Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Двадцать лет спустя

Дата: 01 апреля 2011 в 15:52

С тех пор как 1 марта 1991 года начал свое вещание первый в Казахстане частный коммерческий телеканал «ТАН», прошло двадцать лет. О том, как изменилось коммерческое телевидение Казахстана за эти годы, о планах телеканала и его величестве рейтинге рассказывает наш сегодняшний гость – президент телекомпании «ТАН» Ержан Байтасов.

В свое время «ТАН» был первым коммерческим телеканалом, получившим лицензию на вещание, то есть он стоял у истоков возникновения коммерческого телевидения страны. Как изменилось оно за два этих десятилетия?

– Телеканал «ТАН» еще и ровесник суверенного Казахстана, и как алматинский городской канал он освещал все, что происходило за это время в городе и в стране. Но, конечно, между тем, как это делалось двадцать лет назад, и тем, как делается сейчас, – целая пропасть. Ведь уровень телевидения начала 1990-х годов и нашего времени – это действительно два разных века, XX и XXI. Прежде всего изменилось сознание людей, и они стали относиться к телевидению более взвешенно и разумно. Пришло понимание того, что телевидение это не только развлекательные передачи. Это отражение окружающей нас действительности и, главное, возможность влиять на нее. И именно поэтому главный лозунг телеканала «ТАН» – «Изменим жизнь к лучшему!». Безусловно, развлекательная составляющая никуда не делась, она нужна зрителю, и в эфире наших казахстанских и многих зарубежных каналов ее более чем достаточно. Но не стоит забывать и о том, что телевидение является мощным инструментом формирования общественного мнения и термин «четвертая власть» существует не зря. Современное телевидение – это социальное явление, способное культивировать определенные культурные, нравственные ценности людей. Оно способно формировать модели социального поведения людей и коллективного сознания. Это сила, способная задавать вектор, в том числе политический, в развитии общества. И сегодня наше общество переживает один из важных моментов в политической жизни любого независимого государства – время выборов президента страны. В такое время значение телевидения и степень его влияния на дальнейшую судьбу страны трудно переоценить. Хотя уже сейчас видно, что активность кандидатов не столь высока, так как все понимают, что реальных конкурентов действующему президенту РК пока нет. Сильных кандидатов, а главное, политических партий, способных повести за собой людей, нет. Нет столкновения мнений, борьбы политических платформ, даже прямые теледебаты между кандидатами пока не проводились. Поэтому и предвыборная гонка вялая, не очень насыщенная событиями. Кстати, в связи с этим, наш телеканал готов выступить такой информационной площадкой и предоставить возможность кандидатам поучаствовать в телевизионных дебатах, с тем чтобы общественность реально оценила сильные и слабые стороны предвыборных программ разных кандидатов. Хочу отметить, что мы готовы предоставить такую возможность совершенно безвозмездно, и это наша гражданская позиция.

Если вернуться к началу вопроса, то, конечно же, изменились и технические возможности телевидения. В 1990-х годах на коммерческих телеканалах работали молодые, увлеченные своим делом люди, которые верили в будущее и в новые возможности, предоставляемые новым временем. Был мощный эмоциональный подъем, энтузиазм бил через край и позволял делать уникальные вещи, зачастую несмотря на отсутствие опыта и скромную техническую базу. К своему двадцатилетию мы сняли фильм, такой небольшой экскурс в историю, в котором вспоминаются те времена и можно полюбоваться, например, на уже становящиеся раритетными огромные камеры ВХС, бытовые видеомагнитофоны и телевизоры, которые составляли основу съемочного и монтажного оборудования в те времена. Тогда мы и мечтать не могли о том, что видео можно будет записывать на небольшую цифровую карту, затем быстро и просто перенести видео в компьютер, произвести монтаж и без потери качества также с компьютера выпустить готовый материал в эфир. Фантастика! Кстати, «ТАН» одним из первых в Казахстане перешел на цифровую технологию вещания, почти полностью отказавшись от аналоговой, ленточной составляющей. Это облегчает работу журналистам, делает ее более быстрой и вообще позволяет сделать процесс проще и эффективнее. И особенно радует, что современная цифровая техника со временем не только развивается, но и становится дешевле, а значит, доступнее.

Также существенно изменилось правовое поле, в котором мы работаем. На заре становления коммерческого телевидения в Казахстане любая последняя новинка Голливуда могла запросто появиться в эфире какого-нибудь телеканала спустя всего неделю после мировой премьеры, а иногда и раньше. Это мы сейчас соблюдаем закон об авторских правах, а тогда многие действовали по принципу «разрешено все, что не запрещено», и практически все коммерческие телеканалы активно пользовались пробелом в законодательстве. Сейчас такого рода контент приходится покупать и тратить на это весьма существенные средства. А ведь именно контентом борются за зрителей современные телеканалы. Зритель, что называется, голосует пультом за фильмы, сериалы, программы, и рейтинг канала выливается в такое конкретное понятие, как реклама и доходы, связанные с ней.

Ержан Мерекеевич, а что сейчас может обеспечить телеканалу высокий рейтинг: удачные сериалы, нашумевшие блокбастеры, оригинальные ток-шоу, «горячие» новости, что-то другое?

– Контент собственного производства нужен всегда, и именно он является элементом идентификации канала. Можно приобрести права и показать, скажем, популярный телесериал «Бригада», но через год права на него приобретет и запустит в эфир уже другой телеканал. Это может продолжаться до бесконечности. У уникального же продукта, созданного самим каналом и имеющего своего зрителя, гораздо больше шансов создать «лицо» телеканала. В этом смысле мы, безусловно, стараемся производить что-то свое, оригинальное, не похожее на то, что делают другие. Информационные программы – один из главных локомотивов телеканала. В частности, информационная программа «Центр», которая выходит на двух языках, прежде всего освещает проблемы города, крупнейшего мегаполиса страны. Проблемы, с которыми мы, как жители города, встречаемся каждый день, мимо которых мы не можем пройти мимо, на которые мы не можем не обратить внимание горожан и общественности. Каждое утро выходит в эфир оригинальное утреннее шоу, отличное от тех, что показывают другие каналы. Существуют тематические программы для детей, для автолюбителей, для людей, думающих о своем здоровье, и так далее. Но строить вещание только на информационных, развлекательных, публицистических или документальных программах, какими бы интересными и профессионально сделанными они ни были, нам бы тоже не хотелось. Необходим разумный симбиоз приобретенного и произведенного контента. Причем надо учитывать, что телевидение подобно живому организму, который растет и в котором постоянно что-то меняется. Поэтому если мы, скажем, покупаем сериалы, то стараемся выбирать не только лучшие из соотношения цена/качество, но и те, которые наши телезрители нас просят показать. Конечно, мы смотрим и на то, что делают наши конкуренты, поэтому мы не стали еще одним каналом, который покажет вам очередной турецкий или корейский сериал. Мы пошли по другому пути и, зная, что новое – это хорошо забытое старое, решили вернуться к бразильским мыльным операм. И результат показывает, что мы не ошиблись. В новом сезоне наших телезрителей ждет еще одна культовая бразильская теленовелла – думаю, женская часть нашей аудитории будет довольна.

Но, как я уже отметил, одними сериалами, пусть и самыми рейтинговыми, не добиться долговременного эффекта. Его даст только то, что ассоциируется непосредственно с каналом, связано с его авторами. В этом направлении мы и будем развиваться, делая акцент на лица, на авторские программы. В качестве определенного ориентира я бы мог привести в пример авторские программы НТВ, отличающиеся интересной подачей и глубокой проработкой проблем. Я думаю, что аудитория не то чтобы устала от «развлекаловки», но не стоит забывать и о том, что большая часть зрителей – это думающие, современные, прагматичные люди, знающие, что в жизни есть реальные проблемы, которые надо решать. И я хочу, чтобы такие проблемы, если уж они существуют в нашей жизни, находили свое отражение и осмысление в авторских программах телеканала «ТАН». Поэтому в нашем эфире, безусловно, останутся развлекательные программы, но мы не перестанем развивать и публицистику, и производство документальных фильмов – это как раз то, что сейчас редко можно увидеть в эфире казахстанских коммерческих телеканалов.

