Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Гарантия стабильности законодательства

Дата: 01 апреля 2011 в 14:10

Гарантия стабильности законодательства

 

Младший научный сотрудник НИИ частного права КазГЮУ Г. Казиева рассматривает вопросы защиты прав и интересов инвесторов при изменении законодательства.

 

Стабильность законодательства – необходимое условие правопорядка во всяком государстве, ибо без этого невозможны никакие устойчивые правоотношения. Этот принцип нашел отражение в Конституции Казахстана, Законе о нормативных правовых актах и других законах РК /1/.

И.З. Фархутдинов отмечает, что с правовой точки зрения проблема стабильности правового регулирования является главной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата /2/.

Ю.Г. Басин полагает, что для достаточной эффективности применения рассматриваемой гарантии следует выработать единообразное понимание и ее законодательной конструкции, и ее соответствия действующей практике применения /3/.

М.В. Телюкина, анализируя имеющиеся законодательные акты, приводит следующие возможные определения термина «стабильность законодательства»:

1. Отсутствие изменений закона, регламентирующего определенные отношения, на протяжении длительного периода времени. Данное понимание также не имеет почти практического значения.

2. Предоставление специальной защиты определенным категориям субъектов на случай последующего изменения законодательства.

3. Недопущение принятия законодательных актов с обратной силой (например, подобное положение содержится в НК РФ) /4/.

Ю.Г. Басин при определении сущности государственных гарантий стабильности законодательства отмечал, что они существенно отличаются от гарантий защиты против всяких иных нарушений интересов инвесторов /5/.

Государственная гарантия стабильности законодательства носит односторонний нормативный и публичный характер. Государственная гарантия стабильности действующего законодательства должна иметь более высокую юридическую силу, нежели обычная правовая норма /6/.

А.Г. Диденко, Е. Нестерова считают, что пока стабильность законодательства не может быть возведена в ранг общеправового или даже отраслевого, например, гражданско-правового принципа. Нормы о стабильности законодательства действуют лишь в некоторых сферах правовых отношений /7/.

Содержание казахстанского законодательства не позволяет вывести понятие стабильности законодательства в качестве принципа, применимого к любым правоотношениям /8/.

Ю.Г. Басин определил государственную гарантию стабильности законодательства как государственный акт публичного права, которым государство принимает на себя в одностороннем порядке обязанность непосредственно или путем наложения обязанности на надлежащие государственные органы защитить интересы лиц, охватываемых гарантированной сферой /9/.

А.Г. Диденко, Е. Нестерова отмечают принципиальное отличие ст. 4 ГК РК от ст. 4 ГК РФ. Статья 4 ГК РФ допускает установление обратного действия только законов, но не иных правовых актов, в то время как ст. 4 ГК РК, а также обратное действие любых актов гражданского законодательства (законов, указов Президента, постановлений Правительства и др.) /10/.

Практика установления определенного срока, в течение которого действует запрет на такого рода законодательные изменения, была весьма распространенной в мире. Запрет на введения изменений, ухудшающих оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, получил даже особое наименование «дедушкина оговорка». Она устанавливалась, как правило, на срок от 3-х до 5-ти лет, реже – до 7-10 лет /11/.

Ю.Г. Басин также считал, что гарантии стабильности могут вводиться на определенный гарантийный период /12/. Отмена закона, гарантирующего стабильность законодательства, не прекращает действия таких гарантий до завершения их срока, и эта гарантия должна охватывать не только стабильность регулирования договорных отношений (здесь достаточно было бы статьи 383 ГК РК), но и ухудшение положения, связанного с изменением финансового, административного и иного законодательства /13/.

Обычные нормы, стабилизирующие законодательство о гражданских договорных отношениях (прежде всего ст. 383 ГК РК), допускают исключения из общего правила стабильности. Но ст. 37 Закона о нормативных правовых актах (п. 3) предусматривает, что такие акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. По мнению Ю.Г. Басина, следовало бы эту норму о стабильности законодательства распространить и на юридические лица, придав ей силу государственной гарантии /14/.

А.Г. Диденко, Е Нестерова предложили содержание статей 4, 383 ГК РК расширить за счет включения в них положений о недопустимости обратного действия гражданского законодательства, ухудшающего положение субъектов гражданского права, возлагающего на них дополнительные обязанности и усиливающего ответственность; об обратном действии норм, улучшающих положение субъектов /15/.

Ю.Г. Басин считает, что необходимо включение в текст Закона о нормативных правовых актах дополнительной ступеньки иерархической лестницы для нормативных актов, устанавливающих государственную гарантию стабильности определенного звена нормативно-правовой системы Республики Казахстан. Эта ступенька на упомянутой иерархической лестнице должна находиться выше кодексов и текущих законов, ниже конституционных законов /16/.

