Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Больше позитива

Дата: 30 марта 2011 в 20:11

На прошлой неделе компания Standard & Poor’s — мировой лидер в сфере предоставления независимой справочно-аналитической информации и услуг по оценке рисков – в очередной раз «похвалила» Иркутскую область.

Вернее, её способность и готовность своевременно, а также в полном объёме выполнять свои финансовые обязательства.

Это выразилось в повышении долгосрочного кредитного рейтинга региона с «В+» до «ВВ-» при сохранении прогноза «Позитивный». В целом, по мнению экспертов, область является платёжеспособной, но неблагоприятные экономические условия могут отрицательно повлиять на возможности выплат по долгам.

По словам аналитика S&P Феликса Эйгеля, за последние 2,5 года финансовая политика Иркутской области стала более жёсткой: региональные власти предпринимают меры по сдерживанию роста бюджетных расходов и поддержанию умеренного уровня долга.

При этом нашу экономику эксперты характеризуют как хорошо диверсифицированную (то есть деятельность ведётся в разных сферах производства, торговли и услуг), причём с долгосрочным потенциалом роста. В частности, ему могут способствовать выгодное стратегическое положение между Западной Сибирью и Дальним Востоком, богатство природных ресурсов и запланированные государственные инвестиции в новые отрасли народного хозяйства. Однако нужно учитывать и значительные расходы на инфраструктуру, которые обусловлены обширной территорией региона и суровыми климатическими условиями. Кроме того, налоговая база и ставки основных налогов в Приангарье, как, впрочем, и в других субъектах Федерации, находятся под контролем федерального правительства, что ограничивает возможности для наращивания собственной доходной базы на местах. К примеру, в прошлом году на долю основных налогов и безвозмездных перечислений из госказны приходилось 98% доходов области.

— Тем не менее, с середины 2008 года иркутское правительство принимает меры по сокращению расходов, которые наряду с дополнительными средствами из федерального бюджета позволили региону улучшить финансовые показатели во время недавнего экономического кризиса. А в 2009-2010 годах удалось добиться лучших финансовых показателей за последнее десятилетие. Следовательно, появилась возможность сократить долг и нарастить остатки на счетах бюджета, что может помочь области исполнять свои долговые обязательства даже при временном ухудшении экономической ситуации или нежелании банков предоставлять ей кредиты, — уверен Феликс Эйгель.

Говоря о снижении долговой нагрузки, аналитик подчеркнул, что прямой долг в среднем сократился примерно с 22% от уровня текущих доходов в 2006-2008 годах до 10% в 2010-м. Ежегодное уменьшение поистине внушительного размера госдолга наглядно демонстрируют абсолютные показатели: если прогноз на 1 января прошлого года был 14,3 млрд руб., то на начало этого — уже 6,9 млрд (верхний предел — 8,6 млрд). Таким образом, только на обслуживании долга регион сэкономит до 1,5 млрд. В лучшую сторону меняется и его структура: дорогие банковские кредиты во многом благодаря договорённостям губернатора Дмитрия Мезенцева постепенно замещаются льготными бюджетными.

— В период 2009-2010 годов одной из форм поддержки региональных бюджетов стало предоставление из госказны кредитов под 1/4 ставки рефинансирования Центробанка РФ. Естественно, этот инструмент оказался самым дешёвым из всех возможных, поэтому региональные власти стремились получить такие кредиты, — отмечает эксперт. — Однако по мере сокращения данной программы поддержки, скорее всего, придётся вернуться к рыночным заимствованиям — банковским кредитам или облигационным займам. Поэтому более важным с точки зрения кредитоспособности является снижение уровня долга по отношению к доходам бюджета.

Между тем, начиная с августа прошлого года, свободные денежные средства области превысили 4 млрд руб. и на 1 января 2011-го покрывали её расходы на обслуживание и погашение долговых обязательств на период 12 месяцев. Помимо этого, для поддержания ликвидности область может временно пользоваться ресурсами, предназначенными для осуществления делегированных государством расходных полномочий, а это без малого 1 млрд руб.

По мнению специалистов, одной из важнейших финансовых задач для Иркутской области должно стать увеличение капитальных расходов областного бюджета — обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность. По данным S&P, на протяжении последнего пятилетия их доля была довольно низкой, в 2009-2010 годах — менее 10%.
— Это означает, что инфраструктура Приангарья остаётся недофинансированной и на её улучшение может понадобиться большой объём дополнительных средств. Следовательно, области снова может потребоваться нарастить долг, — считает Феликс Эйгель.

Ещё одна проблема — наличие просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований. На 1 января-2010 она вкупе с долговыми обязательствами местных органов власти составляла примерно 9% от общего объёма доходов региона.

Дальнейшее изменение кредитоспособности Иркутской области, полагают эксперты, будет зависеть от того, какую финансовую политику местное правительство будет проводить в предстоящие 2-3 года. Если дефицит бюджета окажется небольшим, а долг будет расти относительно медленно, то кредитный рейтинг может быть повышен. Вообще прогноз «Позитивный» отражает мнение агентства о том, что восстановление экономики области и её твёрдая приверженность курсу по сдерживанию увеличения текущих затрат могут способствовать уменьшению объёма условных обязательств и росту необходимых вложений в инфраструктуру, причём без чрезмерной нагрузки на бюджет.

Комментируя новую кредитную оценку, выставленную региону международной службой, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев отметил:

— Повышение кредитного рейтинга Приангарья и переход в более высокую категорию долгосрочных рейтингов повышает инвестиционную привлекательность территории, снижает издержки по привлечению заёмных средств, способствует размещению новых облигационных займов, направленных на расширение круга инвесторов, а также имеет положительное значение при принятии банками и другими финансовыми организациями решений о кредитовании.

Также губернатор сообщил, что по присвоенному S&P кредитному рейтингу мы опережаем Томскую область и практически сравнялись с Красноярским краем и Республикой Саха (Якутия).

Компания Standard & Poor’s обеспечивает участников финансового рынка справочно-аналитическими материалами и электронными базами данных, осуществляет анализ рисков, необходимый для присвоения кредитных рейтингов, оценки состояния рынков капитала и валют. Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитенту (правительству страны, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, страховым компаниям, фондам и др.) или отдельному долговому обязательству. Они выражают мнение S&P относительно способности и готовности эмитента своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. В странах СНГ агентство присваивает рейтинги по международной шкале (по обязательствам в национальной и иностранной валюте) и по национальным шкалам, созданным специально для каждой конкретной страны (в настоящее время для России и Казахстана). При этом рейтинг не является рекомендацией покупать, продавать или хранить те или иные ценные бумаги.

Компания Standard & Poor’s составляет прогнозы по рейтингам Иркутской области уже более 12 лет. С 2000 года данные показатели в основном росли — снижение рейтинга произошло лишь раз, в марте 2009 года, и единожды в худшую сторону (со «Стабильного» на «Негативный») изменился прогноз — в октябре 2008-го. Во многом это было обусловлено кризисными явлениями в экономике страны, в частности, ухудшением ситуации на финансовых рынках и общим экономическим спадом. В результате выросли расходы области на обслуживание и погашение долга. Однако с октября-2009 агентство исключительно повышало кредитную оценку региона. Таким образом, долгосрочный рейтинг по международной шкале за 11 лет «подрос» с «ССС» («эмитент испытывает трудности с выплатами по долговым обязательствам и его возможности зависят от благоприятных экономических условий») до «ВВ-» («эмитент платёжеспособен»), а прогноз его изменения вот уже почти год остаётся «Позитивным».

По сообщению сайта Аргументы и Факты