Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Деньги в разведку

Дата: 01 апреля 2011 в 15:51

За 10 лет финансирование геологоразведки нефтегазовой отрасли в Казахстане выросло в 20 раз, открыты порядка 30 новых месторождений. О перспективах развития данной отрасли «&» рассказывает председатель Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Болат Ужкенов.

Болат Султанович, охарактеризуйте основные черты современной системы финансирования геологической отрасли в Казахстане. Как происходило формирование этой системы? Считаете ли вы, что эта система эффективна?

– Если проанализировать темпы экономического развития геологической отрасли, то можно выделить три ключевых этапа реформирования: это с 1992 по 1996 год, с 1997 по 1999 год и с 2000-го по настоящее время. Первый этап характеризуется тем, что в эти годы финансирование отрасли осуществлялось из Республиканского фонда охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Средства этого фонда в основном формировались за счет ставок возмещения затрат на геолого-разведочные работы и платы за выдачу лицензий на производство геолого-разведочных работ. Из него производилось целевое финансирование всех видов геологического изучения недр, включая работы и затраты по обеспечению этих исследований – управление производством, научные исследования, обучение кадров, затраты на создание инфраструктуры и прочее. Но с января 1997 года Республиканский фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы был ликвидирован.

Что касается сегодняшнего дня, то в настоящее время бюджетная система республики основана на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, последовательности, самостоятельности, обоснованности, своевременности, ответственности и адресности целевого характера. Таким образом, разработка проекта республиканского бюджета на соответствующий плановый период осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров страны. При этом учитываются прогнозные показатели республиканского бюджета на трехлетний период, которые утверждаются постановлением правительства в истекшем финансовом году, а также стратегические планы государственных органов. То есть ежегодно Комитет геологии и недропользования разрабатывает бюджетную заявку на предстоящий трехлетний период. Причем основной целью составления этих заявок является выбор бюджетных программ на прогнозируемый период на базе количественной и финансовой информации о необходимых ресурсах и результатах ее выполнения, а также последующая оценка эффективности и результативности бюджетных программ. Я думаю, стоит пояснить, что республиканская бюджетная программа (подпрограмма) – это комплекс мероприятий, направленных на выполнение функций государственного управления и реализацию на республиканском уровне госполитики. Считаю, что действующая на сегодня система финансирования достаточно эффективна.

Какие меры стимулирования проведения геологоразведки нефтедобывающими компаниями предпринимает государство?

Немаловажным нововведением является то, что недропользователь, обнаруживший и оценивший месторождение, имеет исключительное право на добычу, без проведения конкурса. Напомню, что для упрощения процедуры предоставления недр в пользование законом предусмотрена процедура как на основе конкурса, так и на основе прямых переговоров. При этом определяющие критерии отбора победителя конкурса сокращены до двух – это размер подписного бонуса и размер отчислений в местный бюджет на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры. Указанные новшества введены с целью обеспечить прозрачность подведения итогов конкурса – всего по двум позициям.

Помимо этого, введены изменения по выплате заявленного подписного бонуса, 50% которого будет выплачиваться после подведения итогов конкурса и 50% после подписания контракта, что позволит исключить участие в конкурсе заведомо несостоятельных участников. Учитывая интересы недропользователей, предусмотрена внесудебная процедура возобновления действия контракта в случаях, если решение о прекращении контракта было принято на основе недостоверных данных, а также если обстоятельства, повлекшие нарушение контрактных условий, не зависели от недропользователя. Также если при проведении разведки или добычи полезных ископаемых обнаружится, что географические границы обнаружения месторождения (независимо от расположения на суше или на море) выходят за пределы контрактной территории, указанной в геологическом или горном отводе, то вопрос о ее расширении должен решаться компетентным органом. Напомню: ранее расширение контрактной территории было возможно только в случае выхода географических границ месторождения.

Существует ли сегодня государственная программа проведения геологоразведочных работ в нефтегазовой отрасли? Расскажите, каковы основные приоритеты проведения геологоразведки в ближайшие 5-15 лет?

– Да, существует отраслевая программа Комитета геологии и недропользования. В прошлом году завершена реализация Программы развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010 годы. Также в ушедшем году постановлением правительства утверждена Программа по развитию минерально-сырьевого комплекса в республике на 2010-2014 годы. Она предусматривает проведение геологоразведочных работ на все виды полезных ископаемых, в том числе на нефть и газ, за счет республиканского бюджета. Целевым индикатором этой программы является доведение к 2014 году процента восполнения добытых запасов основных видов полезных ископаемых к погашенным до 50%.

Каковы динамика и структура финансирования геологоразведки нефтегазовой отрасли из средств республиканского бюджета за последние 10 лет?

– Не без гордости могу сказать, что за это время финансирование геолого-разведочных работ выросло более чем в 15 раз. К примеру, если в 2000 году лимит средств составлял всего 668 млн тенге, то на 2011-й выделено из республиканского бюджета уже 11 млрд тенге.

Касательно конкретно нефтегазовой отрасли хочу отметить, что за последние семь лет из республиканского бюджета выделено более 11 млрд тенге, динамика роста финансирования очевидна и положительна. За эти семь лет объем финансирования увеличился более чем в 20 раз и по итогам прошлого года составил около 1,5 млрд тенге, из них 80% направлено на проведение поисково-оценочных работ. Проведены работы по семи объектам на сумму 8 млрд тенге. При этом до 2008 года наблюдался стабильный рост, тогда как на 2009 и 2010 годы пришелся небольшой спад финансирования из-за сокращения расходов, связанного с экономическим кризисом.

Каким, по-вашему, вообще должен быть объем ежегодных финансовых вложений в геологоразведку нефтегазовых месторождений?

– По моим подсчетам, сегодня для ведения полномасштабных геологоразведочных работ, направленных на укрепление минерально-сырьевой базы с обеспечением необходимого уровня прироста запасов, сравнимого с уровнем погашения запасов, ежегодно требуется порядка 40 млрд тенге. Это выходит на уровне 5% налоговых поступлений от недропользования. Судите сами: за период с 2000 по 2009 год доход государства от недропользователей за счет налоговых поступлений составил 7,8 трлн тенге ($59,6 млрд). В среднем ежегодно получается 780 млрд тенге, или $6 млрд.

Скажите, какова динамика восполнения углеводородного сырья за последние 10 лет, с учетом и без учета месторождения Кашаган?

– За десятилетний период в Казахстане открыты порядка 30 месторождений нефти и газа с различной величиной запасов. Кроме того, получен прирост извлекаемых запасов – нефти. Причем с учетом запасов месторождения Кашаган это 1,847 млрд тонн нефти, без учета месторождения Кашаган – 586 млн тонн, прирост запасов газа составил 115,59 млрд куб. м, конденсата – 25,5 млн тонн.

На сегодня основная государственная добывающая компания АО «Разведка Добыча КазМунайГаз» владеет преимущественно старыми месторождениями, запасы которых близки к исчерпанию. Какую поддержку оказывает государство этой компании для проведения геологоразведочных работ?

– Мы всегда стараемся стимулировать рентабельность добычи на старых месторождениях. В частности, это делается за счет уменьшения налоговой нагрузки, которое предусмотрено в новом Налоговом кодексе для низкорентабельных месторождений. Кроме того, принято постановление правительства, которое предусматривает правило отнесения контрактов на недропользование для таких месторождений к специальной категории. Они обычно относятся к высоковязким, обводненным, малодебитным или выработанным. Соответственно ставка налога для них ниже. Более того, на основании этих правил постановлением правительства создана межведомственная комиссия по выработке рекомендаций по отнесению контракта на недропользование к категории низкорентабельного, а также месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Открытие месторождения:

Кашаган, Кайран, Каламкас-море, Актоты, Хазар, Ауезов на море и Северная Трува, Ащисай, Кенлык, Кардасын Сев, Кызылкия Северо-Западное, Аккулковское, Новобогатинский Юго-Западный и др.

Меры по стимулированию геологоразведки:

В озможность предоставления права на добычу без проведения конкурса

С окращение критериев отбора победителя конкурса до двух

И зменения по выплате заявленного подписного бонуса

В несудебная процедура возобновления действия контракта

В озможность расширения границ месторождения

Джамиля Каримова

№10-01.04.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть