Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Естественный обмен

Дата: 04 апреля 2011 в 04:00

Кульпаш КОНЫРОВА, «Литер», 1 апреля

Разговоры о том, как именно модернизировать отечественные нефтеперерабатывающие заводы, идут уже давно.
Так уж случилось, что пока на выделенные государством деньги делались расчеты на тему как усовершенствовать НПЗ, чтобы они могли выпускать бензин, подходящий под стандарты «Евро-3» и «Евро-4», на мировом рынке появился стандарт «Евро-5».
Министерство нефти и газа нашей страны приняло решение сфокусировать модернизацию трех казахстанских НПЗ сразу на выпуск бензина стандарта «Евро-5», минуя стадию по производству «Евро-3» и «Евро-4». Об этом журналистам сообщил глава ведомства Сауат Мынбаев.
Похоже, что в правительстве наконец-то вняли доводам нефтепереработчиков и приняли решение о том, чтобы внести в госпрограмму по модернизации трех казахстанских НПЗ корректировку: сразу сфокусироваться на выпуск бензина стандарта «Евро-5».
– Со вступлением Казахстана в Таможенный союз казахстанские НПЗ должны быть конкурентоспособными с белорусскими и российскими заводами, поэтому нам надо убрать стадию по производству «Евро-3», так как эта ступень может привести лишь к ненужным расходам и затягиванию сроков. Нам надо перейти сразу на производство бензина «Евро-4» и «Евро-5», – говорил еще более года назад директор по нефтепереработке и маркетингу нефти АО «НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов.
В Миннефти подумали и решили миновать даже «Евро-4».
– Требования к стандартам по производству бензина быстро повышаются, и если мы будем поэтапно переходить сначала на «Евро-3», затем на «Евро-4», то это и по времени, и, самое главное, по деньгам приведет к большим затратам, – высказал свое мнение журналистам и глава ведомства Сауат Мынбаев.
Он не отрицает, что Казахстан значительно отстал по качеству бензина от России и Белоруссии, потому-то и было принято решение сфокусировать модернизацию наших заводов сразу по последним стандартам.
Что касается вопроса поставок нефти на Павлодарский нефтехимический завод, который активно обсуждается в последнее время в СМИ, то и здесь найдено компромиссное решение.
Напомним, что именно ПНХЗ был главной головной болью Миннефти, так как построенный в годы СССР завод изначально был ориентирован на переработку российской нефти с месторождений Западной Сибири.
– По договоренности с Россией приблизительно 6,5 млн тонн российской нефти будет приходить в Казахстан без пошлин до 2014 года, что невыгодно нашим соседям, так как потери бюджета РФ из-за отсутствия пошлины на нефть для нашей республики превышают два миллиарда долларов США, – пояснил министр.
По его информации, после 2014 года Миннефти будет обязано обеспечить поставки на ПНХЗ казахстанской нефти, но это в том случае, если на заводе будет произведена соответствующая модернизация, которая позволит перерабатывать отечественное сырье.
– Либо мы будем использовать другой вариант: это SWAP-операции, которые предполагают обмен нужных объемов нефти между Казахстаном и Россией. То есть мы будем отдавать тот объем своей нефти, который нам будет нужен для павлодарского завода, по трубопроводу Атырау–Самара России, а взамен этот объем российской нефти получим по трубопроводу на севере страны, – резюмировал он.

По сообщению сайта Nomad.su