Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Собирать по кирпичику: как осуществить реформу ЖКХ

Дата: 04 апреля 2011 в 10:10

Когда остановится рост тарифов на ЖК услуги? Сможет ли население их оплачивать? Существуют ли способы борьбы с жэками?

Ответы на эти вопросы эксперты искали в ходе круглого стола, который состоялся в пресс-центре «АиФ».

Рост тарифов неотвратим — цены на энергоносители растут, соответственно, повышаются затраты коммунальщиков. И их нужно как-то компенсировать. Но население еще толком не почувствовало этого роста — он лишь предстоит. Вместе с тем, небывалыми темпами растет инфляция, а средняя зарплата, по статистике, поднялась в прошлом году лишь на 10%. Главный вопрос в том, сможет ли население в ближайшем будущем оплачивать повышенные тарифы. Если нет — государству и собственникам природных монополий снова придется изыскивать пути для сдерживания роста. Но это в ближайшей перспективе грозит катастрофой всей сферы ЖКХ: коммуникации изношены, о модернизации нет и речи. На чем же можно сэкономить?

«Население обязано отдавать себе отчет в том, что тарифы должны покрывать за-траты коммунальщиков. Вместе с тем, нужно понимать, что тарифы на природно-монопольные сферы — газ, электроэнергию, тепло, водоснабжение и водоотведение — должны стать предметом консенсуса в каждом регионе, — говорит экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко. — Я уверен, что большинство населения скажет: «Мы не против роста тарифов, если нам реально обоснуют каждую копейку и покажут, что наши деньги идут на модернизацию, сокращение потерь в сетях и затрат газа, замену котельных, оборудование сетей счетчиками».

По его словам, Порядок расчета тарифов, на который не устают ссылаться сотрудники МинЖКХ, устарел. Сегодня он позволяет собственникам коммунальных предприятий закладывать потери в сетях на уровне 13%, что они и делают. «Но, например, «Киевэнерго» не имеет права закладывать такие потери, потому что Киев — компактный город. А все потому, что коммунальщики рассчитывают стоимость гигакалории и затем разбрасывают ее на протяженность сети в метрах — счетчики-то не установлены. Почему? Потому что это не выгодно ни коммунальщикам, ни муниципалитету, ни чиновникам. Это выгодно только потребителю», — поясняет Кучеренко.

Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра «Институт города», добавляет, что в структуру тарифа включаются не только колоссальные потери в сетях, но и расходы компаний на фуршеты и зарубежные поездки сотрудников. «Чиновники никак не могут понять, что тариф — не просто экономическая, но социально-экономическая категория. Один из принципов его формирования — рост доходов населения, опережающий рост тарифов», — говорит он.

Эксперты сходятся во мнении, что алгоритма определения тарифов либо не существует вовсе, либо он подгоняется под интересы поставщиков ЖК услуг. «Кто и когда видел, из чего состоит стоимость гигакалории или киловатт-часа? Эта информация должна быть абсолютно открытой. Если услуга монополизирована, все ее потребители должны быть в курсе, откуда берется каждая копейка в структуре тарифа. Но попробуйте запросить такую информацию в «Киевэнерго», например. Все тарифы рисуются «с потолка» по принципу: не очень много, чтобы люди не взбунтовались, но и не очень мало, чтобы собственники монопольных компаний не остались без сверхприбылей», — утверждает юрист Татьяна Монтян.

А. Кучеренко, подхватывают и мэры городов, уверяя, что цены на газ и электроэнергию им «спускают», а они их только пересчитывают в зависимости от потребностей города. «Но мэр — главный менеджер города, где потери в сетях из года в год растут, а котлы имеют КПД 75%. Мэры сиротливо ждут дотаций из госбюджета. В 2006-2007 годах на эти цели было выделено около 3 млрд грн, но эти деньги не были потрачены ни на установку счетчиков, ни на модернизацию труб. А именно мэры должны стать движущей силой реформы ЖКХ», — убежден экс-министр.

«Государство никак не может набраться мужества и ответить на вопрос о том, кто же реальный собственник жилья. Чтобы не отвечать на этот вопрос, начата трескотня о тарифах», — убежден Павел Козырев, мэр города Украинка (Киевская обл.). Он уверяет: независимо от калибра города, составляющие тарифа неизменны по всей стране — это цены на энергоносители, горюче-смазочные материалы и металл, зарплата сотрудников и налоги. «Местная власть влияет только на определение нормы добавленной стоимости, т. е. процента условной прибыли, которую муниципалитет позволяет получать коммунальным предприятиям. Условной, потому что рост затрат на эти составляющие опережает рост тарифов», — утверждает Козырев.

Он объясняет, что малые города не могут позволить себе такой роскоши, на которую способен Киев, — до-плачивать за население из горбюджета, удерживая тарифы. «В небольших городах почти половина населения, как правило, живет в част-ных домах, но налоги все платят одинаково. Доплачивать только за половину жителей несправедливо, и тарифы, как правило, на 100% покрывают себестоимость услуг», — говорит мэр Украинки.

Столь же вопиющей несправедливостью он считает ситуацию с содержанием жилого фонда. «Ремонт кровель, замена лифтов, коммуникаций, утепление фасадов, капремонт несущих конструкций многоэтажных домов требуют колоссальных средств. Примерно половина граждан страны в свое время бесплатно получила в собственность квартиры, и сегодня средства на эти цели они получают от местной власти. С другой стороны, примерно половина за свои средства построила себе част-ные и кооперативные дома. И никого не интересует, за какие деньги они ремонтируют крышу, краны, полы в своих домах. А налоги все платят одинаково. Эту несправедливость пора прекращать», — считает Козырев.

Каким образом? Первым шагом на пути к цивилизованному управлению жилым фондом должно стать повсеместное создание объединений собственников много-квартирных домов — ОСМД. Хотя и оно не решит проблемы полностью.

«Жилой фонд угробили в 1992 году бесплатной приватизацией абстрактных квартир, висящих в юридическом воздухе. В то время как в других странах не приватизировали, а выкупали часть в многоквартирном доме. Человек получал документ, в котором было написано, что он — владелец одной энной целостного имущественного комплекса, и чувствовал себя его со-владельцем. А украинцы считают, что в их собственности — только квартира, весь же дом принадлежит жэку», — говорит Татьяна Монтян.

По ее мнению, именно в такой ситуации заинтересованы муниципалитеты, поскольку люди не понимают, что подвалы и чердаки многоквартирных домов — их коллективная собственность. Так и «вырастают» на чердаках лишние мансардные этажи, а в подвалах селятся коммерческие фирмы. «Если люди не осознают себя частью целого, они не понимают, что несут ответственность за весь дом. Отказываясь создавать ОСМД, они не лишаются обязанности содержать свой дом, которая прописана в Гражданском кодексе, но отказываются от своего права формировать стоимость и порядок его обслуживания», — утверждает юрист.

Она убеждена, что жильцы многоквартирных домов сами виноваты, если не хотят объединиться, посчитать, откуда берутся тарифы от жэ-ка, и заказать услуги по содержанию дома самостоятельно. «Если с монополистами мы ничего не можем сделать, то нам никто не мешает провести тендер и выбрать компании по вывозу мусора, ремонту лифтов, уборке придомовой территории, обслуживанию коммуникаций. Если же люди не хотят заниматься своей совместной собственностью, которой являются многоквартирные дома, значит, им будут выставлять любые тарифы, которые взбредут в голову жэку», — говорит Монтян. Она добавляет, что сейчас платит в 2,5 раза меньше, чем жители соседнего дома, обслуживаемого жэком, который из дома Монтян ОСМД изгнало. Юрист утверждает, что ОСМД может оставить свой дом на обслуживании того же жэка, но получит возможность контролировать его в качестве юрлица.

Вместе с тем, эксперты признают, что осознать эти, казалось бы, простые вещи гражданам пока непросто. К тому же, если ОСМД дает возможность контролировать обслуживание дома, оно не дает ответа на вопрос, как бороться с монополистами, а также где брать средства на капремонты.

Однако выбора у нас, похоже, нет. «Перефразируя классика, скажу, что ОСМД придется создавать не для того, чтобы превратить жизнь людей в рай, а для того, чтобы она не превратилась в ад», — говорит Алексей Кучеренко. С ним согласен Павел Козырев: по его словам, в ближайшие годы в стране не найдется политической силы или фигуры, которая сможет осуществить такую реформу. «В 2006-м году я посетил город Новая Одесса в Николаевской области. Депрессивный регион, средняя зарплата не превышала 500 грн. Но в 92% домов были созданы ОСМД. Почему? Там случилась коммунальная катастрофа, и люди были вынуждены решать этот вопрос самостоятельно. Похоже, вскоре это произойдет и во всей стране, если в ближайшее время не начнется реформа», — предполагает мэр Украинки.

Эксперты убеждены, что, когда вся страна будет покрыта ОСМД, граждане получат возможность бороться с монополиями на снабжение их квартир газом, светом, водой и теплом. «Только собственник, владеющий информацией о своей собственности и структуре затрат на ее содержание, может оказывать давление на того, кто предоставляет ему монопольные услуги. Когда появятся коллективные собственники жилого фонда, общество перестанет быть атомарным», — резюмирует Татьяна Монтян.

ОФИЦИАЛЬНО
Иван Пастухов, начальник управления экономики и тарифной политики МинЖКХ:
— Вопрос, насколько обоснован рост тарифов, в каждом регионе решается индивидуально. На каждом коммунальном предприятии существует методология расчета затрат, исходя из которой составляется смета. Она соотносится и с Порядком формирования тарифов, определенным постановлением Кабмина. Смету затем контролируют специалисты Госинспекции Минэкономики по контролю за ценами, а также НКРЭ, и только после этого местная власть принимает решение об установлении тарифов в конкретном регионе.

По результатам 2010 года в среднем по Украине тарифы покрывают около 80% затрат, на электроэнергию — примерно 60%. И так уже 20 лет — отрасль работает себе в убыток. А затраты растут, и это — нормальное явление в условиях рыночной экономики. Если тарифы будут покрывать 112% затрат (100% себестоимости плюс максимум 12% рентабельности), не будет смысла их повышать.

В конце прошлого года НКРЭ подняла тарифы для 162 компаний, обеспечивающих жилые дома теплом, — в среднем на 10%, и 38, поставляющих воду, — на 15%. Поскольку это произошло в декабре, а не к началу отопительного сезона, компании ушли в страшное пике по кредиторской задолженности. И только сейчас эти 10-15% начинают сказываться на потребителе.

В тариф закладываются три составляющие: себестоимость, прибыль, НДС. Качественный состав себестоимо-сти услуг определен, а вот коли-чественный разнится в зависимости от региона. В Ужгороде, например, нет газа – топят мазутом, а в Луганске очень сложная система подачи воды. Соответственно, тарифы в этих городах нельзя сравнивать с тарифами в других населенных пунктах. Кроме того, существует и субъективная составляющая: где-то предприятие покрывает за счет тарифа 100% себестоимости, где-то — 40%.

Министерство еще ни одной жалобы не оставило без рассмотрения, но мы не можем отвечать за коммунальные предприятия, органы местного самоуправления, Госценинспекцию или НКРЭ. Не могут 60 сотрудников Министерства провести реформу отрасли за всю страну. Ответственность за управление собственным имуществом должны взять на себя люди. Но граждане пока не поняли, что времена квартплаты ушли навсегда. Теперь они сами должны содержать свое коллективное имущество — многоквартирный дом.

 

По сообщению сайта Аргументы и Факты