского — удачное трио из писательства, грубой лести и правды. Глумов, пусть и отрицательный, но честный герой времени. Без указания конкретной эпохи. Постановка омской драмы хоть и хрестоматийная, но легко позволяет трансформировать сюжет. И главного героя с лёгкостью можно представить в XXI веке в роли современного блоггера, который каждый вечер пишет скабрезные записи в электронный дневник. Современно? Ещё бы. Главное ведь, оставаться честным. Хотя бы наедине с самим собой.

Глумовские похождения на омской сцене воплотил Александр Кузин – режиссёр и театральный педагог, заслуженный деятель искусств России. Сценографию к спектаклю создал заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ Александр Орлов. Художник по костюмам – Ирина Чередникова.

В спектакле заняты ведущие артисты театра: Сергей Сизых, народные артисты России Валерий Алексеев, Валерия Прокоп, Евгений Смирнов, заслуженная артистка России Татьяна Филоненко, артисты Мария Мекаева, Екатерина Потапова, Татьяна Прокопьева, Олег Теплоухов, Егор Уланов, Руслан Шапорин.

По сообщению сайта Аргументы и Факты