Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

О регулировании рекламы лекарственных средств в мировой практике (Валентин Гончарук, помощник юриста ЮК «Правовой Альянс»)

Дата: 04 апреля 2011 в 14:00

О регулировании рекламы лекарственных средств в мировой практике

 

Валентин Гончарук,

помощник юриста ЮК «Правовой Альянс»

 

Опубликовано: Журнал «Фармацевтический курьер»

http://www.legalalliance.com.ua/rus/press/263/

 

Сегодня то и дело на разных уровнях возникают дискуссии относительно регулирования рекламы лекарственных средств (далее — ЛС). Все чаще слышны идеи о полном запрете рекламы ЛС в Украине. В первую очередь это связано с тенденцией, когда аптекари практически перенимают на себя функции терапевтов. Информация, содержащаяся в рекламе того или иного ЛС, подталкивает граждан к самолечению. В связи с этим было предпринято несколько попыток внести изменения в Закон Украины «О рекламе». В частности, одним из проектов предлагается включать в рекламу лекарственных средств предупреждение об опасности самолечения. При этом, существуют и более кардинальные проекты.

Так, в виду значительного количества дел о нарушении законодательства о рекламе Антимонопольный комитет Украины предложил запретить рекламу ЛС. Однако некоторые эксперты считают запрет рекламы ЛС в Украине противоречащим законодательству ЕС. Также высказываются идеи о внесении изменений в Закон «О защите прав потребителей» дабы ужесточить ответственность, а также усовершенствовать процедуру привлечения к ответственности за нарушение Закона «О рекламе».

Однако обратимся к мировому опыту. Большинство стран мира строго регулирует рекламу ЛС. Например, Закон «О рекламе лекарственных средств» в ФРГ, в Великобритании — Медицинский регламент и Закон «О медицине», в Дании — Законодательная инструкция в отношении ЛС, во Франции — утвержденный Правительством Кодекс общественного здоровья. Нормы, которые содержаться в этих документах соответствуют Директивам ЕС 92/28/ЕЕС и 2001/83/ЕЕС.

Во многих странах ЕС контроль и выявление недобросовестной рекламы ЛС осуществляют общественные организации, например, INTEGRITAS (Союз за честную рекламу ЛС) в ФРГ.

Эти общественные организации имеют право возбуждать судебные дела против нарушителей законодательства о рекламе ЛС. Эти организации используют такие методы, как общественное порицание (публикации в прессе и т.д.), а также предварительно рецензируют рекламные материалы. В некоторых странах существует предварительный контроль рекламы ЛС органами государственной власти. Есть мнения о целесообразности создания подобной процедуры контроля в Украине. Во Франции любая реклама ЛС требует получения разрешения от Министерства общественного здоровья или его уполномоченных органов. Также утверждению Министерствами здравоохранения подлежит реклама ЛС в Италии и Дании. В ряде стран при национальных ассоциациях фармацевтических производителей созданы общественные органы. Эти организации, при возникновении претензий к конкурирующим фирмам из других стран, обращаются в специальный консилиум при Президиуме Международной федерации ассоциаций фармацевтических производителей (МФАФП). Консилиум разбирает спорные вопросы и выносит решения, которым национальные ассоциации фармацевтических производителей должны подчиняться. В случаях нарушения норм о рекламе ЛС к членам национальных ассоциаций фармацевтических производителей применяются санкции. Устав МФАФП запрещает распространение любой рекламной информации до официального разрешения выхода ЛС на рынок.

Международные нормативно-правовые акты и национальное законодательство ряда стран содержат требования к печатной рекламе ЛС, представляющие собой перечень сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в рекламе. Это должно гарантировать объективность, актуальность, научность, полноту и унификацию структуры информации, обеспечивать объективную оценку применения того или иного ЛС.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно заключить, что в Украине назрела необходимость развития саморегулирования в рекламном секторе фармацевтического рынка. Создание механизмов регулирования данной сферы и соблюдение участниками сообщества этических норм и стандартов рекламы сегодня как нельзя актуальны. Регуляторами должны выступить организации производителей и распространителей ЛС, а также гражданские организации. Основными направлениями должны быть: сознательное ограничение собственных инициатив в рекламе, самоконтроль и соблюдение установленных сообществом норм маркетинговой деятельности. Саморегулирование рынка позволит продемонстрировать добросовестность и честность ведения бизнеса, а также учтет интересы общества. Организации производителей и распространителей ЛС, гражданские организации более оперативно повлияют на нарушения, допускаемые отдельными участниками, а также разрешат конкурентные споры путем договоренностей. Подобные действия продемонстрируют организацию и доверие между участниками рынка, а также сэкономят время, которое может быть потрачено в ходе расследования государственными органами.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz