Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Участие транснациональных корпораций в процессах иностранного инвестирования и вопросы национализации и экспроприации в отношении иностранных инвестиций /Т. Эйвазов, аспирант Института философии, социологии и права НАН Азербайджана/

Дата: 04 апреля 2011 в 12:01 Категория: Новости экономики

Участие транснациональных корпораций

в процессах иностранного инвестирования и вопросы национализации и экспроприации

в отношении иностранных инвестиций

 

Экономики стран взаимосвязаны, и в случае изменений все государства чувствуют их последствия. Это означает, что наступил период глобализации и ТНК выступают в качестве иностранных инвесторов и являются ведущими силами этих процессов для достижения своих целей. Аспирант Института философии, социологии и права НАН Азербайджана Т. Эйвазов обосновывает свою точку зрения.

 

Возрастающая роль мировых экономических отношений дала возможность транснациональным корпорациям расширять свою деятельность в другие экономики мировых государств. В последние годы роль ТНК в мировом хозяйстве существенно изменилась, что привело и к ее переосмыслению как со стороны отдельных исследователей, так и национальных государств, международных организаций и мирового сообщества в целом. ТНК как одно единое целое осуществляет свою деятельность в зависимости от стратегии так называемого головного офиса. Для того чтобы лучше понять суть деятельности ТНК, прежде всего необходимо понять структуру ТНК. Что понимать под ТНК? К этому вопросу можно подходить с юридической и экономической точек зрений. Но, учитывая, что мы в основном будем исследовать юридическую сторону деятельности ТНК, будем акцентировать свое внимание на юридических сторонах деятельности указанных компаний. Исследование юридических сторон деятельности требует и исследования экономических сторон деятельности ТНК. Учитывая, что они действуют в условиях разных экономик, можно сделать вывод, что экономическая сторона деятельности дает основание исследовать вопрос с юридической точки зрения.

В отношении понятия ТНК нет единого подхода со стороны исследователей настоящих компаний. Так как исследователи формулируют понятие ТНК в зависимости от некоторых показателей. Например, немецкий юрист Б. Гроссфелд считает, что под ТНК понимается предприятие, управляемое из одного центра и осуществляющее свою деятельность посредством филиалов или отделений /1, с. 110/. Управление из одного центра является основным показателем указанных компаний. В основном центром управления называют головной или основной офис или предприятие. Указанный офис определяет так называемую стратегию деятельности других предприятий, связанных с головным офисом в том или ином порядке. Связь подразделений с головным офисом может иметь некоторые особенности. Это может быть и филиал, и отделение или дочерняя компания вне государства указанных компаний. Деятельность указанных так называемых отделений за границей основного офиса и является основным показателем транснациональности компании. Головной офис, или так называемая головная компания, создает сеть через свои отделения и этим превращается в ТНК. С юридической точки зрения эти отделения в большинстве случаев являются самостоятельными, т.е. имеют самостоятельные права и обязанности, несут самостоятельную ответственность своим имуществом, но осуществляют единую стратегию, определенную головным офисом. М.М. Богуславский считает, что это объясняется тем, что характерной стороной ТНК является несоответствие между экономическим содержанием, экономической сущностью и правовой формой; экономическое единое оформляется юридической множественностью /2, с. 136/.

Некоторые авторы определяют понятие указанных компаний на основании качественных и количественных показателей. К количественным показателям относят объем активов, находящихся за границей, объем продажи и прибыли и др. показатели. В качестве качественных показателей выступают форма собственности, правила регистрации компании, структуру и др. показатели /3, с. 256-269/.

В экономической литературе используется такой термин, как «показатель (индекс) интернационализации (транснациональности или транснационализации) деятельности компании». Эксперты ЮНКТАД индекс транснациональности рассчитывают как среднеарифметическое значение трех показателей: отношение зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников ТНК за рубежом к общему числу сотрудников компании. Количественный показатель интернационализации в 25-30% достаточно условен и может различаться по отдельным странам и отраслям.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в юридической и экономической литературе ТНК определяют как компании, имеющие зарубежные отделения и активы, т.е. для превращения компании в ТНК необходимо иметь некоторые показатели, связанные с деятельностью за границей. И заграничная деятельность осуществляется посредством иностранных инвестиций.

ТНК играют огромную роль в мировой экономике. Число таких компаний постоянно растет. В настоящее время экономическую мощь ТНК можно характеризовать такими цифрами, как контролирование более 1/3 мирового производства и мировой торговли. Иностранные инвестиции занимают существенную часть деятельности ТНК. Они как компании, имеющие огромные средства, не удовлетворяются деятельностью внутри страны и стремятся инвестировать в другие экономики стран. В результате появляется инвестиционная деятельность ТНК с учетом особенностей экономики других стран мира.

Инвестиционная деятельность указанных компаний осуществляется в разных формах. Такая деятельность осуществляется, в частности, головным офисом ТНК путем создания дочернего предприятия, участия в юридических лицах принимающего государства (не создавая дочернего предприятия), или оформления кредитов, ссуд в принимающем государстве и их субъектов. В этой связи Международный валютный фонд относит инвестиции к трем группам: 1) прямые, 2) портфельные, 3) другие инвестиции /4, с. 19/.

Первые и вторые формы инвестирования отличаются тем, что в первом случае инвестор получает право контроля, во втором случае такой контроль не существует. Третий отличается тем, что они осуществляются в долгосрочном или краткосрочном порядке, например в форме кредитов, ссуд, лизинговых операций и т.п. Но, независимо от формы инвестирования, ТНК приобретает право участие в экономике других стран. Этим оно приобретает возможность контроля над экономикой принимающей страны и влияет на процесс экономических и других отношений.

Государства ТНК имеют свои интересы в инвестировании через ТНК в другие государства и для защиты инвестиций своих субъектов они заключают договора о защите и поощрении инвестиций. Эти договора наряду с понятием инвестиций, сформулированным довольно широко, обычно включают четыре основных обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства, и в частности:

1) предоставлять режим наиболее благоприятствуемой нации или национальный режим;

2) обеспечивать защиту иностранных инвестиций от национализации и экспроприации;

3) предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов и капиталов за границу;

4) рассматривать споры с инвестором по вопросам его капиталовложений в международном арбитраже /5, с. 75/.

Из вышесказанного видно, что принимающее государство выдает определенные гарантии на осуществление инвестиционной деятельности субъекта другого государства. Можно сказать, что это естественный подход принимающего государства, потому что оно заинтересовано в привлечении инвестиций. Поэтому, помимо государственных соглашений, инвесторы в качестве ТНК сами заключают с принимающими государствами соглашения по инвестиционной деятельности. Такие виды соглашений имеют преимущественную силу перед законами принимающего государства. Обычно положения таких соглашений предусматривают льготы и привилегии для инвесторов другого государства.

Правовой режим деятельности иностранного инвестора в качестве ТНК может устанавливаться различными способами. По данному вопросу законодательства стран различаются. В странах с развитой экономикой обычно не разрабатывается особое законодательство. В отличие от этих стран, в странах, устанавливающих современные рыночные отношения, этому вопросу уделяется пристальное внимание. Законодательная практика этих стран различается друг от друга, т.е. оно может ограничиваться отдельно принятыми актами или же разрабатывать обширные инвестиционные кодексы. Независимо от вида акта, они преследуют одну цель – создать благоприятные условия для инвесторов других стран. Как было указано выше, помимо таких актов заключенные соглашения имеют силу закона. Примером таких актов могут служить соглашения, заключенные между иностранными инвесторами и Республикой Азербайджан.

Законы об иностранных инвестициях должны соответствовать международным обязательствам государства, чтобы дополнительно подтвердить стремление принимающей страны соблюдать общепризнанные принципы и дать гарантии стабильности своего законодательства. Не исключено, что принимающее государство может в любой момент изменить национальные нормы об иностранных инвестициях. Заключая международные инвестиционные соглашения, государства берут обязательства перед другими государствами по обеспечению прав инвесторов. Но обеспечение прав инвесторов не означает, что государство не может осуществлять свое право, исходящее от суверенных прав. Суверенное право государства над природными ресурсами является одним из основных принципов, определенных резолюциями ООН, и, пользуясь этим, государство имеет право на мероприятия в отношении указанных ресурсов. Одним из этих прав являются национализация и экспроприация.

Вопросы национализации и экспроприации являются одним из основных моментов в деятельности ТНК. Обычно в международных договорах государств положения, предусматривающие указанные вопросы, решаются на основании некоторых принципов, т.е. государство-инвестор добивается от принимающего государства гарантий в случае национализации. Такие акты являются принудительными актами в отношении инвестиций, и государство, направляющее своих инвесторов в другие государства, приобретает привилегии от национализации. Но суверенное право государств дает им право на национализацию, и это считается справедливым в случае наличия определенных случаев. Такого мнения придерживаются некоторые авторы, занимающиеся исследованием инвестиционных вопросов, например, считается, что экспроприация иностранных инвестиций является правомерным актом государства-приема, во-первых, если осуществляется в интересах общества (концепция общественного интереса); во-вторых, если оно носит недискриминационный характер; в-третьих, если оно осуществляется в соответствии с законами государства-приема; и в-четвертых, за компенсацию /5, с. 76/.

Для ясности попытаемся вникнуть в суть данных случаев. Концепция общественного интереса не определяется в международном праве. Такое понятие тоже используется во внутренних актах государств, но определить значение этого понятия является сложной задачей. Думаю, что государству самому не хотелось бы определять данные случаи, потому что могут возникать такие потребности, которые не охватывались бы данным понятием, а такое понятие выгодно для государства в дальнейших действиях. В целом можно определить этот случай как требование государственной безопасности или защиты национальных интересов.

Недискриминационный характер экспроприации характеризуется тем, что она применяется в отношении всех инвестиций независимо от их принадлежности к тем или другим государствам, т.е. носит общий характер.

Осуществление экспроприации в соответствии с законом означает, что она должна проходить на законной основе. Государство приема должно принять соответствующий закон об экспроприации или ссылаться на закон, в котором предусматривается право государства на экспроприацию. Кроме этого, инвестор должен быть уведомлен об экспроприации и иметь право проверять ее на соответствие законодательному акту, на основании которого осуществляется указанное деяние.

Выплата компенсаций за экспроприацию является одним из основных вопросов исследования экспроприации. В инвестиционных соглашениях существуют положения, которые предусматривают, что компенсация должна быть немедленной, адекватной и эффективной. В таких договорах обычно предусматриваются порядок выплаты и расчета сумм компенсации. Это стандартная форма расчетов и практически предусматривается во всех соглашениях по защите и поощрении иностранных инвестиций.

Немедленность компенсаций характеризуется тем, что она должна осуществляться не позднее даты отчуждения инвестиции. Но это необязательно, т.е. в зависимости от договоренности сторон может меняться порядок немедленности. Эффективная компенсация предусматривает платеж, который обращается на рынке. Например, компенсация по государственным ценным бумагам является неэффективной, так как ценные бумаги такого вида не обращаются на рынке. Эффективность прежде всего исходит из того, что это является эффективным в первую очередь для инвестора, т.е. инвестор, имея компенсацию в таком виде, в котором он хочет, страхует себя от негативных последствий.

Адекватность компенсаций предусматривает эквивалент справедливой рыночной стоимости экспроприированной инвестиции непосредственно перед тем, как экспроприация была осуществлена или о ней стало известно. Она должна также включать начисление процента с момента экспроприации. Справедливая рыночная стоимость предусматривает сумму, которую продавец хочет получить за свою собственность, продаваемую по разумной цене, а покупатель хочет ее приобрести также по разумной цене, т.е. справедливая рыночная стоимость предусматривает денежный эквивалент экспроприированной инвестиции.

Принцип суброгации тоже является основным фактором инвестиционных соглашений. Суть этого фактора заключается в том, что государство-инвестор выступает в качестве стороны перед принимающим государством в случае покрытия полностью или частично некоммерческих рисков в связи с инвестированием на территорию другого государства. Принимающее государство в свою очередь признает государство-инвестор в качестве истца на основании соглашений по защите и поощрении инвестиций. Отношения между инвестором-ТНК и государством превращаются в отношения между государствами. В результате возникают условия урегулирования споров между государствами.

В конце можно сделать вывод, что ТНК является основным фактором иностранных инвестиций, и, независимо от структуры и формы ТНК, она является ведущим звеном иностранных инвестиций. Инвестирование в другие страны осуществляется в разных формах и видах в зависимости от эффективной правовой сферы государств. Государство-прием делает все возможное для привлечения иностранных инвестиций. Для этого делаются уступки, и даются привилегии в отношении иностранных инвесторов. Такие меры осуществляются на основании законодательных актов и международных соглашений, в которых предусматриваются права и обязанности государства-приема и инвестора (государства). В большинстве случаев государство, ратифицировав соглашение с инвесторами, таким соглашениям придают силу закона. Это дает инвестору гарантии во взаимоотношениях с принимающим государством. В случае экспроприации инвестор получает соответствующую компенсацию, в случае покрытия компенсации со стороны государства инвестора отношения между инвестором и принимающим государством выходят на международную арену, и возникают межгосударственные отношения.

 

Резюме

 

Без иностранных инвестиций сложно стать членом мировой экономики. Экономики стран взаимосвязаны, и в случае изменений все государства чувствуют последствия таких изменений. Это означает, что наступил период глобализации и ТНК являются ведущими силами этих процессов и для достижения своих целей выступают в качестве иностранных инвесторов. Структура, средства и другие показатели таких предприятий дают им возможность манипулировать мировой экономикой, и государства остаются в зависимости от деятельности таких предприятий.

 

Summary

The article highlights participation of transnational corporations in processes of foreign investment and questions of nationalization and expropriation regarding foreign investments.

 

Литература

 

1. Grossfeld B. Legal Problems of Codes of Conduct for Multinational Enterprises. Antwerpen. 1980.

2. Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Юристь, 2002.

3. Ляликова Л.И. Транснациональные корпорации и проблема определeния их национальности. Cоветский ежегодник международного права. 19 81. М.: Наука, 1982.

4. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала (инвестиционная политика зарубежных стран). М.: Экономистъ, 2004.

5. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций (на примере договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций и договоров об избежании двойного налогообложения СРВ). Нгуен Тхи Нгок Лам, Ю.М. Юмашев. Государство и право. 2001, № 2.

6. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992.

7. Винслав Ю., Войтенко А., Германова И., Ворощук А. Развитие постсоветских ТНК: экономические, правовые и политические проблемы. Российский экономический журнал. 1999, № 4.

8. Вознесенская Н.Н. К вопросу о правовом регулировании иностранных инвестиций в России. Государство и право. 2001, № 6.

9. Karl J. Investment protection in the era of globalized firms: the legal concept of «transboundary harm» and the limits of transnational investment treaties. Transnational Corporations, 1998, vol. 7, № 3.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz