Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Базовые ценности

Дата: 02 апреля 2011 в 14:40

Президент вспомнил о планах укрупнить старые военные аэродромы и сократить их число – это часть реформы российской армии. Их оставят только на стратегических направлениях, а старые закроют. Обслуживать такие базы будет дешевле, зато и атаковать – проще. Дело не в новых базах, а в новых самолетах, которых нет, считают эксперты.

На расширенном заседании Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев объявил, что поручил Министерству обороны создать несколько крупных авиабаз. «С учетом дислокации войск, они будут расположены на основных стратегических направлениях», – объявил президент.

В отличие от аэродрома, авиабаза может обслуживать разнотипную технику. База может быть создана на базе нескольких аэродромов, но может состоять и только из одного крупного. Сколько баз останется в стране, глава государства не уточнил.

Пока таких укрупненных авиабаз немного. Например, на аэродроме «Домна» (412-я авиабаза) в Забайкальском крае, где раньше базировался один истребительный полк, сейчас размещено около сотни единиц техники: истребители, штурмовики, ударные и транспортные вертолеты, составлявшие раньше шесть эскадрилий. Скученность техники делает невозможной быстрый подъем в воздух и, по жалобам тыловых служб, серьезно затрудняет обеспечение базы.

Переход Военно-воздушных сил на «базовую» систему был анонсирован осенью 2008 года. Тогда же были объявлены ключевые параметры нового облика ВВС: отказ от основных звеньев военной машины еще советского типа – авиационных дивизий и полков. Авиаполки и дивизии планировали заменить 55 авиабазами, на которые будут базироваться эскадрильи.

Одновременно планировали сократить и количество авиачастей. Из 340 частей реформаторы намерены были сохранить лишь180. Позже, 1 декабря 2009 года, в рамках того же реформирования были ликвидированы и армии ВВС и ПВО, вместо которых создали четыре так называемых Командования ВВС и ПВО.

Взамен военных округов планировали создать четыре оперативно-стратегических командования –«Запад», «Юг», «Центр» и «Восток», потом их решили назвать округами. И абсолютно все воинские части в границах регионов – сухопутные, военно-морские, авиационные, зенитно-ракетные и др. – должны были быть сведены к единому управлению. Как заявил в июне 2009 года начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров, «для того чтобы командовать всеми этими силами и средствами, нужен один командир, а не несколько, как было раньше. И этим человеком станет командующий ОСК на стратегическом направлении».

Подобную реформу военной авиации пытались провести еще в СССР в 1978-1986 годах. Тогда тоже решили создать четыре стратегических направления, а силы ПВО и авиацию переподчинить округам. В1986 году её признали провальной.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провели в 1998 году, объединив ПВО с ВВС, а в 2003 году в состав ВВС влили армейскую авиацию сухопутных войск. Но дальнейшая практика, в том числе война с Грузией, поставила под сомнение успешность и этой реформы.

Тогда же, в 2009 году, начальник Генштаба намекнул на истинные мотивы перехода ВВС к новой системе:на содержание авиации в прежнем виде нет средств. По словам Макарова, на эксплуатацию каждого из 245 аэродромов ВВС (данные на 2009 год) требуется как минимум миллиард рублей. На объединении авиабаз можно будет сэкономить. Причем о 55 авиабазах для российских ВВС речи уже не шло, Макаров назвал другие цифры: восемь – десять военно-воздушных баз и две – для военно-морской авиации. Военных аэродромов запланировано оставить лишь 27.

Пока баз больше, чем начальник Генштаба планировал два года назад: по открытым источникам можно насчитать 31 авиабазу в составе 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Командований ВВС и ПВО, две – у Дальней авиации и четыре – у Военно-транспортной авиации. По другим же источникам, у ВВС РФ – 60 авиабаз.

Еще в 2000 году эксперты обращали внимание, что большинство российских военных аэродромов были построены в 1950-1970-х годах и 40% нуждается в срочном капремонте. Свыше 60% ВВП в аварийном состоянии – через пять лет их уже нельзя будет эксплуатировать.

«Одними лишь созданиями баз, укрупнениями авиации проблемы ВВС не решить, — сказал «Газете.Ru» старший научный сотрудник Института экономики переходного периода, кандидат военных наук Василий Зацепин. – Дело же вовсе не в базах дело, а в новой авиатехнике, которой нет».

С ним согласен руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок: «Меня удивляет суета вокруг баз. За последние 20 лет у нас появился всего лишь один новый самолет, а нам сейчас нужны хотя бы два-три новых самолета. Все, что мы имеем – это лишь модернизация техники старого, советского образца. Да и та поставляется в войска единичными экземплярами. Даже самые лучшие базы без самолетов не играют никакой роли».

По сообщению сайта Газета.ru