Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Скончалась легенда советского кино, Людмила Марковна Гурченко

Дата: 31 марта 2011 в 11:11 Категория: Новости культуры

Главная актриса страны, Людмила Гурченко скончалась на 76-м году жизни, сообщил ее супруг Сергей Сенин.

Народная артистка СССР Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. В 1958 году окончила ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), в 1964-1966 годах была актрисой театра «Современник», в 1966-1969 годах – актрисой Госконцерта, а затем работала по договорам.

В кино Людмила Гурченко дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды»(1956 год). Второй картиной актрисы стал фильм «Сердце бьется вновь» (1956 год) режиссера Абрама Роома.

В том же 1956 году на экраны вышла музыкальная комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», где Людмила Гурченко сыграла клубного работника Леночку Крылову. Эта роль принесла актрисе необыкновенную популярность. В 1956 году она, будучи студенткой ВГИКа, сыграла в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» клубного работника Леночку Крылову. Непосредственная молодая девушка, исполняющая песню «Пять минут», мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодежи. Отмечалась естественность и открытость актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийное и эстрадное дарование, неплохие вокальные данные.

В 60-е годы актриса немало снималась, заявив о своих разносторонних способностях. Следом за «Карнавальной ночью» вышла музыкальная комедия «Девушка с гитарой». Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме («Гулящая», 1961), драмах («Балтийское небо», 1961; «Рабочий поселок», 1966), военной драме («Роман и Франческа», 1960), фарсе («Женитьба Бальзаминова», 1965), спортивной комедии («Укротители велосипедов», 1963).

И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы «Старые стены» (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.

В последующее десятилетие Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис. Теперь ее приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. В 1972 году она снялась в фильме «Табачный капитан», в 1973 — «Цирк зажигает огни», на следующий год — в «Соломенной шляпке», в 1975 — в «Небесных ласточках», а еще через год — в картине «Мама».

Ради роли в музыкальном фильме «Мама» Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино». Съемки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.

Помимо музыкальных комедий регулярно выходили ее телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы («Песни военных лет» с ее собственной композицией). Гурченко была ярка и неподражаема. Но все это имело и другую сторону — со временем за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли, что, конечно же, не могло устраивать Людмилу Марковну…

Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа. Она хотела играть драматические роли и добилась своего. Интересными стали ее роли — Рита в мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» (1982) и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1983). Эти работы были отмечены призами: «Золотой орел» — «За лучшую женскую роль» — на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран».

Не менее интересны случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли («Полеты во сне и наяву», 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном («Познавая белый свет», 1979). Образ Таи Соломиной в «Сибириаде» (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма — и в эти моменты актриса наиболее убедительна.

А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено еще в «Старых стенах», Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах «Двадцать дней без войны» (1977, роль Ники) и «Пять вечеров» (1979, роль Тамары Васильевны).

Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний «Мое взрослое детство» (1982).

В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и актрисе приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы («Прохиндиада-2», 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью («Нелюдь», 1990; «Белые одежды», 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы («Послушай, Феллини!..», 1993) или музыкальный бенефис («Люблю», 1993).

В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле «Недосягаемая», поставленном режиссером Л. Трушкиным по произведению С. Моэма. Здесь ее талант проявился с новой стороны. Она предстала на сцене как бы символом одиночества «женщины средних лет» в «романтическом фарсе».

2000-е годы ознаменовались выходом таких фильмов с участием Людмилы Гурченко, как «Старые клячи» (2000 год), «Женское счастье» (2001 год), «Если завтра в поход…» (2004 год), «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя» (2006 год), телевизионного мюзикла «Двенадцать стульев» (2004 год), телесериала «Взять Тарантину» (2005 год).

Около сорока лет Людмила Гурченко играла в театре.

Людмила Марковна Гурченко являлась народной артисткой СССР (1983 год).

Была награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000 год) и III степени (2005 год) и Почетным знаком «Общественное признание» (1998 год).

Она дважды была удостоена приза «За лучшую женскую роль» на кинофестивале в Маниле (1982 год, фильм «Любимая женщина механика Гаврилова») и Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1983 год, фильм «Вокзал для двоих»).

Людмила Гурченко была удостоена звания лучшей актрисы за исполнение женской роли в фильме «Бег на месте» на III Международном фестивале комедийных и сатирических фильмов в Габрове, Болгария (1985 год).

В личной жизни актрисы было достаточно драм и разочарований.

Первым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Б. Пильняка и двоюродный брат знаменитого грузинского режиссера Шенгелая. Через три года студенческий брак распался. Гурченко осталась одна. Их дочь Маша не стала связывать свою судьбу с кинематографом, выучившись на медсестру.

Со вторым мужем Иосифом Кобзоном Гурченко также рассталась и впоследствии не любила вспоминать об этом периоде своей жизни. Актриса утверждала, что он у нее теперь вызывает «одно чувство — глубокой иронии». 18 лет длился брак актрисы с Константином Купервейсом, пианистом в эстрадном оркестре под управлением Александра Горбатых.

Со своим последним мужем, Сергеем Сениным Гурченко познакомилась во время съемок фильма «Секс-сказка» по Владимиру Набокову, где он был продюсером. Потом они вновь встретились на съемках фильма «Любовь». Когда съемки завершились, они решили больше не расставаться. Так они и прожили вместе до последних дней актрисы.
Несмотря на свой возраст Людмила Марковна и в последние годы своей жизни регулярно появлялась на экране. Ее называли русской Марлен Дитрих, сравнивали с Любовью Орловой.

О ее внешности ходили легенды. И в 60 и в 70 лет она была изящна и легка. Секрет ее молодости видимо заключался в ее неуемной энергии. Людмила Марковна всегда все хотела получать по максимуму, потому и успела так много.

Выражаем искренние соболезнования родным и близким Людмилы Гурченко.

Фильмография:

Все фото к статье

По сообщению сайта Аргументы и Факты