Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Британский эксперт призывает устроить «Дейтон» армянам, не верящим в обещания

Дата: 31 марта 2011 в 18:50

Журнал The National Interests опубликовал статью британского эксперта Томаса де Ваала, посвященную проблеме урегулирования нагорно-карабахского конфликта. ИА REGNUM публикует собственный перевод статьи.

«В дипломатии, момент — это все. Эта очевидная истина поразила меня еще раз, в преддверии десятой годовщины Ки-Уэстских переговоров, когда Соединенные Штаты сделали крупнейший толчок к решению армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха — высокогорной территории на Южном Кавказе, за которую два государства уже давно борются.

Но после многообещающего начала, все испарилось. Тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев (на посту президента его сменил сын), имел проблемы со здоровьем и стал отступать от мирного плана, как только вернулся домой в Баку. Оба лидера ничего не сделали, чтобы подготовить свою общественность к большим компромиссам, вокруг которых вели переговоры.

Ведущий переговорщик США по Ки-Уэсту Кери Кавано 28 марта рассказал о переговорном процессе в Фонде Карнеги. Кавано утверждает, что обстоятельства для заключения мира в Карабахе в Ки-Уэсте были гораздо более благоприятными, чем сейчас. Между двумя президентами Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым сложились хорошие деловые отношений. Они обсуждали не только предложенный им набросок плана, но и тот, который они совместно составили. Не существовало международного кризиса, и было намного проще найти средства для финансирования постконфликтного урегулирования.

В 2011 году ситуация оказалась в тупике. Действующие президенты Армении и Азербайджана медлят и избегают подписания соглашения, план которого очевиден на протяжении около шести лет — постепенный вывод армянских сил с территорий вокруг Карабаха в обмен на обещание провести в будущем референдум. Причиной тому является либо боязнь, либо нежелание идти на соглашение, содержащее слишком много рисков для них.

Если Ки-Уэст был упущенным «моментом Дейтона» для Карабаха, различия между ситуациями поучительны. Для того, чтобы заставить механизм «мира Дейтона» работать в Боснии, Ричард Холбрук имел в своем распоряжении множество инструментов, чего нет у посредников по Карабаху. Один из них — проблеск гласности по Боснии. Телевидение слишком поздно сообщило об организованной в Сребренице бойне и ракетном обстреле на рынке в Сараево — слишком поздно, чтобы спасти жертв, но достаточно вовремя, чтобы мобилизовать общественное мнение. Мир с опозданием начал беспокоиться о Боснии и понял цену войны, которой позволили продолжаться, и боснийские сербы продолжили свою кровавую практику.

Сравните это с войной на Кавказе, который большинство людей не могут найти на карте, и где основные военные действия были остановлены соглашением о прекращении огня в 1994 году. Карабахский конфликт ошибочно относят в ряд «замороженных». Это скрывает тот факт, что несколько десятков молодых армянских и азербайджанских солдат умирают каждый год в инцидентах на линии соприкосновения. Но это спящий вулкан, не привлекающее к себе внимание извержение.

Ричард Холбрук мог также привлечь ресурсы международного сообщества для Боснии, в первую очередь — американские. Европейский союз стал казначеем для урегулирования европейских постконфликтых ситуаций. Соединенные Штаты отправили свои войска в Боснию как часть многосторонней миссии. Тем не менее, Холбрук рассказал в своих мемуарах «Закончить войну», как по крайней мере двое высокопоставленных американских чиновников сказали ему: «У нас нет обязательств в этой борьбе», и он боролся с вашингтонскими чиновниками, чтобы попытаться получить международный мандат для реализации Дейтонского мира. Опять же сравните с интересом к урегулированию по Карабаху.

В настоящее время 110-километровая линия прекращения огня, с более чем 20 тыс. войсками на каждой стороне, контролируется только шестью безоружными наблюдателями из ОБСЕ. Армения и Азербайджан находятся слишком далеко, вопрос вне стратегических приоритетов даже для России. Здесь будет гораздо труднее получить ресурсы для заключения мирного договора.

Однако третий пункт сравнения наиболее любопытен. ООН не имеет стратегического интереса к региону Западных Балкан. Сравните это с Карабахом. На севере зоны конфликта расположены Грузия и Россия, на западе — Турция, на юге — Иран, беспокойство вызывает также длинный участок неконтролируемой границы между Ираном и пустой азербайджанской территорией, которая находится под контролем Армении. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан проходит всего в 12 милях к северу от линии соприкосновения. Азербайджан является ключевым транзитным пунктом для войск, переправляемых в Афганистан. И, как мы прежде говорили, армянская община США имеет наиболее мощное политическое влияние в Вашингтоне. Другими словами, если говорить объективно, карабахский конфликт имеет большее стратегическое значение для США, чем когда-то имела Босния. Однако в настоящий момент, двусторонние интересы с Арменией и Азербайджаном — ограничивающий фактор для США к более агрессивному толчку, чтобы заставить президентов придти к соглашению.

Обратить орудия Армении и Азербайджана — лобби в Вашингтоне, на достижение мира, а не друг против друга — это уже полдела для урегулирования карабахского конфликта».

Отметим, что Дейтонское соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Республике Босния и Герцеговина, было согласовано в ноябре 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), подписано 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийцев Алиёй Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом. К моменту заключения Дейтонского соглашения в городе Сараево было от 120 до 150 тыс. сербов. После передачи Сараева Федерации Боснии и Герцеговины он был очищен мусульманами от сербов. Таким образом, следствием Дейтонского соглашения стало изгнание сербов.

По сообщению сайта REGNUM