Приведенное предложение вызвало различные отзывы в литературе. Так, по мнению А.Г. Диденко, Е. Нестеровой, нормы о стабильности законодательства содержатся в каком-либо отдельном законе и представляют собой одну статью этого закона, иногда небольшой раздел, в связи с чем предложение о соответствующей ступеньке в иерархии представляется нецелесообразным. Для авторов является очевидным, что реализация этой идеи сможет произойти тогда, когда сможет появиться самостоятельный закон о стабильности законодательства /17/.

Вышеприведенные позиции исследователей относительно гарантии стабильности законодательства позволяют определить следующие ее особенности:

1) гарантия предоставляется государством (т.е. она государственная);

2) вследствие чего она носит односторонний, публичный и нормативный характер;

3) вследствие чего субъектом ее нарушения выступает государство (в лице законодательного органа);

4) гарантия направлена на защиту интересов инвесторов от неблагоприятных последствий изменения законодательства; при этом гарантия предоставляет защиту от изменений гражданского, налогового, таможенного и т.д. законодательства;

5) гарантия носит срочный характер: защита предоставляется в рамках законодательно определенного периода времени или в течение срока действия контракта, опосредующего осуществление инвестиций;

6) в случае применения гарантии обеспечивается неизменность условий осуществления инвестиционной деятельности на момент осуществления инвестиций. В интересах определения содержания этих условий важное значение имеет вопрос о моменте осуществления инвестиций;

7) гарантия обеспечивает стабильность условий осуществления инвестиций в целом либо только договорных условий. В последнем случае представляется затруднительным распространение гарантии на изменения налогового, таможенного, финансового и т.п. законодательства;

8) действие гарантии может быть ограничено в случае с обстоятельствами чрезвычайного характера, если при этом складывается ситуация угрозы публичным интересам.

Кроме того, мы согласны с тем, что гарантия от изменений законодательства по юридической силе должна стоять выше других законов. Однако предлагаем данную проблему разрешать в рамках установления приоритета положений о гарантиях инвесторам над специальным законодательством РК, регулирующим соответствующие области деятельности инвестора, в ст. 2 Закона об инвестициях.

 

Резюме

 

Представленная статья Г.Т. Казиевой посвящена вопросам защиты прав и интересов инвесторов при изменении законодательства. Автор определяет особенности рассматриваемой гарантии, при этом предложив собственное решение проблемы действия гарантии.

 

Тұжырым

 

Г.Т. Қазиеваның ұсынылған мақаласы заңдарға өзгерістер енгізілген жағдайда инвесторлардың құқықтары мен міндеттерін қорғау мәселелеріне арналып жазылған. Автор қарастырылудағы кепілдіктің ерекшеліктерін анықтап кепілдіктің әрекеті мәселесіне қатысты өзінің шешімін ұсынды.

 

Литература

1. Басин Ю.Г. Государственные гарантии стабильности гражданского законодательства и их особенности. Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 21. Алматы: ЮРИСТ, 2004. С. 35.

2. Инвестиционное право. Учеб.-практ. Пособие. И.З. Фархутдинов, В.А. Трапезников. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 390.

3. Басин Ю.Г. Указ. соч. С. 35.

4. Телюкина М.В. Правовая природа контрактов на недропользование и инвестиционных контрактов.  Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Выпуск 29. Алматы: Раритет, Институт правовых исследований и анализа, 2007. С. 269

5. Басин Ю.Г. Указ. соч. С. 37.

6. Басин Ю.Г. Указ. соч. С. 41-42.

7. Диденко А.Г., Нестерова Е. Влияние изменений законодательства на права и обязанности участников гражданских правоотношений. Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 22. Алматы: ЮРИСТ, 2005. С. 214.

8. Диденко А.Г., Нестерова Е. Указ. соч. С. 216.

9.  Басин Ю.Г. Указ. соч. С. 38

10. Диденко А.Г., Нестерова Е. Указ. соч. С. 206.

11. Инвестиционное право. Учеб.-практ. Пособие. И.З. Фархутдинов, В.А. Трапезников. С. 390.

12. Басин Ю.Г. Указ. соч. С. 42.

13. Басин Ю.Г. Указ. соч. С. 46.

14. Басин Ю.Г. Указ. соч. С. 39.

15. Диденко А.Г., Нестерова Е. Указ. соч. С. 216.

16. Басин Ю.Г. Указ. соч. С. 40.

17. Диденко А.Г., Нестерова Е. Указ. соч. С. 215-216.

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz