Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

МСБ в шоколаде

Дата: 01 апреля 2011 в 15:51

Но пока только по статистике и прогнозам

Если верить статданным и результатам социологических опросов, отечественный МСБ чувствует себя неплохо и с оптимизмом смотрит в будущее. Вместе с тем невооруженным глазом видно, что этот сектор испытывает серьезные экономические проблемы. Как выяснили аналитики Business Resource, все дело в подаче информации.

По данным Агентства РК по статистике, количество активных субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане достигло своего пикового уровня в 2008 году. В 2009-м этот показатель заметно снизился, но уже с 2010-го началось его постепенное восстановление, которое продолжается до сих пор. На сегодня в Казахстане числится 677 тыс. активных предпринимателей и предприятий МСБ, что ниже пикового значения, но выше, чем, например, показатели 2006 и 2007 гг.

Еще более удивительно, что объем выпуска продукции предприятиями малого и среднего бизнеса в последнее время резко возрос. Так, в 2010 году, согласно официальным данным, казахстанский МСБ произвел почти в три с лишним раза больше продукции, чем в 2006-м.

По данным Фонда развития предпринимательства «Даму», в 2009 году действительно был отмечен резкий рост показателей выпуска продукции субъектами МСБ. Но произошло это главным образом из-за внесения изменений в законодательство о частном предпринимательстве. В частности, тогда были введены новые критерии определения субъектов среднего предпринимательства. По новым критериям к среднему бизнесу стали относить часть предприятий, ранее классифицировавшихся как крупные.

Если рассмотреть структуру выпуска продукции МСБ по итогам 2008 года, доля продукции средних предприятий составляла 21%, доля малого предпринимательства – 79%. По итогам 2010 года уже более 66% (4,5 трлн тенге) приходится на предприятия среднего бизнеса, остальные 34% – на субъекты малого предпринимательства.

Из-за изменения методики расчета объемов производства сегодня трудно понять, какова реальная динамика основных показателей работы сектора МСБ. Но мы видим, что объемы банковского кредитования собственно малого предпринимательства уже третий год держатся на низких уровнях, даже с учетом средств, выделенных в рамках программ господдержки.

Вместе с тем в фонде «Даму» отмечают, что в период кризиса объемы государственной финансовой помощи сектору МСБ в Казахстане были беспрецедентными, а эффективность и оперативность мер поддержки – намного выше, чем в соседних странах.

Всего за время реализации антикризисной Стабилизационной программы через банки было профинансировано более 10 тыс. заемщиков (крупных, средних и малых предприятий) на общую сумму более 525 млрд тенге. Порядка 80% этой суммы – это государственные средства, предоставленные банкам через фонд «Даму».

По словам управляющего директора фонда «Даму» Габита Лесбекова, за счет мер, предпринимаемых государством для упрощения регистрации предпринимательской деятельности, а также мер по вовлечению населения в предпринимательство, в течение следующих двух лет общее количество субъектов МСБ будет расти. Соответственно, будет расти роль МСБ в занятости населения и в формировании ВВП.

В отраслевой структуре, считает г-н Лесбеков, значительных изменений не ожидается – сферы торговли и услуг будут оставаться наиболее популярными видами деятельности МСБ. Тем не менее за счет реализации госпрограмм, в том числе «Дорожной карты бизнеса 2020», государство планирует стимулировать рост предприятий обрабатывающего сектора. Но самым главным залогом роста МСБ, по мнению представителя фонда, будет являться позитивный настрой самих предпринимателей. По итогам недавнего исследования, проведенного центром BISAM Central Asia по заказу фонда «Даму», большинство респондентов из числа предпринимателей видят перспективы расширения собственного бизнеса и намерены их реализовать.

Подготовлено аналитической службой медиахолдинга Business Resource

№10-01.04.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть