Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Найти себя в нефти

Дата: 04 апреля 2011 в 04:00 Категория: Новости экономики

Cергей Домнин, «Эксперт Казахстан», 4 апреля

Ближайшие годы обещают бурную деятельность отечественной нефтепереработке. За несколько лет компании отрасли проведут модернизацию всех трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), создадут новые и расширят имеющиеся производства. С января 2014 года Казахстан перейдет на топливный стандарт Евро-3, с января 2016-го – на Евро-4. Успех модернизации зависит, главным образом, от успешного взаимодействия в этом процессе бизнеса и государства. На VI ежегодном международном симпозиуме по нефтепереработке и нефтехимии KazRefinEx 2011» 24 и 25 марта текущего года корреспондент «Эксперта Казахстан» проникся специфической лексикой и диалектикой отрасли и выяснил, что казахстанские нефтехимики и чиновники – единомышленники, каких мало.

НПЗ для доклада построены
На конференциях профессионалов-нефтяников неповторимая атмосфера. Внешний шик здесь граничит с внутренней скромностью, иногда даже скупостью. Сами нефтяники, как правило, люди смелые, серьезные и сдержанные. Как говаривал основатель Getty Oil Company Поль Гетти: «Кроткие унаследуют землю, но не права на добычу нефти».
Среди людей, одетых в классическую пиджачную пару, нефтяников главным образом отличает речь. Они говорят будто заранее написанными предложениями и используют специфический сленг, отличающийся не лексикой, а орфоэпией, проще говоря, ударением. По большому счету, именно орфоэпия для нефтяников – это система опознавания «свой–чужой». Например, в словах «нефти», «мазута» и «факела», «протокола» они, не сговариваясь, ставят ударение на последний слог. На минувшем симпозиуме из выступавших так не говорили, пожалуй, только иностранцы.
Модератор первой сессии – о модернизации нефтеперерабатывающих отраслей – вице-министр нефти и газа Асет Магауов после короткого приветствия передал слово представителям отечественных НПЗ.
Первым выступал замгендиректора АО «Павлодарский НХЗ» (ПНХЗ) Евгений Двуреков, отметивший рост производства на заводе с 2001 года на 129%. В минувшем году завод переработал 4,8 млн тонн нефти, что равно 35% всей нефтепереработки в РК. Далее нефтехимик обрисовал ситуацию на региональном топливном рынке: оказывается, заводы близкой к нам России перерабатывают 70 млн тонн нефти (Казахстан чуть меньше добывает, а перерабатывает не больше 14–15 млн тонн). Зато у нас глубина переработки глубже – 74%, а у россиян в среднем только 72%. Но Россия уже выпускает Евро-4, а лет через пять перейдет на Евро-5. Нам на это понадобится больше времени: по словам г-на Двурекова, ПНХЗ начнет выпускать Евро-5 в 2020 году, причем к этому времени завод будет перерабатывать 7,5 млн тонн в год, глубина переработки достигнет 92%. В Павлодаре хотят отказаться от выпуска мазута и сосредоточиться на производстве только высокооктановых марок бензина. Но для этого нужна модернизация предприятий. Итальянская Eni и «КазМунайГаз» (КМГ) уже составили график совместных мероприятий, по которому уже в сентябре этого года должны представить ТЭО по запуску новых установок и модернизации старых. «Окончание строительства под ключ ожидается в 2015 году. То есть с 2016 года завод должен быть совсем другим, обновленным заводом с новым ассортиментом и качеством продукции», – подытожил г-н Двуреков.
А пока Казахстан импортирует бензин, керосин и, как подчеркнул замгендиректора ПНХЗ, «есть диспропорция в производстве дизтоплива (ДТ)», при этом растет производство светлых дистиллятов – их выпускается до 70%.
Речь начальника технического отдела АО «Атырауский НПЗ» (АНПЗ) Еркина Сулейменова тоже изобиловала статистикой, хотя и менее радужной, чем у коллеги. На АНПЗ готовятся пустить комплекс ароматических углеводородов, который позволит довести качество бензина до Евро-3 и 4, «с перспективным выходом на Евро-5». При общей переработке 5,5 млн тонн в год глубина переработки увеличится до 85%. В Атырау тоже намерены отказаться от выпуска низкооктанового бензина. «Бензин АИ-80 у нас не будет выпускаться, АИ-92 – свыше 800 тысяч тонн, АИ-95 – 894 тысячи, бензол – 133 тысячи, параксилол – 493 тысячи», – перечислил г-н Сулейменов. И добавил, что мазут идет на уменьшение.
Гендиректор Rompetrol Rafinare SA («дочка» The Rompetrol Group – актив с участием КМГ в Румынии) Арман Каирденов начал свой доклад по-европейски свободно, что всегда располагает слушателей. Он предложил мысленно перенестись на пять тысяч километров западнее – в Румынию, где на берегу Черного моря работают заводы его компании. Там модернизация началась в 2009 году (сейчас уже заканчивается стройка корпуса под новые установки – комплекса двухстадийного гидрокрекинга низкого давления), так как румынам, вошедшим в ЕС, нужно было скорейшим образом подгонять свои требования под стандарты Евро-5. «Все, что необходимо для рынка Румынии и Европы, мы поставляем: до 70% автобензинов и 90% дизтоплива соответствуют стандарту Евро-5», – с чувством превосходства перед казахстанскими коллегами заявил спикер. Кроме того, выручает Rompetrol хорошее месторасположение – с одного бока Балканы, с другого Украина и далее Грузия, а на юге Турция, которые покупают некондиционное для европейцев топливо.
Позже в беседе с корреспондентом «Эксперта Казахстан» г-н Каирденов добавил, что главный рынок для Rompetrol – по-прежнему Румыния, внутри которой динамично растет потребление ДТ, а потребление автобензина падает. В результате модернизации производство ДТ вырастет на 8%.

Тихая сапа «Нефтехима»
На пресс-конференции после первой части симпозиума Асет Магауов подсчитал сумму, в которую обойдется модернизация нефтеперерабатывающих заводов: АНПЗ нужно два миллиарда долларов, только ТЭО по ПНХЗ обойдется примерно в миллиард долларов, по Шымкентскому НПЗ (PKOP) владельцы пока взвешивают, с каким видом крекинга выбрать установку – каталитическим или более дорогим гидрокрекингом (около 700 млн долларов). «То есть по четырем заводам – более четырех миллиардов долларов», – резюмировал вице-министр.
По его словам, первая задача модернизации заводов – сокращение вредных выбросов, вторая – увеличение глубины переработки. «В прошлом году мы переработали 13,7 миллиона тонн. После модернизации к 2016 году ожидаем переработку пяти миллионов тонн на АНПЗ, шести миллионов на ПКОП и до 7,5 миллиона на ПНХЗ. «Удвоится предложение по светлым нефтепродуктам», – пообещал г-н Магауов. Кроме того, он заверил, что цены в рамках Единого экономического пространства (с РФ и Беларусью) скачками расти не будут, и правительство продолжит контролировать предельные цены на ГСМ внутри страны.
Журналистов интересовал вопрос, кто является акционером крупнейшего нефтехимического комбината Kazakhstan Petrochemistry Industries Inc. (KPI) (мощность 800 тыс. полиэтилена и 500 тыс. полипропилена) после выхода из проекта Basell. Управляющий директор KPI Раушан Сармурзина проигнорировала этот вопрос и отвечать на него пришлось г-н Магауову.
«Действительно LyondellBasell вышел из состава акционеров. Доля АО «РД КМГ» (владел 50% KPI) находится у ТОО «Объединенная химическая компания», вхождение новых акционеров в первую фазу освоения комплекса не рассматривается. Китайская Sinopec – только генподрядчик проекта, а «Эксимбанк Китая» предоставляет кредитное заимствование», – пресек интерес журналистов к китайской теме в казахстанской нефти г-н Магауов. Ранее на вопрос, какая компания будет участвовать в поставке оборудования на PKOP, мгновенно отрезал: «Нет, не китайская». Позже он рассказал, что долю Basell выкупил еще один участник проекта – казахстанская «SAT & Company».
Тут слово взяла г-жа Сармурзина и пошла от общего к частному: «Во всех докладах мы видим стремление к глубокой переработке нефти. Я бы хотела обратить внимание корреспондентов, как незаметно на ПНХЗ вырастает новое предприятие «Нефтехим ЛТД». Они выпускают 30 тысяч тонн полипропилена и пока полностью покрывают потребности республики. Завод набирает обороты: к 2015 году планируется увеличить выпуск продукции до 300 тысяч тонн».
За неделю до симпозиума корреспонденту «Эксперта Казахстан» из анонимного источника стало известно, что в «Нефтехим ЛТД» инвестируют (пока имя инвестора и сроки проекта неизвестны) около 120 млрд тенге, тогда как по данным того же источника общая стоимость предприятия на текущий момент не превышает 5,5 млрд.
Полипропилен стал второй главной темой конференции. Замгендиректора Rompetrol Petrochemicals SRL Едиль Утеков сообщил о планах компании в краткосрочной перспективе повысить производительность завода до 80 тыс. тонн полипропилена в год (с 65 тыс.) и до 70 тыс. полиэтилена (с 52 тыс.), в долгосрочной перспективе производство полипропилена планируют увеличить до 100 тыс. тонн.
Суть привлекательности полипропилена для производителей раскрыл региональный менеджер французской Axens Фабьен Лунди. Оказывается, последние 10 лет спрос на полипропилен в мире растет быстрее, чем на бензин. В результате увеличивается разница в цене между полипропиленом и бензином – в пользу полипропилена, и на сегодня она достигла 600 долларов за тонну. Разницу производители ощутили особенно во время кризиса.
Естественно, что г-н Лунди неспроста рассказал о выгодности полипропилена: у Аxens есть передовая технология, увеличивающая производительность. Впрочем, на ней можно производить и бензин, и керосин, в зависимости от того, что будет выгоднее продавать.

Ожесточающий и примиряющий бензин
Но, как бы ни был перспективен полипропиленовый дискурс, самые интересные доклады второго дня были связаны со старым добрым бензином. Если представители НПЗ рассказывали о будущей продукции с наилучшими качественными характеристиками, Акмарал Калмуратова, директор Независимого центра экспертизы нефтепродуктов «ORGANIC», нарисовала картину сегодняшнего рынка бензина. Например, она рассказала, что в ее организацию обращаются автодилеры, жалующиеся, что иномарки из-за некачественного бензина все чаще ломаются, не отъездив гарантийный срок. «Только по Алматы количество вредных выбросов в атмосферу составляет 237 тысяч тонн в год, из них 180 тысяч приходится на автотранспорт», – проиллюстрировала эксперт масштаб топливной проблемы. Ежегодно «ORGANIC» выявляет партии некондиционных продуктов, исследуя многочисленные причины появления таковых на рынке. «Потребители стали обращать большее внимание на качество нефтепродуктов, чем на их цену или близость АЗС», – порадовалась она за автомобилистов.
Директор филиала «Испытательная лаборатория Алматы «АО «КазМунайГаз-Онимдери» Галия Медетбаева тоже поделилась своей радостью: казсодержание составляет 75% в продукции «КМГ-Онимдери». Но и она не отошла от критического тона выступлений этого дня, посетовав, что реализация некачественного топлива наносит вред не только потребителям, но и в конечном счете государству.
Продолжил тему директор алматинского департамента комитета техрегулирования и метрологии Шаркан Мажиденов докладом под скучным названием «Коротко о техрегулировании». Казенный язык, прилежное цитирование огромных кусков из нормативно-правовых актов, где слово «соответствие» в разных вариациях употреблялось раз 10, навевали сон. Но чем глубже г-н Мажиденов уходил в тему бензина и его качества, тем больше рос интерес слушателей: оказывается, алматинские заправщики завышают октановое число и разбавляют бензин водой. Причем делают это массово: в 2010 году нарушения выявлены на 54% проверяемых АЗС южной столицы.
«Факты несоответствия ГСМ техрегламентам выявляются на каждом шагу, – с азартом вещал г-н Мажиденов, вспоминая избранных нарушителей по именам. – Здесь они, наверное, все есть?» Одни заправщики продавали АИ-84 как АИ-92, другие уже 92-й бензин выдавали за 95-й, третьи 93-й как 96-й. Еще одна АЗС с широким ассортиментом на деле продавала только АИ-87.
Будь в зале профессиональные шоферы, они бы уже начали сурово закатывать рукава своих промасленных спецовок, но тут спикер изменился в лице и заговорил печально: «К сожалению, в этом списке есть «КМГ-Онимдери», который реализовывал 90-й бензин как АИ-92».
Г-жа Медетбаева при этом выглядела так, будто такое развитие доклада предвидела, и лишь смиренно ждала этого упрека. Тем временем спикер предложил повысить штрафы в 10 раз и сократить количество посредников. Иными словами, монополизировать рынок. Если у потенциального монополиста «КМГ-Онимдери» и могла возникнуть обида на главу департамента по техрегулированию, то последнее предложение, безусловно, примирило госструктуру и госбизнес. Иного никто и не ждал. Люди, разговаривающие на одном языке, не могут не договориться.

------

Несмотря на увеличивающиеся объемы добычи нефти и газа, в Казахстане все еще отсутствует полный технологический цикл глубокой переработки сырья с получением продукции с высокой добавленной стоимостью

Елена БУТЫРИНА, «Панорама», 1 апреля

Казахстан в 2010 году добыл 79 млн тонн, а переработал 13,5 млн тонн нефти. Несмотря на большие объемы добычи углеводородного сырья, на сегодняшний день в республике отсутствует полный технологический цикл глубокой переработки с получением продукции с высокой добавленной стоимостью. Переработка ограничивается сепарацией нефти и газа. В стране действуют три нефтеперерабатывающих и три газоперерабатывающих завода, построенные в советское время и не отвечающие современным стандартам. Для создания гибкой, интегрированной и полной технологической схемы переработки углеводородов, соответствующей международному уровню, необходима реализация инвестиционных проектов. Это позволит одновременно решить несколько важных задач, в том числе производить в большом объеме и более высокого качества нефтепродукты, получить базовые нефтехимические продукты, которые являются продукцией с добавленной стоимостью и востребованы на международном рынке, выпускать нефтехимическое сырье для последующих переделов, обеспечить комплексную переработку углеводородного сырья, а также уменьшить негативное воздействие такого производства на окружающую среду.
Сегодня каждый казахстанский НПЗ обеспечивает приблизительно треть объема нефтепереработки в стране. Так, в прошлом году Павлодарским нефтехимическим заводом (ПНХЗ) было переработано 4,8 млн тонн нефти, Атырауским НПЗ – 4,3 млн тонн, Шымкентским НПЗ (PetroKazakhstan Oil Products, PKOP) – 4,58 млн тонн.
На сегодняшний день в Казахстане количество перерабатываемой нефти на душу населения составляет менее 1 тонны. С началом работы Единого экономического пространства (ЕЭП) между странами, участвующими в данном процессе, возникнет конкуренция в поставках продуктов нефтепереработки на внутренний рынок Казахстана. И именно Россия, являющаяся ближайшим соседом, станет нашим главным конкурентом, учитывая, что РК испытывает дефицит в производстве и потреблении высокооктановых автомобильных бензинов, а Белоруссия в этом вопросе ориентирована на рынок Восточной и Западной Европы. В настоящее время НПЗ, расположенные в приграничных с Казахстаном регионах РФ, ежегодно перерабатывают свыше 70 млн тонн нефти, при этом глубина переработки у них составляет 72-75%. Средняя глубина переработки на отечественных НПЗ – 74,6%. К слову, Россия в следующем году переходит на выпуск нефтепродуктов, соответствующих стандарту Евро-3, Казахстану же для этого необходимо около 4-5 лет. Ассортимент и качество казахстанской продукции нефтепереработки уступают российской, находящейся на 67-м месте в мировом рейтинге по указанному показателю. В нашей стране обеспечение баланса потребительского спроса и предложения не представляется возможным даже в случае загрузки НПЗ на их полную проектную мощность без внедрения вторичных процессов переработки нефти.
Ввиду того, что технологические установки и оборудование на отечественных НПЗ морально и физически изношены и не позволяют производить глубокую переработку нефти и соответственно нефтепродукты, соответствующие международным стандартам качества, 1 марта 2010 года постановлением правительства №153 был утвержден технический регламент «Требования к безопасности бензина, дизельного топлива и мазута». В соответствии с упомянутым постановлением на территории Казахстана с 1 января 2010 года были введены требования стандартов экологического этапа Евро-2. Требования стандартов Евро-3 и Евро-4 в Казахстане намечается установить с января 2014 года и января 2016 года соответственно. Одновременно были запланированы инвестиционные мероприятия по реконструкции и модернизации существующих перерабатывающих мощностей на НПЗ, созданию нефтехимических производств, которые вошли в Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию РК и Карту индустрилизации Казахстана, рассчитанные на 2010-2014 годы.
По словам вице-министра нефти газа Асета МАГАУОВА, целями планируемой модернизации являются рост объема переработки нефти, доведение выпускаемых нефтепродуктов до уровня евростандартов, улучшение их экологических параметров, увеличение глубины переработки нефти, благодаря чему вырастет объем выработки светлых нефтепродуктов, а также полное обеспечение ими внутреннего рынка Казахстана. «Если в 2010 году мы переработали около 13,7 млн тонн нефти, то по итогам модернизации к 2015 году ожидаем, что суммарная мощность по переработке возрастет до 17,5 млн тонн в год. На АНПЗ объем переработки составит 5 млн тонн, на PKOP – 6 млн тонн, на ПНХЗ – 7,5 млн тонн. К 2016 году мы обеспечим переход на Евро-5», – заявил он на пресс-конференции, посвященной проведению 6-го Международного симпозиума по нефтепереработке и нефтехимии KazRefinEx-2011, который организовала на прошлой неделе конференционная компания Caspian Business Events (пожалуйста, предыдущий номер Панорамы).
Согласно Стратегическому плану Миннефтегаза, проект модернизации ПНХЗ должен быть реализован в 2011-2013 годах. Его результатом станет увеличение глубины переработки нефти до 82-92% и улучшение качества нефтепродуктов до стандарта Евро-4.
Как сообщил на KazRefinEx-2011 заместитель генерального директора АО «ПНХЗ» Евгений ДВУРЕКОВ, за истекшие 10 лет завод обеспечил рост объема нефтепереработки на 129%. По его словам, в рамках реализации проекта модернизации планируется строительство новых установок и объектов, в том числе по изомеризации, риформингу с непрерывной регенерацией катализатора, гидроочистке и депарафинизации дизтоплива, косвенному алкилированию (олигомеризации) и производству серы. К слову, в 2010 году на предприятии был запущен в эксплуатацию узел ввода октаноповышающей присадки N-метиланилина «Каскад», благодаря которому производство низкооктановых бензинов сократилось на 50%. Кроме того, будет проведена реконструкция существующих установок – атмосферной перегонки нефти (для повышения мощности до 7,5 млн тонн в год); вакуумной перегонки мазута, с добавлением второй вакуумной колонны (для увеличения глубины переработки за счет роста температуры конца кипения ВГО); гидроочистки ВГО и каталитического крекинга (для наращивания мощности до 2,4 млн тонн в год и роста выхода светлых нефтепродуктов); замедленного коксования (для подъема мощности до 1 млн тонн в год и дополнительного увеличения выхода светлых нефтепродуктов), а также конверсия существующих установки ГО дизтоплива в установку ГО нафты, установки ГО сырья риформинга в установку селективной ГО бензина каткрекинга.
Г-н Двуреков сказал, что сейчас итальянская Eni занята разработкой технико-экономического обоснования проекта модернизации ПНХЗ, которая, как ожидается, завершится к 30 сентября 2011 года.
Управляющий директор ТОО Kazakhstan Petrochemical Industries Inc Раушан САРМУРЗИНА на пресс-конференции, проведенной в рамках симпозиума, дала положительную оценку деятельности работающей в структуре ПНХЗ компании «Нефтехим», выпускающей 30 тыс. тонн пропилена в год. По ее словам, на сегодняшний день это предприятие полностью покрывает потребность Казахстана в данном виде продукции. В планах завода к 2015 году увеличить производство пропилена до 300 тыс. тонн в год.
Что касается ТОО PKOP, согласно стратегическому плану, благодаря планируемой в 2011-2014 годах реконструкции и модернизации глубина переработки нефти здесь будет доведена до 90%, а качество нефтепродуктов подтянется до уровня Евро-4.
Оценивая основные внешние и внутренние факторы рисков, связанных с планируемой модернизацией ПНХЗ и PKOP, в Миннефтегазе опасаются уменьшения, полного прекращения поставок российской нефти на эти НПЗ либо обложения поставляемого сюда сырья из РФ экспортными таможенными пошлинами. Возможными последствиями в случае непринятия мер по управлению рисками станут нехватка объемов нефти для переработки на ПНХЗ и PKOP, что непременно негативно отразится на обеспечении потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. Чтобы этого не произошло, необходимо подписание двухстороннего соглашения между Казахстаном и Россией в области поставок нефти на НПЗ, а также проведение работ по реверсированию трубопроводов для доставки нефти с западноказахстанских месторождений в Павлодар и Шымкент.
В рамках реализации проекта модернизации АНПЗ, говорится в стратегическом плане Минефтегаза, в 2011 году запланированы реконструкция вакуумного блока установки ЭЛОУ-АВТ-3 и установки замедленного коксования, доведение мощности вакуумного блока до 1800 тыс. тонн в год и установки замедленного коксования до 1000 тыс. тонн в год. В течение 2011-2013 годов здесь будет построен комплекс по производству ароматических углеводородов (КПАУ) с выпуском бензола – 133 тыс. тонн в год, параксилола – 496 тыс. тонн в год и улучшением качества нефтепродуктов до стандарта Евро-3. А в 2011-2014 годах будет сооружен комплекс по глубокой переработке нефти (КГПН) с доведением ее объема до 5500 тыс. тонн в год, глубины – до 84-85% с улучшением качества нефтепродуктов до стандарта Евро-4, а в перспективе – до Евро-5.
Как заявил на KazRefinEx начальник технического отдела АНПЗ Еркин СУЛЕЙМЕНОВ, в результате проведения реконструкции завода запланировано снизить производственные расходы, сэкономить энергоресурсы, обеспечить современный технический уровень производства и сократить выбросы в атмосферу и сбросы загрязненной воды. По его словам, в ходе осуществления проекта АНПЗ уже заключил договоры по всем объектам и даже приступил к строительству. В 2008-м и 2009 году был введен в эксплуатацию резервуарный парк №31, реконструирована товарно-сырьевая насосная, осуществлен перевод установки ЭЛОУ-АВТ-3 на микропроцессорную технику. В июне 2010 года была запущена в опытно-промышленный пробег новая сдвоенная печь П-1 установки ЭЛОУ-АВТ-3. На установке замедленного коксования модернизированы блок колонн с заменой внутренних контактных устройств, блок печей с заменой горелочных устройств, система охлаждения верхних и боковых погонов колонны К-1. В марте текущего года планировалось завершить реконструкцию вакуумного блока и замену печей ЭЛОУ-АВТ-3, парка вакуумного газойля (2 резервуара по 10 000 кубометров), парка печного топлива (2 резервуара по 3000 кубометров), парка хранения бензина (3 резервуара по 5000 кубометров), перевести управление технологическим процессом УЗК с пневматической на микропроцессорную технику, реконструировать вращающую печь УПНК.
Относительно подробностей плана по строительству на АНПЗ КПАУ г-н Сулейменов сказал, что, во-первых, реализация этого проекта позволит впервые наладить в Казахстане выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью – бензола и параксилола; во-вторых, обеспечить соответствие качества автомобильного бензина требованиям экологических классов за счет снижения содержания сернистых соединений, ароматических углеводородов и бензола; в-третьих, уменьшить вредное воздействие на окружающую среду за счет сокращения выбросов оксида углерода и азотистых соединений в атмосферу и применения современных технологий и технологического оборудования. В октябре 2009 года между АНПЗ и китайской Sinopec Engineering был подписан ЕРС-контракт на строительство КПАУ «под ключ». Кроме того, с китайской GUPC было заключено соглашение о намерениях купли-продажи параксилола.
Что касается КГПН, в его состав войдут установки гидроочистки газойля – НDS2, селективного гидрирования нафты каткрекинга – CN HDS, каталитического крекинга остатков в кипящем слое – RFCC, аминовой очистки газов – АМI, обессеривания СУГ – SULFREX, олигомеризации бутенов – OLI, гидрирования бензола – BZ HT, гидроочистки нафты – NHTЗ, этерификации легкой нафты каткрекинга – ТАМЕ, получения серы – SRU, отпарки кислых вод – SWS, очистки «хвостовых» газов – TGT, изомеризации, производства водорода. Кроме того, будут работать газофракционирующие установки ненасыщенных – UGP и насыщенных газов – SGP, существующая установка каталитического риформинга со стационарным слоем катализатора (модернизация) и объекты общезаводского хозяйства. Лицензиаром технологических процессов Axens (Франция) уже выполнены базовые проекты на 12 технологических процессов КГПН. А нацкомпанией «КазМунайГаз», полностью контролирующей АНПЗ, ее дочерним АО «КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг», ТОО «АНПЗ» и российским ОАО «Омскнефтехимпроект», выступающим генеральным подрядчиком, приняты компоновочные решения по размещению и интеграции технологических объектов в существующую схему завода. По словам г-на Сулейменова, на сегодняшний день ОАО «Омскнефтехимпроект» выполнило проектно-изыскательские работы по КГПН на 52,32%.
Как сообщил г-н Магауов, в целом реализация программы модернизации всех трех казахстанских НПЗ потребует инвестирования свыше $4 млрд. По его словам, на АНПЗ проект ЭЛОУ оценивается в около $300 млн, по извлечению ароматических углеводородов и бензола – около $1,2 млрд, а строительство установки каталитического крекинга – еще примерно $1,1 млрд. Объем инвестиций в модернизацию ПНХЗ предварительно составляет $1,1 млрд (окончательная сумма будет определена после разработки ТЭО), PKOP – от $1 млрд до $1,6-1,7 млрд в зависимости от выбора технологии. Ожидается, что средства для модернизации будут изыскиваться акционерами заводов. В частности, обязательства по привлечению финансирования для ПНХЗ имеются у Eni, которая при этом не претендует на вхождение в акционерный капитал предприятия.
Миннефтегаз намерен запустить в эксплуатацию и другие проекты в отрасли. В стратегическом плане, в частности, упоминается проект второй очереди третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода (ЖГПЗ-3), который разработал Сычуанский проектно-изыскательный институт (КНР) и который будет введен в эксплуатацию в 2013 году. Сейчас проводится анализ рынка сбыта и стоимости газа, до конца 2011 года будет окончательно скорректирован первоначальный проект. Кроме того, ведется речь о возведении в Атырауской области первого интегрированного газохимического комплекса по производству базовой нефтехимической продукции мощностью по полипропилену 500 тыс. тонн в год, полиэтилену – 800 тыс. тонн в год. Напомним, он будет выведен на полную производственную мощность оператором проекта – ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc». – в 2015 году, поставка газа на газохимический комплекс, согласно постановлению правительства РК от 15 февраля 2008 года №142, будет обеспечена на долгосрочный период ТОО «Тенгизшевройл». 19 марта 2010 года с генеральным подрядчиком проекта китайской Sinopec Engineering был подписан контракт на строительство первой фазы проекта «под ключ», а также договор на гарантированный сбыт полипропилена. Тогда же были заключены лицензионные соглашения на технологии дегидрирования пропана и производство полипропилена с американской CBI Lummus. Учитывая международный опыт строительства аналогичных комплексов и для обеспечения привлекательности для вложения значительных объемов инвестиций в нефтехимические производства, правительство решило оказать поддержку проекту. Государством уже созданы благоприятные экономические и административные условия для его реализации – Указом Президента РК от 19 декабря 2007 года №495 создана специальная экономическая зона (СЭЗ) «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области. С 2010 года за счет средств бюджетного кредита в сумме Т14 млрд здесь начато строительство инфраструктурных объектов. Пунктом 3 протокола заседания Государственной комиссии от 23 июня 2010 года №17-5/И-402 поддержано финансирование первой фазы проекта за счет заемных средств Экспортно-импортного банка Китая в объеме Т207 млрд. Как уже сообщалось, в настоящее время для реализации второй фазы проекта полиэтиленовой линии планируется привлечение зарубежных акционеров с организацией ими кредитного финансирования.
Еще одним проектом, реализуемым в отрасли с прошлого года, является строительство завода по производству дорожного битума на Актауском заводе пластических масс (Мангистауская область). Он обеспечит глубокую переработку тяжелой нефти месторождения Каражанбас с выпуском дорожного битума в объеме не менее 500 тыс. тонн в год, соответствующего климатическим условиям Казахстана. Общий бюджет проекта составляет Т43,5 млрд. Для его осуществления между китайской CITIC Group и казахстанским AO «Кazakhstan Petrochemical Industries» – дочерней компанией «КазМунайГаза» – в 2009 году на паритетной основе было создано ТОО «СП CASPI BITUM», которое в сентябре 2010 года завершило оформление заемных средств с Bank of China Grand Cayman Branch. Строительством занимается консорциум, созданный АО «НГСК «КазСтройСервис» и ТОО «CITIC Construction». Уже решены вопросы сырьевого обеспечения, размещения заказов на основное и вспомогательное оборудование.
В соответствии с ожиданиями Миннефтегаза все вышеназванные реализуемые проекты и планируемые производства в ближайшей перспективе обеспечат мультипликативный эффект роста смежных отраслей экономики. Помимо экспорта, рынок Казахстана будет обеспечен нефтехимическим сырьем различного качества, что должно активизировать интерес отечественного бизнеса для создания предприятий малого и среднего бизнеса по выпуску разнообразной продукции из пластмассы, строительных материалов, вспомогательного промышленного оборудования из облегченных материалов, товаров медицинского и бытового назначения.
Впрочем, при выполнении этих нефтехимических проектов существует риск возможной отмены льготного налогообложения организациям, осуществляющим деятельность на территории СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк». Мероприятиями по управлению рисками здесь может стать сохранение правительством условий СЭЗ для реализации капиталоемких инвестиционных нефтехимических проектов, своевременное выделение и освоение средств бюджетного кредита, привлечение и освоение внешнего финансирования. В противном случае это приведет к ухудшению экономики проектов и их рентабельности, неконкурентоспособности себестоимости конечной нефтехимической продукции, что осложнит обеспечение рынка сбыта.
Как говорят в министерстве, для завоевания казахстанской нефтехимической продукцией экономической ниши на международном рынке важно учесть территориальную отдаленность Казахстана и удорожание в конечной цене от транспортной составляющей. Дополнительные затраты на логистику во время транспортировки на рынок сбыта могут привести к более высоким затратам на создание новых производств по глубокой переработке углеводородного сырья. Расходы на транспортировку нефтехимической продукции из Казахстана на основные целевые рынки в Европе и Китае будут значительно выше, чем у других крупных экспортеров.
Сегодня в Миннефтегазе отмечают и еще одну проблему – она связана с отсутствием подготовленных профессиональных кадров и технического персонала, инженеров среднего и высшего звена для работы на нефтехимических производствах. По мнению чиновников, значимой причиной существования данной проблемы является отсутствие квалификационных требований, отражающих современный уровень развития техники и технологий, а также четко определенных видов ответственности работников. С целью ее устранения они настаивают на разработке профессиональных стандартов, представляющих собой подробно изложенные требования к квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.

По сообщению сайта Nomad.su