Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Истина превыше факта

Дата: 31 марта 2011 в 07:40

Данияр АШИМБАЕВ, «Время», 31 марта

Историю работы нынешнего правительства можно писать по-разному. Кто-то не забудет отметить финансовый кризис, девальвацию, неудачную административную реформу, рост тарифов и цен. Кто-то напомнит, что уровень коррупции в исполнительной власти превысил все возможные показатели – два министра, председатель агентства, толпы ответсеков, вице-министров и председателей комитетов находятся либо в тюрьме, либо под следствием, либо в розыске (не считая экс-министра по ЧС, сбежавшего в Швейцарию). Это, конечно, будут критики. А продвинутый человек отметит четыре рубежных этапа – эра личного сайта премьера, эра блогомании, эра планшетникофилии и наступивший на этой неделе приход Карима МАСИМОВА в социальные сети.
Не успела отечественная публика отойти от бурного интернет-нашествия кандидатов в президенты, как премьер сообщил своим поклонникам, что открыл свои страницы на Twitter, Facebook, On.kz и Ilike.kz и отныне рассматривает их в социальных сетях «как возможность непосредственного общения с людьми во всем мире и Казахстане».
Глава правительства не смог дождаться, когда анонсированные прелести «электронного правительства» свяжут его напрямую с налогоплательщиками, подчиненными и коллегами, и решил искать их самостоятельно. Так сказать, в режиме «ручного управления» процессом.
Возникает закономерный вопрос: а где, собственно, те самые механизмы прямой связи власти и народа, в борьбе за создание которых пали миллионные бюджеты и десятки государственных программ? Надо сказать, что государственная программа – документ особый. В нем государство вроде бы берет на себя определенные обязательства по достижению неких показателей. Документом этим следует восхищаться, регулярно отчитываться о принятии всех возможных мер по реализации и рассказывать о том, какое светлое будущее ждет страну. При этом правила хорошего тона, принятые в Казахстане, настоятельно требуют от авторов и исполнителей той или иной программы – делать вид, что программа реализована полностью и эффективно, а от сторонних наблюдателей (то есть граждан-налогоплательщиков) – воздерживаться от лишних вопросов.
Возьмем, к примеру, центры обслуживания населения, существующие уже несколько лет и представляющие собой головную боль для всех, кому довелось сталкиваться с этими структурами. Недавно они перешли в ведение Министерства связи и информации. И первое, о чем заявил профильный министр, – «впечатления от похода в ЦОН, как правило, остаются не самые приятные. Первое, что предстоит сделать всем заинтересованным государственным органам, – проанализировать пакет документов, запрашиваемый ЦОНом для получения той или иной услуги, и по возможности сократить его». Кроме того, министр предложил «установить ключевые показатели эффективности, которые будут определять результативность работы». И критика правильная, и идея хорошая, но возникает странное ощущение. Собственно говоря, эти идеи и были, точнее, должны были быть заложены при их создании. Но кого это, право, волнует?
Раз уже зашла речь об информации, то надо вспомнить «электронное правительство». В соответствующей госпрограмме ее целью было названо «обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам, повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий». Прошли годы. Все тот же Счетный комитет констатирует: «Отмечены нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 509,9 млн. тенге, отсутствие комплексной проработки вопросов разработки и внедрения отдельных компонентов информационной системы «электронного правительства», недостаточно четкое определение целей и задач разрабатываемых информационных систем».
Для того чтобы понять, что у казахстанского чиновника большие проблемы и со связью, и с информацией, и уж тем более с предоставлением «электронных государственных услуг», далеко ходить не надо. Возьмем сайт правительства, где есть рубрика «Постановления». Данные о том, какие важные документы и решения вышли за подписью премьера и его замов в феврале и марте сего года, не приводятся. Зато в январе опубликованы аж два постановления (№ 33 и 47) – «Об утверждении Правил и условий присвоения статуса «Академический» государственным организациям культуры, отдельным профессиональным художественным и творческим коллективам» и «Об утверждении Правил распространения отечественных телевизионных и радиопрограмм независимо от форм собственности телерадиовещательных организаций посредством спутниковых систем вещания». Возникает закономерный вопрос: а где остальные? Либо правительство весь первый квартал занималось присвоением статуса «Академический», либо его решения являются совершенно секретными документами.
Не радует и ситуация с личностями тех, кто готовит эти решения. В списке работников канцелярии премьера указано, что г-н Краубаев является заведующим отделом макроэкономического анализа и программного мониторинга, а г-н Айдарбеков – заведующим отделом индустриально-инновационного развития. Но первый ушел с этой работы еще в мае прошлого года, а второй – в сентябре. Наверное, у них давно назначены преемники, но из сайта правительства об этом узнать сложно. Или это такой хитрый ход: нет человека – и никто не сможет нести ответственность? По примеру ФНБ «Самрук-Казына»: в фонде недвижимости пост председателя правления вакантен уже полгода, в фонде развития предпринимательства «Даму» – третий месяц. На днях освободилось кресло президента Банка развития…
Посмотрим, какая ситуация в других ведомствах. На сайте Министерства нефти и газа за полгода было опубликовано четыре новости, на сайте Агентства по управлению земельными ресурсами – пять (последняя – в январе). Не удалось обнаружить сайт комитета по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий. Унылое зрелище представляют собой сайты акимата Атырауской области, национальной компании «Казатомпром», холдинга «КазАгро«…
Сайты региональных органов власти – вообще феерия. Вот Восточный Казахстан: «Представители гражданского общества провели совещание. В нем принимали участие районный филиал НДП «Нур Отан», члены районного Гражданского альянса, общественный советник акима области, районный совет ветеранов войны и труда, районный совет женщин, общества предпринимателей, депутаты районного маслихата, представители ООН, члены общества ветераны афганистанской войны, имам района, представители СМИ. На этом совещании с докладом «Вместе построим будущее» из послания президента РК Н.А. Назарбаева выступил начальник районного отдела внутренней политики. Все участники и члены гражданского общества высказывали свои мнения о послании, поддерживали и в дальнейшем будут вести пропаганду среди народа». Или вот Алматинская область. Под красивым заголовком «На строительство детских спортивных площадок выделено более 1 млн. тенге» начинается текст следующего содержания: «Вчера поздно вечером в г. Капшагае состоялась презентация нового, десятого по счету, казино «Космос». На его строительство учредителями ТОО «Cosmos Intertainment» было инвестировано 620,0 млн. тенге…»
Но это так, лирическое отступление…
Возвращаясь к информационному освещению вопросов государственной политики, нельзя не отметить лаконичный тон, которым описываются те или иные недостатки (слово «проблемы» использовать как-то не принято). Вот, к примеру, сообщение Минфина: «Комитетом финансового контроля … за 2010 год... установлены нарушения бюджетного законодательства в сумме 230 008,6 млн. тенге… Установлены нарушения при проведении государственных закупок на сумму 199 026,9 млн. тенге… К дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечены 6679 работников проверенных объектов контроля, из них 37 освобождены от занимаемых должностей». Получается, что шесть с лишним тысяч чиновников допустили нарушений более чем на 400 миллиардов тенге (по 64 миллиона на брата в среднем). И это не считая проверок финансовой полиции, Счетного комитета и прокуратуры. Между тем член Счетного комитета Зинаида Загоскина на днях обмолвилась, что «если сумма выявленных нарушений в 2009 году составила 27,8 миллиарда тенге, то в 2010 году, по предварительной оценке, достигла 60 миллиардов, или рост более чем в 2 раза». Кто эти безымянные герои? Почему уволен только 1 процент?
Недавно председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью озвучил на заседании правительства новую программу по противодействию коррупции до 2015 года: «Приоритетной задачей определено формирование антикоррупционного мировоззрения, повышение правовой грамотности и уровня доверия граждан к государственным органам». Его горячо поддержал премьер Масимов: «Я считаю, что это очень важная программа. Без вовлечения населения, гражданского общества очень сложно бороться с коррупцией». Складывается такое впечатление, что идея насчет «формирования антикоррупционного мировоззрения» относится в первую очередь к населению, а не к государственному аппарату, которому оно (население) должно больше доверять.
Вообще понятие «доверие» – один из ключевых терминов государственной информационной политики. Государство доверяет же населению голосовать за него на выборах. Почему же население не может доверять государству в таких вопросах, как эффективное и бескорыстное управление? С этой точки зрения существующая практика информационного освещения деятельности министерств и ведомств вполне адекватна. Она не должна давать обществу и шанса усомниться в правильном поведении исполнительной власти. Собственно, и общество наше вполне адекватно родному государству – одни его представители либо встроены в систему отношений, о которых обе стороны предпочитают помалкивать, а другие всегда могут найти время и силы поорать на государство с митинговой трибуны или из Интернета независимо от наличия повода для критики.

По сообщению сайта Nomad.su