Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Жизнь: Раздутые деньги

Дата: 01 апреля 2011 в 09:31

«Рабство «Золотого тельца» позорнее крепостного права».

Константин Кушнер

В Казахстане существуют разные предприятия, в которых есть бесчисленное количество начальства, наживающегося на мизерных зарплатах своих подчиненных. Начиная с президентов, директоров, начальников отделов, а так же бухгалтеров. Свои действия они прикрывают тем, что налагают необоснованные штрафы.

Начнем со сферы коммерции. Торговых представителей штрафуют за отказ от заявки в торговой точке, а водителей-экспедиторов за недоставленный в срок товар. Причем сумма штрафа может составлять практически треть заработной платы. Возникает вопрос: если в каждой такой фирме работают около 10 торговых представителей и не менее 5 водителей-экспедиторов, куда попадают эти деньги? Если даже бухгалтерия не может предоставить никаких чеков или квитанций об оплате таких штрафов.

Действует и такое ухищрение начальства, когда придумывают фантомных торговых представителей и «скидывают» на него по одной-две заявки с каждого реального штатного представителя. Зарплату, конечно же, забирают себе, и тем самым обманывают не только торговых представителей, но и начальство, которое находится повыше. Например, компании занимающиеся распространением пива, изначально экономят на таких специалистах как бренд-менеджеры, отдел логистики выпускает в продажу заведомо провальные бренды. То есть, средства уже потрачены на закупку или изготовление этого бренда и теперь его надо распродать. Один из способов: ставят перед торговыми представителями практически невыполнимые задачи через максимальное присутствие товара и естественно план по продажам этого бренда.

На практике это выглядит так, что торговые представители идут на все ухищрения вплоть до подарков продавцам из своего кармана, чтобы выставить данный бренд в торговой точке. Придя в следующий свой визит на торговую точку, торговый представитель получает отказ, так как этот бренд стоит и не проходит (не продается). Следовательно, первую задачу он выполнил, но вторую при всем желании не сможет. Соответственно любое невыполнение задач торговым представителем наказывается штрафом, плюс негативное отношение торговой точки к этому агенту. В такой ситуации в сомнительном выигрыше остается только компания.

Такие штрафы существуют не только в сфере торговли, но и в рекламных агентствах. Допустим промоутер проработал десять дней и по какой-либо причине не смог выйти на работу один день. Тогда он не получит зарплату за все отработанные дни. Данный «штраф» мотивируется тем, что человек не предупредил за сутки. В расчет не берется, что у каждого работника могут быть непредвиденные обстоятельства. При этом обо всех удержаниях сотрудник узнает только при получении зарплаты. Как, в таком случае, можно работать и надеяться на стабильную зарплату, если даже точно не знаешь, на сколько и за что оштрафован? Уже не говоря о том, что заработная плата может выдаваться с задержкой в недели и месяцы. Начальство таких компаний давит на то, что промоутеры в основном несовершеннолетние и работают по устной договоренности. И как после таких агентств подрастающее поколение будет верить, что в нашей стране все основано на законодательстве, когда без видимых причин они могут запросто потерять свои честно заработанные деньги?

Необоснованные штрафы бывают и в салонах красоты. Например такие как штраф за опоздание за каждые 5 минут –100 тенге. Откуда взяты эти цифры неизвестно. Тем более многие работники таких салонов работают либо за процент, либо за мизерный оклад плюс процент.

К сожалению, необоснованных удержек из заработной платы не избежать и работникам крупных холдингов и корпораций. Там штрафуют за излишне, по мнению руководства, яркий макияж, маникюр, короткую длину юбок и так далее. Согласно Закона Республики Казахстан о труде такие ограничения в «дресс-коде» должны регламентироваться Индивидуальным трудовым договором, заключающимся с работником. Однако на практике, в конце месяца просто ставят человека перед фактом, что у него из зарплаты была удержана некая сумма в виде штрафа. Заметим, что штрафы и их суммы придумываются буквально «на ходу».

Но люди соглашаются на эти условия потому, что считают свое положение безвыходным. Так как при отказе оплачивать такие штрафы рискуют потерять работу. Еще такие фирмы придумали новые правила о получении заработной платы, вроде выплаты с задержкой как минимум на месяц или частями в виде авансов с опозданием. А те работники, которые увольняются, не доработав целый месяц, уходят без оплаты за отработанные дни. Даже те, кто увольняются по состоянию здоровья, предоставляя при этом больничный лист, тоже остаются без своих денег. И от этого страдают простые люди – низы рабочей пирамиды! А те работники которые пытаются доказать, что их беспочвенно лишили заработанных денег, все равно остаются ни с чем, так как чаще всего такое начальство прикрывает бухгалтерия или ответственные за финансы люди.

Психологи различают два вида мотивации сотрудников к выполнению поставленных перед ним задач и избеганию неудач: позитивную и негативную. Примером негативной мотивации является система штрафов и санкций. На сегодняшний момент данный вид мотивации является неэффективным. А что касается позитивной мотивации, то целесообразным представляется внедрение дополнительных поощрительных инструментов персонала:

— за длительный срок работы в компании (более 3-5 лет) – дополнительные 2 дня отпуска, размещение на корпоративном сайте/доске почета фотографии работника (будет мотивировать остальных сотрудников, развивать лояльность к компании, показывать новоиспеченным сотрудникам, что компания хорошая, поэтому здесь работают долго);

— за перевыполнение установленного плана за квартал – премия, либо сертификат на прохождение тренинга (для этого можно договориться с каким-либо образовательным учреждением о скидках и частично оплачивать обучение сотрудников). Способ хорош тем, что сотрудники будут обучаться во благо компании;

— за продолжительность рабочего дня, превышающего 44-45 рабочих часов в неделю, — возможность ухода с рабочего места на 1 час ранее один раз в неделю, либо приход на 1 час позднее раз в неделю.

Ну а пока действует та система, которая имеется. С ее несправедливостью сталкиваются почти все семьи, ведь хотя бы один из их членов обычно был оштрафован или ему просто не доплатили заработанных денег по какой-либо надуманной причине.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена

По сообщению сайта Zona.kz