Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Для нашей отрасли должно быть создано отдельное ...

Дата: 01 апреля 2011 в 15:51

Если вопросы энергообеспеченности экономики не будут решаться опережающими темпами, сроки реализации программы ФИИР могут быть сорваны, считает председатель Казахстанской ассоциации электроэнергетиков Шаймерден Уразалинов. В интервью «&» он перечислил три фактора, необходимых для успешного развития отрасли.

Шаймерден Абильмажинович, энергетики часто поднимают вопрос о создании отдельного отраслевого министерства. Чем обусловлена такая необходимость?

– Это мнение не только мое, но и многих других профессионалов-энергетиков. От эффективности управления этой отраслью зависит наша энергетическая, а значит, и национальная безо­пасность. Вопросы энергообеспеченности экономики должны решаться опережающими темпами, чтобы не получилось так, что развитие электроэнергетики будет отставать, и это будет сдерживать реализацию Госпрограммы форcированного индустриально-инновационного развития. В 1990-е наша отрасль находилась в составе Министерства энергетики и минеральных ресурсов. Учитывая кризисное положение экономики, государство было вынуждено делать акцент на сырьевые отрасли, чтобы спасти экономику. Энергетики уже тогда настаивали: электроэнергетика имеет право на самостоятельный отраслевой госорган. Сейчас она принадлежит еще более многовекторному Министерству индустрии и новых технологий. Это не может положительно сказаться на эффективном госуправлении и развитии этой отрасли. Касательно названия, поскольку 80% энергии у нас производится на угле, этот госорган можно назвать, например, министерством энергетики, атомной энергетики и твердого топлива.

На 7-м республиканском совещании энергетиков, прошедшем в середине марта, вы говорили о необходимости определить статус технического инспектора…

– До перехода на рыночные принципы деятельность субъектов электроэнергетики жестко регламентировалась правилами техэксплуатации и техники безо­пасности, соблюдались правила капитального и текущего ремонта, модернизации и реконструкции. Они контролировались Госэнергонадзором. С переходом на рыночные принципы эти требования были постепенно утеряны, а функции такого контроля выхолощены. Кроме того, есть острый недостаток сотрудников региональных подразделений Госэнергонадзора. Государство не вправе терять контрольно-надзорные функции, их необходимо восстанавливать.

Предложены два пути решения. Во-первых, необходимо внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты по усилению статуса и полномочий Госэнергонадзора. Надо восстановить право технического инспектора в случае выявления нарушений при проверке объектов энергетики обжаловать их в вышестоящих органах в судебном порядке. Так сложилось, что каждый год в летний период все промышленные предприятия должны получать паспорта готовности к работе в зимних условиях. Если раньше эти паспорта выдавались инспекцией Госэнергонадзора на местах, то в последнее время часто случается, что руководители и собственники предприятий сами себе выписывают паспорта стопроцентной готовности.

Второй момент – мы предлагаем создать потребительскую инспекцию. Как известно, у нас в стране 16 территориальных единиц: 14 областей и два города республиканского значения – Алматы и Астана. Длительное время количество инспекторов на область было один-два человека. Что они могут, тем более при потерянных полномочиях и статусе? Необходимо не менее 74 человек на республику, то есть по четыре-пять человек на каждую область. Плюс необходимо добавить порядка 48 человек на потребительскую инспекцию. Инспекторы должны иметь высшее энергетическое образование и опыт работы.

Какой объем инвестиций необходим для электроэнергетики Казахстана на ближайшее время?

– Необходимо порядка 3 трлн тенге. Из них 1,5 трлн – на генерирующие станции, для ввода новых мощностей и модернизации и реконструкции существующих станций, 963 млрд – на реанимацию и модернизацию региональных электросетевых компаний (РЭК) и порядка 200 млрд – на развитие национальных электросетей, принадлежащих компании KEGOC. Объем этих средств рассчитывался из масштабов работ по отраслевой программе развития энергетики на 2010-2014 годы. Были установлены предельные тарифы для 13 групп станций, что позволяет предприятию иметь средства на осуществление своих инвестпрограмм. Уже появилась инвестиционная привлекательность станций, и с учетом 2011 года в них будет вложено свыше 300 млрд тенге на модернизацию.

