Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Медведев сделал красивый жест

Дата: 04 апреля 2011 в 09:01

Сама по себе идея не нова: впервые Дмитрий Медведев заговорил о том, что чиновники не должны представлять интересы государства в госкомпаниях, еще на Красноярском экономическом форуме в 2008 г., в бытность вице-премьером. Судя по реакции (чиновники из корпораций не побежали), слова будущего президента восприняли скорее как реверанс в сторону рыночных принципов экономического развития. Однако Медведев вернулся к этой теме уже в качестве главы государства. О том, что госсектор экономики слишком велик и нужно провести его аудит, он заявил в послании Федеральному собранию 2009 г. (в том же году Генпрокуратурв и Контрольное управление президента провели проверки госкорпораций, в следующем правительство подготовило план реформы, в соответствии с которым госкорпорации либо будут акционированы, либо прекратят существование к 2015 году).

В своем последнем послании Медведев снова вспомнил об избыточном участии государства в экономике. И вот он, результат: во исполнение поручения, подписанного на прошлой неделе, к 1 июля 2011 г. независимые директора должны заменить таких влиятельных чиновников, как министр финансов Алексей Кудрин, вице-премьер Игорь Сечин, первый вице-премьер Виктор Зубков, министр транспорта Игорь Левитин, министр энергетики Сергей Шматко, министр связи Игорь Щеголев и министр обороны Анатолий Сердюков. К 1 октября за ними должны последовать остальные вице-премьеры, федеральные министры и руководители ведомств, а также сотрудники администрации президента.

Эксперты невысоко оценивают подобную меру: отсутствие формального статуса директора не отменяет неформального влияния, принципиальные решения в контролируемых государством компаниях по-прежнему будет принимать не менеджмент, а чиновники профильных ведомств. «Независимые» директора просто будут получать директивы по голосованию в выдвинувших их министерствах. Однако появление лишнего звена в механизме ручного управления вряд ли обрадует высокопоставленных чиновников, которые сейчас «рулят» крупнейшими корпорациями страны. Кроме того, не стоит забывать: аналогичная система «хозяйствования» распространена не только на федеральном уровне, ее с успехом дублируют в регионах. Инициатива президента способна восстановить против автора значительную часть бюрократии. А это сила, которую нельзя недооценивать, особенно в предвыборный год. Поэтому за отлучением профильных чиновников от управления ведущими госкомпаниями должны стоять веские причины.

Одна из них лежит на виду – ожидаемая масштабная приватизация «непрофильных» госактивов. О возможности «второй волны» приватизации в Белом доме заговорили после кризиса – средства от продажи госкомпаний и банков должны стать серьезным источников погашения дефицита бюджета. По данным Минфина, ожидания по поступлениям в федеральный бюджет доходов от приватизации в 2011 г. – 6 млрд рублей, в 2012 и 2013 гг. – по 5 миллиардов. В планах приватизации на ближайшие три года крупнейшие компании: Ульяновский автомобильный завод, РЖД, «Роснефть», Сбербанк и ВТБ.

Но после всех дел с вокруг собственности Ходорковского, Гуцериева и Исмаилова, после выдавливания Exxon Mobile и ВР из совместных проектов западные инвесторы не слишком охотно идут в Россию. Нужно работать над собственным имиджем в мировом финансовом сообществе. Тот факт, что предпринятые меры идут вразрез с национальной системой хозяйствования, сам по себе красноречив. Также симптоматично, что с непопулярной инициативой выступил Медведев. Это свидетельствует о разделении ролей в тандеме, а также заставляет предположить, что выбор кандидата в президенты уже сделан, и этот кандидат – не Медведев. Именно поэтому действующий президент может себе позволить шаги, ущемляющие интересы правящей бюрократии.

По сообщению сайта YTRO.ru