Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Есть ли у власти тарифный план?

Дата: 31 марта 2011 в 11:40 Категория: Новости политики

Есть ли у власти тарифный план?

Порцию одних из самых неприятных сюрпризов в недавно начавшемся 2011 году украинцам регулярно приносят и будут приносить коммунальные «платежки». Цены растут, народ ропщет, а власть, похоже, находится в мучительном поиске: как бы компенсировать вполне вероятные рейтинговые потери?

Дорогой ценой

Проблемы отечественного жилищно-коммунального хозяйства стабильно относятся к числу всегда актуальных и всегда же трудных для решения. Проблемы с оплатой услуг населением, еще большие проблемы – с компенсацией тарифной разницы между «Сколько надо» и «Сколько властям не страшно брать с народа«… Износ инфраструктуры, который приводит к увеличению затрат… Низкая энергоэффективность, которая, опять же, приводит к увеличению затрат… Неочевидное ценообразование, из-за которого падает платежный энтузиазм населения… Из года в год украинские власти ходят по кругу, периодически пытаясь вырваться за его пределы. Каждое новое правительство обещает и ЖКХ реформировать, и народ не обидеть. И правящий ныне лагерь не исключение.

Пока обещанные Виктором Януковичем и Николаем Азаровым преобразования остаются перспективой не слишком определенного будущего, как минимум, с одним вопросом власть пытается худо-бедно справляться. В Украине неуклонно растут коммунальные тарифы – по мнению специалистов, в 2011 году страну ожидает самый впечатляющий ценовой рывок за пять лет. С начала года уже успели подорожать отопление и горячая вода, холодная вода и электроэнергия, а во многих населенных пунктах – еще и квартплата. Остановка на достигнутом в ближайшее время не запланирована: уже с первого апреля для населения снова подорожает электричество. Кроме того – на апрель же был предварительно запланирован обещанный МВФ первый этап поднятия цены на газ: для людей – на 20 процентов, для предприятий теплокоммунэнерго – на 26. И газ, и свет в течение года продолжат дорожать. Обещают в ряде регионов и дальнейший рост цен на другие коммунальные услуги, тем более – отопление и горячая вода попадают в «группу риска» автоматически – вслед за подорожанием «голубого топлива».

«Тарифное» поведение властей без особого труда обосновывается по схеме «Не мы такие – жизнь такая». Кредиторы настаивают, газ дорожает (о «народно-коммунальном» оттенке харьковских соглашений вспоминать уже не принято), инфраструктура ветшает, а, значит, требует больших денег на обслуживание… А народ не платит. Не то, чтобы совсем не платит – долги именно населения воображение не поражают, основные потери приходятся на другое звено – коммунальные предприятия, но что-то ведь с этим нужно решать?..

Варианты решения проблемы во властных эшелонах рассматривают в ассортименте. От масштабных, но пока несколько неопределенных – вроде обещания провести системную реформу жилищно-коммунального хозяйства. Через чуть более конкретные – как, например, идеи о благе тендерных закупок в отрасли (при этом наличие альтернативы нынешним поставщикам-монополистам остается под вопросом) или реструктуризации долгов коммунальных предприятий. До мер, адресованных непосредственному потребителю, – намерения ввести пеню за просроченные платежи (с января этот механизм так и не заработал) или, снова-таки, повысить тарифы. Но экономические затруднения предсказуемо загоняют руководство страны в угол, где его поджидает новая напасть – боязнь потерять рейтинги.

Власть на выдумки хитра?

О том, что резвое повышение коммунальных тарифов может пройти по категории одной из самых непопулярных реформ, эксперты неоднократно предупреждали представителей власти. И в верхах, судя по всему, масштабы печальных перспектив представляют себе достаточно отчетливо. Как подтверждение тому при желании можно воспринимать ряд затеянных инициатив и озвученных намерений.

Повышение платы за «коммуналку» в украинских условиях зачастую выглядит как необходимая, а порой – и безотлагательная – мера. Но для того, чтобы народ снисходительно отнесся к настойчивому заглядыванию в свой кошелек, сильным страны сей необходимо что-либо своему порыву противопоставить. В условиях, когда социологи регулярно фиксируют снижение популярности властей, было бы наивно всерьез рассчитывать на добрую волю населения и его готовность потерпеть во имя светлого будущего. Карательные меры, как, например, возвращение пени тоже себя могут не оправдать – и долги рискуют не уменьшиться, а увеличиться, и люди вряд ли с радостью воспримут такие меры. Неудивительно, что пытаясь решить сразу две задачи – поднять тарифы и не потерять рейтинги – власти используют разные инструменты. А в последнее время среди прочих методов можно выделить две группы приободряющих лозунгов – обещания справедливости и обещания помощи.

Основной проблемой неготовности населения безропотно реагировать на те цифры, которые они каждый месяц видят в квитанциях, традиционно считается недоказанная обоснованность украинских тарифов. Даже если предложенные цифры верны, а коммунальные предприятия – благодетели, каких мало, услышать убедительные аргументы в пользу позиции поставщика (если не считать таковыми давно знакомые мантры про «Все равно будет ниже себестоимости») приходится нечасто. «Никакой объективной полной информации по действующему законодательству невозможно получить, потому что она, как правило, находится за соответствующими грифами «ДСП» (гриф «Для служебного пользования», — «Подробности»), «коммерческая тайна». Она дает возможность нашим монополистам — облэнерго, облгазам максимально скрывать эту информацию и выставлять нам уже готовые счета», — пояснял экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.

В рамках кампании «Мы не дадим наживаться на тарифах и паразитировать на государственном и коммунальном имуществе» (цитируя первого вице-премьера и министра экономразвития Андрея Клюева) Кабмин уже не раз обещал отстаивать справедливость и бороться с необоснованными тарифами в регионах. Намерение ввести уголовную ответственность за тарифы «с потолка» 30 марта озвучил премьер. Борясь с недобросовестными властями на местах, Центр может попробовать одним махом убить нескольких зайцев: и в самом деле где-то посодействовать снижению тарифов; переложить ответственность за непопулярные в народе решения на регионы; а заодно и – получить дополнительный рычаг влияния на местные власти. Правда, в случае выполнения одного из президентских обещаний, перекладывать проблему на чужие плечи правительство сможет недолго.

Еще одним проявлением тарифной справедливости в исполнении нынешнего руководства государства может стать унификация тарифов. Как известно, идея о том, чтобы НКРЭ регулировала все тарифы по стране, прозвучала еще в 2010 году. Настойчиво высказался в поддержку «обобщения» и президент – во время «Прямого разговора со страной». «Я вам давал задание, пожалуйста, еще раз повторяю, чтобы в ближайшее время вы предложили систему, дорогие коллеги, чтобы ценообразование в государстве было единым, то есть, чтобы тарифы в регионах на воду, на газ, на жилищно-коммунальные услуги были одинаковые», — обратился он к своим соратникам 25 февраля. В Кабмине считают, что ничего совсе уж недостижимого в пожелании главы государства нет. «Не будет такого, что в разы есть расхождения сегодня между областями, равными по условиям. Но есть несколько областей, которые сложно привести (к единому тарифу, — «Подробности»), к примеру, город Киев. Потому что совершенно разные затраты на доставку той же воды», — рассказывал в начале марта вице-премьер и министр регионстроя и ЖКХ Виктор Тихонов. У экономистов такие идеи вызывают неоднозначную реакцию: намерение избежать ощутимого дисбаланса звучит похвально, но абсолютно унифицировать тарифы по всей стране – сложно и незачем. «С одной стороны было бы неплохо, ведь Украина не настолько большая страна, чтобы условия жизнедеятельности существенно отличались. А, с другой стороны, ситуацию не нужно упрощать, потому что в разных областях разные затраты на производство одних и тех же услуг. В разных краях тарифы должны быть разными, и вряд ли есть смысл проводить перекрестное субсидирование и взаимные компенсации для разных коммунальных служб», — считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

Пока всеобщая тарифная справедливость только маячит на горизонте, другим орудием власти остается обещание народу всяческих благ в случае своевременной оплаты. Можно предположить, что стандартные посулы оформлять субсидии всем нуждающимся находят ответ в сердцах далеко не всех избирателей. К тому же, «скидки для малоимущих» не гарантируют своевременных выплат со стороны тех слоев населения, которые уже не попадают в льготные категории, а в свете настойчивых попыток все больше дифференцировать тарифы в зависимости от норм потребления – напротив, могут оказаться среди принципиальных неплательщиков. В связи с этим на Банковой, похоже, готовы содействовать внедрению передового опыта – у руководства страны вызвал интерес киевский эксперимент главы КГГА, который предполагает некоторое снижение тарифов самым совестливым плательщикам . «Это пример вызвал интерес у президента, и он предложил по результатам первого квартала подать предложение по поводу проведения такого эксперимента в городе Киев и его возможного дальнейшего расширения на территории Украины», — делился своими успехами Александр Попов. Осталось только доказать, что столичный опыт был и в самом деле удачен: не только для коммунальщиков, которые фиксировали переплаты в первые месяцы года, но и для киевлян…

В сложившейся ситуации украинским властям трудно позавидовать. Безболезненно повысить тарифы невозможно. Провести такие реформы, которые заставили бы народ поверить в то, что они работают на его благо, а не на временную оптимизацию затрат, оседающих пользой для оптимизаторов, или на такое же временное вспомоществование дырявому бюджету, – сложно. Уговорить будущих избирателей затягивать пояса и обмануть их ожидания в свете приближения парламентских выборов 2012 года – опасно. Спустить решение проблемы на тормозах – чревато: и сейчас, когда МВФ не оценит, и в дальнейшем, когда годы «тормозов» напомнят о себе еще большими инфраструктурными бедами. Для того чтобы выбраться из неприятного положения руководству страны нужна не только воля к победе, но и хотя бы подобие системного видения обозримого будущего отрасли.  Без плана, в котором учитывается все, в таком случае власти будет непросто.

По сообщению сайта Подробности.ua