Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Украина на пороге европейского рынка

Дата: 04 апреля 2011 в 14:41

4 апреля в Брюсселе начался новый, 16-й раунд переговоров между Украиной и Евросоюзом о создании зоны свободной торговли. В этом году переговоры значительно активизировались. Только в марте Брюссель дважды посетил первый вице-премьер — министр экономического развития и торговли Андрей Клюев.

После трехлетних переговоров соглашение готово на 90%, заявил украинский премьер Николай Азаров, что фактически подтвердили представители Еврокомиссии. После подписания оно должно стать составной частью соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Зачем нам это соглашение?

Теоретически в результате создания зоны свободной торговли украинские предприятия должны получить доступ на европейские рынки. А это более 500 миллионов потребителей. До сих пор объем нашего экспорта в европейские страны явно не соответствует ни нашим возможностям, ни емкости этих рынков. На сегодня доля ЕС в общей структуре внешнеторгового оборота нашей страны составляет 25,5%. В прошлом году объем украинского экспорта в Евросоюз (27 стран — 13,323 миллиарда долларов) был меньше, чем в одной России (13,432 миллиарда долларов).

Профессор Киевской школы экономики Александро Шепотило подсчитал: если бы Украина была членом ЕС или, по крайней мере, имела бы с ним зону свободной торговли, за 5 лет она увеличила бы свой экспорт на 10%, что в денежном измерении составило бы около 4 миллиардов долларов дохода. Об этом свидетельствует опыт Болгарии, Румынии и остальных государств — новых членов ЕС, отмечает Шепотило. Однако эти подсчеты достаточно условны — все зависит от конкретных условий конкретной сделки. Есть также эксперты, которые приводят другие цифры. Мол, в случае подписания соглашения в предлагаемом ЕС виде, еще ухудшится торговое сальдо Украины, что примерно на 1% уменьшит рост украинского ВВП.

Зона свободной торговли с ЕС должна иметь еще одно стратегическое следствие для Украины: привлечение инвестиций в производственную сферу. «У нас в университетах обучается около 70% молодежи, этот показатель выше, чем, скажем, во Франции или других европейских странах. При этом средняя заработная плата колеблется от 2,5 до 3,5 тысячи гривен. То есть имея дешевую и образованную рабочую силу, колоссальный потенциал в виде земельных ресурсов, относительно развитую инфраструктуру, западные предприниматели могут перенести сюда часть своих производств, а затем продавать товары обратно в Европу», — объясняет Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера. По оценкам Международного центра перспективных исследований, вследствие сокращения стоимости капитала и увеличения его притока, благосостояние населения дополнительно может вырасти на 5%. Но это пока — лишь в теории.

Камни преткновения

Радостные перспективы разбиваются о суровые реалии. Европа не спешит открывать двери перед украинскими производителями. Отечественные переговорщики за последнее время добились кардинальных изменений проекта соглашения, сократив количество несогласованных наименований, которые подлежали квотированию при экспорте — с 2,5 тысяч до 400.

Одним из камней преткновения остается торговля аграрной продукцией. В отличие от Украины, ЕС вкладывает огромные средства в развитие собственного АПК: в 2010 году расходы на эту сферу составили 54 миллиардов евро, что составляет около половины от общего бюджета. Впервые за последние годы торговое сальдо с ЕС по сельхозпродукции за 2010 год было отрицательное и составило 185,2 миллиона долларов США. Украинская сторона очень обеспокоена этим, поэтому ожидает от ЕС максимального доступа к его рынкам.

Заведующий отделом экономической и социальной стратегии Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило отмечает, что ЕС имеет очень высокий уровень защиты внутреннего рынка и мощные программы поддержки собственных производителей, что ставит Украину в неравные условия на переговорах: «ЕС будет выступать активно против свободного допуска украинской аграрной продукции на свои рынки, используя, как аргументы квотного ряда, так и аргументы, связанные с обеспечением санитарной, ветеринарной части».

Например, квоту на ввоз украинской пшеницы ЕС предлагал установить в объеме всего 200 тысяч тонн, хотя Украина ежегодно экспортирует около 7-15 миллионов тонн. Удивительно, но маленькой Молдове, которая в целом экспортирует пшеницы меньше Украины в сотню раз, Евросоюз уже увеличивает квоту на пшеницу до 50 тысяч тонн при том, что она только начинает переговоры с ЕС о ЗСТ.

Подобная ситуация и с ячменем. ЕС предлагал официальному Киеву квоту в размере 12 тысяч тонн. Но Украина является одним из лидеров мирового рынка этой культуры, и объемы нашего экспорта также исчисляется миллионами тонн.

Квоту на мясо птицы Украине предлагали в 10 тысяч тонн. Но в последние годы эта отрасль у нас развивается неплохими темпами, наш импорт сокращается, а экспорт растет. Украина, по прогнозам экспертов, достаточно быстро сможет не только обеспечивать себя, но и превратиться в крепкого экспортера. И здесь есть прямая конкуренция с европейскими производителями. Например, по итогам 2009 года Украина была вторым импортером мяса птицы из ЕС после России. А Евросоюз в основном потребляет бразильский импорт, однако украинская птица может быть для европейцев приблизительно на 15% дешевле. Поэтому предлагаемые жесткие ограничения никак не укладываются в логику свободной торговли.

«Эта позиция нам непонятна, поскольку для нас экспорт сельскохозяйственной продукции, такой как пшеница, ячмень, мясо и другие товары, — это важная составляющая экспорта, которая могла бы хотя бы частично компенсировать отрицательное сальдо торгового баланса между ЕС и Украиной», — заявил премьер-министр Украины Николай Азаров. «Я думаю, что Украина действительно будет до последнего требовать, чтобы эти квоты увеличили или в течение определенного периода убрали. Действительно это для Украины важно», — считает старший экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизулин.

Еще одним требованием ЕС является отказ украинских производителей от использования запатентованных географических названий «коньяк», «шампанское», «кагор» и т.д. В ответ Украина стремится получить со стороны ЕС ряд компенсационных мер. Одновременно в отношении товаров, названия которых являются распространенными и стали видовыми на территории нашего государства, официальный Киев настаивает на сохранении возможности их производства именно под соответствующими названиями. Ведь при условии такого запрета украинские производители алкоголя могут потерять, по данным «Укрвинпрома», половину прибыли. Однако европейская сторона категорически настаивает на своем.

Какая перспектива?

Соглашение любой ценой Украине не нужно, однако добиться уступок украинской стороне будет крайне сложно — Европа крайне жестко отстаивает собственные интересы. В условиях, когда ЕС переживает значительные экономические проблемы, европейские чиновники поставлены в жесткие рамки. На Еврокомиссию, с одной стороны, давят собственные предприниматели, с другой — собственные политики. При этом не стоит забывать и о том, что ЕС финансирует многие инфраструктурные проекты и реформы, проводимые в Украине, поэтому всегда рассчитывала на уступчивость украинской стороны.

Понятно, что переговоры будут длительными и изнурительными. «Для президента Виктора Януковича это решение может стать действительно имиджевым в позитивном плане для того, чтобы отчитаться, в частности, об успехах внешнеполитических», — считает заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый. На Банковой, похоже, это прекрасно понимают. Именно поэтому возглавить переговорный процесс президент назначил первого вице-премьера Андрея Клюева, которого в кулуарах называют одним из лучших «переговорщиков». По мнению Чалого, это положительное решение и сигнал Евросоюзу о том, что вопрос о ЗСТ стал политическим для украинского правительства и президента. «У нас осталось несколько так называемых красных маячков, по которым мы должны найти компромиссное решение. Мы договорились, что на уровне экспертов начнем поиск таких решений с тем, чтобы в ходе 16 раунда мы продвинулись в решении проблемных вопросов, которые еще есть. Мы заинтересованы в том, чтобы подготовить документ к подписанию уже в первой половине этого года», — сообщил Андрей Клюев после встречи в Брюсселе 2 марта.

По данным из разных источников, Клюев произвел положительное впечатление, как на европейских чиновников, так и на представителей крупного европейского бизнеса. Сразу несколько европейских политиков заявили о готовности поддержать Украину в подписании соглашения о ЗСТ, а впоследствии и Соглашения об ассоциации с ЕС. В частности, министры иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и Испании Тринидад Хименес выразили готовность содействовать переговорному процессу. А депутат Европарламента Павел Зелевский считает, что председательство Польши в ЕС во втором полугодии 2011 года поспособствует заключению соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом.

В целом Европа готова сотрудничать с нынешней властью, которая начала заниматься непопулярными реформами. Как пишет украинский политолог Кость Бондаренко, готовность реформировать украинскую экономику и социальную сферу — это индульгенция для украинской власти и гарантия ее поддержки со стороны ЕС. Так, по словам члена Еврокомиссии Штефана Фюле, Украина уже сделала значительные шаги в экономическом и политическом развитии.

Кроме того, Украина сейчас прилагает все усилия, чтобы не повторить ошибок вступления во Всемирную торговую организацию. Промахи, которые были сделаны в 2008 году, среди прочего повлекли рост отрицательного сальдо украинской внешней торговли. Андрей Клюев утверждает, что украинская делегация в переговорах руководствуется интересами украинских производителей и их перспективами с точки зрения выхода на европейский рынок.

Впрочем, не стоит забывать, что для Украины создание зоны свободной торговли с ЕС — не самоцель, а скорее тактический шаг. Выполнение соглашения об ассоциации предусматривает значительную перестройку отечественной экономики. А это потребует значительных финансовых ресурсов. Учитывая, что адаптация украинских предприятий к нормам ЕС — достаточно сложный, затратный и длительный процесс, предоставление Евросоюзом финансовой помощи для поддержки структурных реформ, обеспечение доступа к льготному кредитованию и других финансовых инструментов (ЕИБ и ЕБРР) может значительно облегчить переходный этап для украинской промышленности. Соответствующий Меморандум о помощи со стороны ЕС и был подписан 2 марта. Согласно документу, Евросоюз предоставит Украине 470 миллионов евро.

Украинская делегация настроена на поиск компромисса. При этом, в Киеве господствует мнение о том, что соглашение ради соглашения Украине не нужно. «Сейчас политическая установка и президента, и правительства заключается не в том, чтобы любой ценой подписать это соглашение. Думаю, что установка несколько иная — подписать соглашение лишь на тех условиях, которые устраивают украинскую сторону», — говорит председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента«Владимир Фесенко.

При этом обращает на себя внимание активизация в последнее время официальной Москвы. На эту тему уже высказались и первый вице-премьер Игорь Шувалов и премьер-министр России Владимир Путин. Первый назвал договоренности Украины и ЕС угрозой Таможенному союзу России, Белоруссии, Казахстана, а второй заявил об опасности создания таможенной границы между Россией и Украиной.

Ответ украинской стороны на такую реакцию был соломоновым: правительство предложило президенту назначить первого вице-премьера Клюева одновременно национальным координатором по вопросам экономического сотрудничества с СНГ. Во-первых, он по должности теперь отвечает за внешнюю торговлю. А во-вторых, такое решение призвано согласовать проблемные вопросы экономического сотрудничества с обоими крупнейшими украинскими внешнеэкономическими партнерами. Ведь новые рынки получить трудно, а потерять то, что имеешь — очень легко.

«Такие назначения дают возможность на профессиональном и, довольно высоком уровне, согласовывать вопросы между зоной свободной торговли с Европейским Союзом и зоной свободной торговли с русскими и странами СНГ. Когда один человек координирует эти процессы — это дает возможность найти компромисс и снять достаточно обоснованные опасения тех же россиян относительно того, что может возникнуть риск для Таможенного союза », — считает политолог Фесенко.

В качестве такого компромисса Киевом рассматривается возможность одновременной активизации сотрудничества в СНГ, в частности подписание нового соглашения о зоне свободной торговли в рамках Содружества. По словам экспертов, именно Украина последнее десятилетие пыталась ускорить подготовку и принятие такого документа. Он должен базироваться на нормах и принципах ВТО, что позволит Украине частично перевести торговые споры с той же Россией из политической плоскости в международно-правовую.

Так или иначе Украина обязана работать со всеми странами, которые могут быть потенциальными рынками сбыта для наших товаров или инвесторами в развитие отечественной промышленности.

Мирослава Заяц

По сообщению сайта Подробности.ua