Что нужно сделать казахстанским электроэнергетическим предприятиям, чтобы получить финансирование?

– Для того чтобы эффективно развивался и функционировал рынок электроэнергии, необходим запас мощности, чего на сегодня в Казахстане нет. Мы сейчас в соответствии с программой правительства намереваемся только к 2014-2015 году обеспечить резерв мощности за счет модернизации существующих и ввода новых мощностей. В этом случае можно с полной уверенностью предъявлять требования к развитию конкурентного рынка. Второй момент – это необходимость проведения техаудита. Тогда станет понятным состояние основных фондов станций, и тогда уже государство может призывать к вложению в них капитала.

В электроэнергетику планировалось привлекать капитал за счет вывода некоторых компаний на фондовый рынок. Верно ли, что компании не готовы выйти на биржу, в том числе из-за отсутствия должного аудита? Как обстоят дела с прозрачностью отечественных энергокомпаний?

– Есть компании, которые уже вышли на биржу, но это только начальный этап. В настоящее время мы не располагаем результатами финансового аудита, поскольку не вправе вмешиваться в производственную и хозяйственную деятельность. Многие моменты завуалированы под предлогом коммерческой тайны и т.д. Чтобы выйти на биржу, предприятия сами должны проявлять инициативу и стремиться к мировым стандартам. Надо, чтобы собственники сами хотели развития своего предприятия, вкладывая в его развитие и душу, и финансы, а не только стремились получать деньги.

Каким образом сейчас финансируется электроэнергетическая отрасль в РК?

– Недавно АО «KEGOC» завершило первый этап модернизации своего хозяйства. Они осуществляют ее за счет займа ЕБРР под госгарантию. Сейчас сфера энергогенерации становится инвестиционно привлекательной. Предприятия могут брать займы, но пока только за рубежом. Однако государство не может и не обязано давать свои гарантии всем подряд. В связи с этим возникает вопрос: на кого и на что работает наша банковская система, если наши предприятия, в том числе и электроэнергетические, не могут заимствовать в банках финансовые ресурсы для своего развития? Как экономика нашей страны может развиваться без участия оте­чественной банковской системы в программе ФИИР? Мелкие предприятия, например РЭКи, не могут рисковать, занимая у банков, так как у них ставки от 15%. Хотя весь мир работает за счет кредитов от БВУ. Мы же оберегаем банки, но они не работают. Кроме того, надо сделать реструктуризацию долгов предприятий, уменьшить налоговую нагрузку как минимум в два раза. Надо менять таможенную политику, ведь ее задача – регулировать и насыщать внутренний рынок, при этом защищая оте­чественных производителей. Вот три фактора успешности развития электроэнергетики.

Какие зарубежные компании хотят прийти на казахстанский рынок электроэнергетики?

– Есть желание инвесторов вложиться в нашу электроэнергетику. Главное их требование – прозрачность. К примеру, зайти на казахстанский энергетический рынок планирует российский консорциум «Гарант Плюс», который осуществляет проектирование и модернизацию электростанций, в том числе атомных. У них есть заводы по изготовлению оборудования. Они знают ситуацию, хотят создать здесь материальную базу по производству оборудования, запасных частей, чтобы минимизировать затраты на их поставку из России. Кроме того, Санкт-Петербургский завод электротехнического оборудования хочет внести предложения по модернизации и увеличению КПД существующих станций: как прирастить их мощность и снизить себестоимость электроэнергии. На нынешнем этапе это было бы хорошим подспорьем, потому что своих сил на быструю реализацию программы может не хватить. Много обращений с Украины. Однако пока что их предложения не встречают реального отклика в Казахстане на правительственном уровне.

Ирина Семибратова

№10-01.04.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть