Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В луже нефти

Дата: 31 марта 2011 в 12:51 Категория: Новости экономики

Изнурительная борьба чиновников с ростом цен на топливо как рентгеновский снимок показывает ущербность отечественного управленческого механизма.

Война правительства с ценами на топливо напоминает многолетнюю битву местных властей с лужей на улице З. и А. Космодемьянских, наискосок напротив Академии МВД. Лужа глубокая, обходить ее трудно и опасно по высокому и скользкому бордюру из снега. Что делать? Придумали. Стали посыпать бордюр каменной крошкой, чтобы народ не скользил.

В бой с ценами всякий раз бросается сам председатель правительства Владимир Путин. Несколько лет назад он озаботился керосином, напустил на аэропорты прокуроров и других проверяющих. Стихла кампания, авиатопливо и авиабилеты продолжили дорожать.

Нынешним февралем председателя возмутил рост цен на автомобильное топливо, он потребовал сделать механизм ценообразования в топливной сфере «максимально прозрачным, чтобы избежать немотивированных и необоснованных скачков цен». Прозрачности не получилось, но угрозы подействовали. На автомобильный бензин, по данным Росстата, потребительская цена даже начала снижаться: к 21 марта – на 3% по сравнению со средним показателем за январь. Только, похоже, это временный эффект и уже в апреле-мае стоимость бензина на автозаправках начнет расти, о чем свидетельствует мартовский рост цен на оптовом рынке.

И в ожидании нового нападения топливных цен на рейтинги власти, профильные ведомства спешат высказывать свои предложения по отражению этой агрессии. ФАС публикует на своем сайте сразу два законопроекта. Первый из них устанавливает формулы расчета цен при крупнооптовой торговле, чтобы иметь законные основания возбуждать антимонопольное расследование при отклонении от нее выше допустимого уровня. Второй проект запрещает совмещать оптовую и розничную торговлю топливом, устанавливает ограничение региональной доли одной компании на розничном рынке нефтепродуктов в 25%.

Минэнерго, в свою очередь, предлагает узаконить возможность введения правительством предельных цен на отдельные виды нефтепродуктов. Например, на 90 дней, если розничная цена нефтепродукта за месяц выросла более чем на 30%.

И антимонопольщики, и энергетики не с потолка взяли предложения – из мирового опыта. Но это совсем не значит, что быстрое визирование этих проектов гарантирует прекращение роста цен на топливо. Опыт-то хороший и предложения разумные, но исходные условия разные у нас и там, где все эти меры когда-то придумали.

Так, и каменную крошку разумно сыпать там, где скользко, но несколько странно – за пределами тротуара, на котором никто не рискует потревожить вальяжную лужу.

Безусловно, монополизм – одна из главных причин неадекватного роста цен. Может быть, и удорожание бензина или солярки на треть за месяц – аргумент для введения предельной цены, пока подозрения в корыстных махинациях не будут подтверждены или опровергнуты (хотя неизвестно, будет ли в поправках Минэнерго к закону «О нефти» прописан смысл 90-дневной заморозки). Но на цену влияет не только это.

Во-первых, само правительство. Не бизнес же поднял с 1 января акциз на топливо и будет еще два года повышать по рублю на литр, плюс – индексировать. Естественно, нефтяные компании перекладывают эти расходы на потребителей и будут перекладывать.

Во-вторых, само правительство и вся российская власть. Потому, что одной из причин того, что нет розничном рынке конкуренции, является не только алчность крупных компаний. Просто независимых продавцов не хватает. А не хватает, в том числе, и потому, что у них нет доступа к земельным участкам для строительства АЗС.

В-третьих, власть, потому что нет другого архитектора и строителя пресловутых административных барьеров, через которые только единицы могут перепрыгнуть и остаться невредимыми и независимыми поставщиками товаров и услуг. И ходить через такие барьеры положено с проводником из власти и с оплаченным входным билетом в кармане.

И еще – власть, в том числе судебная. Много ли можно вспомнить решений судов в защиту граждан со сломанными административной системой хребтами?

А самое любопытное во всем этом топливном сериале, кстати, вовсе не в стремительном росте цен. В прошлом году, к примеру, по данным «Кортеса», стоимость бензина увеличилась на 6-9% при инфляции 8,8% (особый случай с соляркой – рост на 23%). Другое дело – почему у нас цены выше, чем в других нефтедобывающих странах. Почему?

Послушаешь нефтяников – едва ли не 100% цены литра топлива формируются из акцизов. Правительство наоборот считает главным фактором монопольные сговоры. Все молчат про коррупционную составляющую, а интересно было бы узнать: присутствует родимая или нет, а если присутствует, сколько на нее записать процентов?

Есть подозрение, что власть не будет рубить сук, на котором сидит и не займется искоренением тех причин удорожания топлива, в которых сама и повинна в большой мере. Однако не будет и мешать министерствам воевать с ростом цен.

Некоторые виды власти на земле искренне уверены в том, что основа их стабильности лежит в низких ценах на бензин (вот у Каддафи, сообщают, бензин вообще стоил чуть ли не пять копеек). Однажды, рассказывают, подобная мысль посетила и президента Буша. Во время очередного скачка цен на нефть (до чудовищных тогда долларов 50), он поинтересовался у нефтяников, нельзя ли что-то сделать с ценами. Можно сбить, ответили ему. Но попросили президента лично объявить нации о принятом решении, на чем разговор и закончился. Потому что через пенсионные и прочие фонды практически каждый американец является инвестором тех же нефтяных компаний, платить за бензин много, конечно, жаль, но и дивиденды терять не хочется, вот и задумаешься у бензобака…

Кто мешает российской власти организовать нечто подобное у нас под твердые гарантии? Российская власть.

Многое из того, что лежит не области посыпания бордюра крошкой, а в технологии уничтожения лужи, сделать, надо сказать, пытались. Но как-то сразу не заладилось, и побросали лопаты. А если теперь ФАСовского проекта окажется недостаточно для победы, какой будет следующий шаг? Тогда можно будет чуть использовать проект минэнерговский для введения просто приказного ценообразования. Под лозунгом: прощай инвестиции в нефтянку.

Многие, наверное, такую инициативу поддержат. Ведь многие уверены, что есть лишь два варианта жизни. Либо в грязи и как попало по рецепту либералов. Либо в чистоте и порядке, как в родной казарме. Другого не дано. Главное – чтобы командир был хороший.

По сообщению сайта Газета.ru