На этом поле вам придется конкурировать уже с республиканскими телеканалами…

– Конечно, республиканские телеканалы уделяют этому направлению достаточно внимания, но их программы зачастую отличаются несколько односторонним взглядом. Я не хочу сказать, что у нас все плохо, но, когда говорят, что все хорошо, это тоже не совсем правильно. Поэтому наши журналисты, даже освещая политические события, не стесняются давать порой резкие оценки. Мы стараемся быть над ситуацией, не выступая в конфликте на чьей-то стороне, но если внутри противоречия звучат разные точки зрения, то мы бы хотели, чтобы эти взгляды были озвучены и услышаны. Частный коммерческий телеканал – площадка для столкновения различных мнений, и мы готовы предоставлять эту возможность для конструктивного диалога, какие бы силы ни были вовлечены в этот процесс. Мы убеждены, что когда в обществе есть механизмы и возможности такого диалога, то вероятность того, что все накопившиеся вопросы и проблемы могут вылиться в события, подобные тем, что сейчас происходят в Северной Африке, становится значительно ниже. Ведь в Египте, Тунисе, Ливии независимые СМИ находились под жестким прессингом со стороны государства и спецслужб, что также сыграло свою негативную роль. Я думаю, что в Казахстане никто не хочет, чтобы в нашей стране произошло что-то подобное.

А насколько сегодня вообще жесткая конкуренция между телеканалами и возможен ли приход новых игроков?

– Конкуренция сейчас достаточно серьезная. Исторически так сложилось, что большее количество телеканалов сосредоточено в Алматы, но за последние годы многие региональные компании выросли и развились в национальные телевизионные сети. Они начинают конкурировать с алматинскими компаниями в Алматы, не говоря уже об успешной работе у себя в регионах. Но мы рады тому, что на рынке появляются новые игроки, так как это всегда увлекательно, а конкуренция выливается в творчество. Ведь телевидение – это особый мир, и в нашей области не товар конкурирует с другим товаром, а наблюдается конкуренция идей, коллективов, новых интересных проектов, и все это только на пользу зрителям. Благодаря этому казахстанское телевидение не стоит на месте, а развивается. Но если посмотреть шире, я хотел бы пожелать всем нам, то есть всем казахстанским СМИ, будь это телеканал, радиостанция, журнал или газета, ориентироваться не только на конкуренцию внутри казахстанского рынка, а смотреть дальше, на рост, который позволил бы нам конкурировать хотя бы с российскими СМИ и производимым ими контентом. Конечно, рекламный рынок Казахстана в десятки раз меньше российского, и, соответственно, ресурсов для производства оригинального интересного продукта у нас меньше, но стремиться к такой конкуренции нужно.

С февраля этого года телеканал «ТАН» через спутник и с помощью кабельных операторов начал ретрансляцию на всей территории РК, во всех крупных областных центрах страны. Что означает для вас выход на этот новый уровень?

– Для нас это качественный скачок, который ставит перед нами новые задачи. Мы не просто СМИ – мы алматинская городская телекомпания, поэтому стараемся освещать местные проблемы, о которых должны знать и люди, и власть. Социальные вопросы города имеют для нас большое значение, так как мы здесь выросли, тут живут и растут наши дети, и мы не хотим и не можем оставаться в стороне, осознанно берем на себя часть социальной ответственности за то, что происходит в нашей жизни вокруг нас. И не случайно свое двадцатилетие телеканал отмечал не только весело, что называется, по-телевизионному, но и приурочил к этой круглой дате нескольких социально направленных акций. Если посмотреть эфир нашего канала, то в течение 10-15 минут становится понятно, что это алматинский телеканал. К примеру, есть такая «фишка», как «рекламные скобки». Они призваны сделать рекламу, которую многие зрители не любят, более привлекательной для аудитории. Для этого начало рекламного блока предваряется каким-либо занимательным вопросом из истории города, а заканчивается ответом на него. Когда мы начинали прорабатывать вопросы из истории Алматы, которые вошли в проект «рекламные скобки», мы с большим удивлением для себя обнаружили тот факт, что порой даже коренные алматинцы многого не знают об истории нашего города. Например, я думаю, что немногие алматинцы и сейчас знают о том, что первая взлетно-посадочная полоса в Алматы находилась на том месте, где сегодня пересекаются улицы Сатпаева и Байтурсынова. Невероятно, но факт!.. С выходом же телеканала на республику, с расширением территории его вещания в наших планах – унификация программ, появление большего количества информации о Казахстане в целом. В частности, те же рекламные скобки, которые я привел в пример, будут посвящены теперь и вопросам о Казахстане в целом. То есть если раньше, условно говоря, нашей аудиторией были Алматы и алматинцы, то теперь – Алматы и казахстанцы. В любом случае для всех наших телезрителей у канала заготовлено немало интересного, и третье десятилетие телекомпании «ТАН» мы планируем сделать еще более плодотворным на идеи и проекты!..

№10-01.04.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть