Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Проект закона о регламенте Жогорку Кенеша должен быть основан на принципах прозрачности, заявляют правозащитники

Дата: 04 апреля 2011 в 16:10 Категория: Новости политики

CA-NEWS (KG) — Жогорку Кенеш — это основной орган, который издает и контролирует соблюдение законов, в силу этого проект закона о регламенте Жогорку Кенеша должен основываться на открытости, сказала руководитель коалиции «За демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова на пресс-конференции в агентстве АКИpress 4 апреля 2011 года.

Как отметила правозащитница, смена режимов в Кыргызстане произошла из-за коррупции и закрытости информации от населения. В парламенте обсуждаются острые, общественно значимые и актуальные вопросы. Поэтому в регламенте парламента должны быть четко прописаны нормы доступа граждан и СМИ к протоколам, результатам поименного голосования и стенограммам заседаний, на которые сейчас имеют доступ только депутаты. Информационная служба ЖК должна предусмотреть за 2-3 дня сообщать об обсуждаемых вопросах по повестке дня заседаний, чтобы граждане могли подготовиться к ним. Все заседания, кроме вопросов военной и государственной тайны, должны быть открыты, чтобы граждане знали позиции фракций, за которые они голосовали, по тем или иным вопросам. «Решение о закрытом заседании должно решаться 2/3 голосов, а не 50 из 120 депутатов. На прошлой неделе был скандал с выступлением Кубатбека Байболова, будет ли оно открытым или его опять обсудят за закрытыми дверями и промолчат, как со скандалом вокруг хаджа», — говорит она.

По словам представителя ассоциации центров поддержки гражданского общества Айдара Мамбетова, в вопросе участия граждан и СМИ в процессе законотворчества в Регламенте должна быть прописана ответственность депутатов и сотрудников ЖК за непредоставление информации.

Далее он сообщил, если раньше профильный комитет ЖК мог направлять законопроект на рассмотрение и экспертизу в аппарат президента, омбудсмену, партиям и общественным организациям, то сейчас у комитета такого права не учтено. Если раньше граждане могли направлять все свои рекомендации по законопроектам непосредственно в комитеты, теперь все рекомендации подаются только через депутата. «И будет ли эта рекомендация озвучена или нет, это большой вопрос», — отмечает он.

«В парламенте идет хаотичная инициация законопроектов», — говорит Бурул Макенбаева. Парламент должен разработать четкий стратегический план законодательной работы по реализации приоритетных сфер как обеспечение безопасности, экономического и социального развития на дальнесрочный период, а не краткосрочные. Пути их реализации являются одним из видов обеспечения прозрачности.

Как отмечает директор «Интербилим» Жибек Койчукулова, рабочая группа, работавшая над законопроектом регламента ЖК, состояла из депутатов, общественность в ее составе может принимать участие только по приглашению депутата, хотя граждане имеют полное право принимать участие и без приглашения. Также в законопроекте установлен срок в 10 дней между чтениями проектов, что не позволяет гражданам сделать все необходимые экспертизы и представить свои рекомендации. Если поступило более 10-20 заявлений по некачественному исполнению законов, то это должно послужить основанием для парламентского расследования, а не ждать инициации от комитетов.

Кроме этого, правозащитники заявили, что будут лоббировать внесение изменений в регламент, и чтобы он был не внутренним актом, а законом, чтобы граждане смогли требовать его соблюдения.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба