Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

К вопросу о практике применения антимонопольного законодательства в нефтегазовой отрасли РК /Г. Хасанов, адвокат, кандидат юридических наук/

Дата: 04 апреля 2011 в 16:50 Категория: Новости экономики

К вопросу о практике применения антимонопольного законодательства в нефтегазовой отрасли РК

 

Адвокат, кандидат юридических наук Г. Хасанов считает, что активизация работы по адвокатированию конкуренции приведет к сокращению количества нарушений антимонопольного законодательства, повышению информированности участников рынка и других лиц о деятельности антимонопольного органа, действующего законодательства РК и будет способствовать формированию проконкурентного сознания в нашем обществе.

 

1. Сбалансированность экономики, нормальное развитие рыночных отношений невозможны без поддержания и стимулирования конкуренции. Конкуренция относится к числу принципиальных достоинств частной экономической активности. Это важнейший внешний стимул повышения эффективности и совершенствования методов работы предприятий в государствах с рыночной экономикой. Помимо этого, конкуренция является условием ориентации производителей на интересы потребителей, гарантией против безразличия к их желаниям, условием насыщения товарного рынка, предпосылкой для «работы» экономического закона спроса и предложения.

Для того чтобы противоречия между тенденцией монополизации и необходимостью сохранения конкурентного климата не привели к ликвидации последнего, необходимо вмешательство государства в целях установления оптимального соотношения уровней монополизации и конкуренции. Задачей государства в регулировании деловой активности (экономических отношений) является создание необходимых условий для сохранения рыночных отношений, увеличение общественного благосостояния, особенно благосостояния потребителей, повышение эффективности использования материальной, технической базы и природных ресурсов.

Важнейшим инструментом регулирования экономических отношений, как и общественного поведения в целом, является нормативно-правовой акт. Последний призван защищать добросовестную конкуренцию от агрессивных нападок со стороны участников рыночных отношений и в конечном счете обеспечивает поступательное развитие общества.

В Республике Казахстан с 1 января 2009 года введен новый Закон «О конкуренции», который является законом прямого действия и не содержит отсылочных норм. Прошел год, и результаты его действия, полученные за период его существования, не могут, на наш взгляд, в полной мере свидетельствовать о практике его применения и уровне защиты конкуренции. Но вместе с тем, при анализе сравнительных данных за 2008 и 2009 гг., в совокупности с принятыми направлениями Стратегического плана Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (антимонопольное агентство) на 2010-2014 гг., утвержденного постановлением Правительства РК 31 декабря 2009 г. № 2341, дают определенную картину об уровне состояния защиты конкуренции в государстве и необходимости решения ряда задач.

Так, если обратиться к отчетным докладам агентства и его территориальных подразделений, то в 2009 году в сравнении с 2008 г. наблюдается рост антимонопольных нарушений по ряду позиций: так, в 2009 г. возбуждено 263 дела об административных правонарушениях, против 114 в 2008 г. Из них, соответственно: за монополистическую деятельность, ограниченную Законом Республики Казахстан «О конкуренции», — 49 и 16; за неправомерные действия субъектов рынка при экономической концентрации – 22 и 11; за недобросовестную конкуренцию и антиконкурентные действия госорганов 12 и 12; за непредставление информации антимонопольному органу – 180 и 75.

Обращает на себя внимание и увеличение количества судебных разбирательств, в которых принял участие антимонопольный орган, – со 119-ти до 185 дел.

Данную картину можно дополнить характеристикой анализа практики применения закона о защите конкуренции в Топливно-энергетическом секторе, которая показывает, что в 2009 г. монополизированными и высоконцентрированными рынками на протяжении длительного времени остаются ряд отраслей, в том числе топливно-энергетический комплекс. Данная отрасль, являясь экономикообразующей, значительно влияет на развитие конкуренции в смежных отраслях. И в этой сфере также имели место нарушения антимонопольного законодательства, в частности, на рынке ГСМ:

— со стороны субъектов рынка реализации авиационного керосина;

— по фактам недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением;

— других юридических лиц по фактам согласованных действий в части установления и поддержания цен реализации бензина через АЗС в г. Алматы.

Здесь следует отметить, что, по мнению А. Шаститко, С. Авдашева, адвокатирование конкуренции выполняет комплекс дополняющих по отношению к антимонопольному принуждению функций при осуществлении конкурентной политики.

Во-первых, оно поддерживает систему правоприменения путем информирования участников рынка о содержании норм, что повышает их готовность использовать конкурентное законодательство для защиты своих прав.

Во-вторых, оно расширяет информированность потенциальных нарушителей не только о том, какие действия являются легальными, а какие нелегальными, но и о том, какие усилия антимонопольный орган будет прилагать для обнаружения нарушения и наказания нарушителя. Этим путем адвокатирование повышает субъективную оценку вероятности наказания при выборе между действиями «нарушать закон» и «воздерживаться от нарушения закона».

В-третьих, адвокатирование конкуренции снижает возможность создания и применения государственными органами норм, противоречащих духу конкурентной политики.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что неудовлетворительный уровень информированности общества по вопросам конкуренции в определенной степени обуславливает рост нарушений антимонопольного законодательства.

Другими словами, все это направлено на повышение уровня знаний о пользе конкуренции среди населения страны, государственных органов, субъектов рынка и научных кругов, используя при этом различные механизмы донесения информации до них.

С учетом сказанного рассмотрим дополнительные возможности адвокатирования, помимо используемых агентством, применительно к каждой из групп, имеющих отношение к вопросам конкуренции. Одновременно здесь необходимо указать, что, по нашему мнению, какой-либо отличительной специфики адвокатирования в нефтегазовой отрасли от другой не имеется.

 

Государственные органы. Наряду с осуществлением взаимодействия в рамках межотраслевой координации государственных органов и иных организаций в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, агентству необходимо продолжить практику совместного участия в обсуждении возникающих спорных вопросов. В указанных случаях у представителей различных госорганов есть возможность получить информацию об изменениях в антимонопольном и другом смежном законодательстве и высказать свою точку зрения по актуальным проблемам. В отчетных данных за 2009 г. говорится, что за указанный период агентством в целях разъяснения положений норм Закона «О конкуренции» проводились «круглые столы», семинары и совещания, в том числе с выездом в ряд регионов республики, в количестве – 27. Представляется, что вне зависимости от того, какие госорганы или участники рынка были охвачены этой работой, последнее, является недостаточным. Это просматривается на примере арифметической соотносимости с количеством областей, а последнее свидетельствует, что подобное мероприятие в отдельных случаях не достигало и 2-х раз. Помимо названной выше формы взаимодействия, необходимо в некоторых случаях привлекать представителей органов власти и к рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

Суды. Особое место в структуре государственных органов занимают суды. Судебная система влияет на результаты конкурентной политики, независимо от правовых традиций и уровня развития страны. И это понятно, ведь от их решения будет зависеть, как будет складываться правоприменительная практика антимонопольного органа. В литературе высказано мнение, что правоприменительная практика зависит от ряда факторов, в том числе от недостаточности знаний судей о конкурентном праве, что вызывает различные мнения судей и конкурентных органов в отношении толкования конкурентного законодательства, а также от процедурных недостатков и проблем, связанных с различным уровнем доказательств, применяемых в конкурентных делах. Следует отметить, что в целях создания единообразной правоприменительной практики Антимонопольное агентство РК должно более тесно взаимодействовать с судейским корпусом, используя при этом положительно зарекомендовавшие различные формы обмена информацией: участвуя в семинарах, конференциях, «круглых столах» и курсах повышения квалификации судей. При этом высказывая свое понимание, принимая активное участие в обсуждении спорных вопросов по практике применения антимонопольного и другого смежного законодательства. Другой фактор, благодаря которому может иметь место единообразная правоприменительная практика, – это принятие Верховным Судом РК постановления, обобщающего практику применения антимонопольного законодательства. Думается, что на сегодня существует настоятельная необходимость в этом, и, безусловно, это является очень важным мероприятием, способствующим выработке и внедрению единообразного толкования законодательных норм и их применения антимонопольным органом и судами в Казахстане.

 

Бизнес, в том числе профессиональные союзы и ассоциации. Важным направлением деятельности Антимонопольного агентства РК по адвокатированию конкуренции должно являться постоянное развитие отношений с бизнесом, профессиональными организациями и союзами, а также с практикующими юристами и адвокатскими конторами. Они должны характеризоваться постоянством, основываться на взаимном уважении сторон (бизнеса и власти), и конечной их целью является совершенствование форм взаимодействия по защите конкуренции и стимулирование роста предпринимательской деятельности. В этом направлении одним из способов адвокатирования конкуренции в бизнес-среде должно быть постоянное привлечение представителей бизнеса, профессиональных союзов и ассоциаций, практикующих юристов к обсуждению действующего законодательства, имеющего отношение к вопросам защиты конкуренции, а также к разрабатываемым изменениям и дополнениям в антимонопольное законодательство. Формы такого взаимодействия могут быть самые разнообразные – это переговоры, проведение консультаций, встречи с представителями деловых кругов на самых разных уровнях. Последнее всегда позволит выяснить позиции сторон, получить представителям бизнес-среды соответствующее разъяснение норм действующего законодательства и дать совместную оценку предлагаемым изменениям в нормативные акты. Как известно, взаимодействие предполагает достижение взаимного результата, на который работают участники. В данном случае общение с представителями бизнеса позволяет выяснить, насколько эффективно и в полной мере действующее антимонопольное законодательство регулирует отношения в сфере конкуренции.

Другая форма, которая существует и используется в практике деятельности конкурентных органов отдельных стран, – заключение соглашений о взаимодействии с профессиональными союзами и ассоциациями. Представляется, что заключение агентством соглашений с указанными организациями позволит осуществлять совместные действия, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере предпринимательской деятельности для укрепления экономики страны и формирования среднего класса. Такой подход со стороны участников соглашений будет стимулировать развитие конкурентной среды, способствовать росту малого и среднего бизнеса, законопослушному отношению в сфере конкуренции.

В этой связи и примечателен международный опыт ряда стран (Австралия, Великобритания), где конкурентные органы развивают конкурентное сознание через организацию специальных событий, таких как дни открытых дверей, где можно получить информацию от штатных сотрудников комиссии. Встречи лицом к лицу с бизнесом помогают установить доверительные отношения. Проведение форумов по различной тематике, например, за справедливую конкуренцию. Он нацелен на информирование региональных предпринимателей и потребителей об их правах и обязанностях согласно торговому акту. В свою очередь Британский офис по справедливой торговле осуществляет региональные программы, нацеленные на малый и средний бизнес, который определяется как бизнес, в котором заняты от 50 до 500 работников. Каждое событие включает бизнес-семинар, который нацелен на повышение знаний конкурентного законодательства за счет обеспечения бизнеса определенным объемом информации, в том числе советы с использованием презентаций и видео, деловые завтраки и др.

 

Сотрудничество с адвокатскими конторами, юридическими фирмами, юристами. При поддержке Федеральной антимонопольной службы РФ продолжает свою работу организационный комитет Ассоциации юристов и экономистов по развитию конкуренции на территории СНГ. Членами организационного комитета ассоциации являются ведущие специалисты России, Украины, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Армении и других стран – членов СНГ, обладающие значительным опытом в применении антимонопольного законодательства и развитии конкуренции.

Целями создания ассоциации являются формирование эффективной государственной политики и практики применения антимонопольного законодательства в сотрудничестве с антимонопольными органами стран СНГ, содействие проведению конструктивного диалога между бизнесом и антимонопольными органами, а также взаимодействие с Европейской комиссией, Международной конкурентной сетью (МКС), национальными организациями в области конкурентного права США, стран Европы, других стран мира.

Представляется, что наряду с этим органом антимонопольному агентству по примеру России необходимо сотрудничать с представителями адвокатских контор, юридических фирм и юристами крупнейших компаний для обсуждения сложных вопросов при принятии антимонопольным органом отдельных решений. Это ни в коей мере не свидетельствует об умалении роли агентства в сфере защиты конкуренции, а лишь указывает на конструктивный подход при решении конкретной задачи и в целом будет спосбствовать развитию конкуренции. Последнее может проводиться в форме анализа, консультаций и обсуждений как совместно с агентством, так и с другими заинтересованными субъектами рынка.

Немаловажную роль в адвокатировании конкуренции играют вопросы обеспечения юристов знаниями о конкурентном законодательстве, правоприменительной практике и новых тенденциях развития конкурентного закона. Указанное способствует прямому информированию бизнеса и повышению культуры согласия между участниками рынка.

В связи с тем, что у нас Закон «О конкуренции» является новым и действует всего чуть более года, заслуживает внимания опыт Турции, где антимонопольный орган с учетом того, что конкурентный закон в государстве относительно новый и что только два факультета предлагают курсы на эту тему, провел тренинговые семинары для юристов (адвокатов), которым по окончании тренинговой программы выдавался сертификат совместно со Стамбульской ассоциацией адвокатов и Ассоциацией адвокатов г. Анкары.

 

Сотрудничество с научной общественностью. Для решения проблемных вопросов, дальнейшего развития антимонопольного законодательства Антимонопольное агентство РК в полной мере должно привлекать представителей науки. Только тесное взаимодействие с ними позволит иметь научное и обоснованное представление о происходящих процессах в экономике и состоянии развития конкуренции. Такое взаимодействие будет способствовать совершенствованию конкурентного законодательства и правоприменительной практики.

Необходимо отметить, что в непосредственной связи с этим вопросом находится и вопрос преподавания курса антимонопольного законодательства. Представляется, что в высших учебных заведениях должна осуществляться подготовка специалистов в сфере антимонопольного права.

Имеющийся на сегодня зарубежный опыт представляет различные формы ознакомления студентов с конкурентным законодательством. Так, административный совет Бразилии по экономической защите опубликовал руководство для студентов «Защита конкуренции в Бразилии», целью которого является обеспечение студентов как будущих деловых людей знаниями об институтах, ответственных за защиту конкуренции, и знаниями, как конкурентный закон соотносится с национальной конкурентоспособностью страны.

В свою очередь в Испании конкурентный орган регулярно участвует в университетских курсах и курсах в бизнес-школах, посылая туда генерального директора по конкуренции, его заместителей и других представителей ведомства для разговора о конкурентном законе и его применении. В Турции конкурентный орган считает университетских студентов будущими предпринимателями, чиновниками, юристами и служащими. Конкурентное ведомство поручает некоторым своим экспертам делать презентации для постдипломных программ, организованных университетами. Оно также участвует в студенческих программах юридического факультета Университета Анкары, посылая своих экспертов для чтения лекций по делам по закону о конкуренции. А в России между руководством Федеральной антимонопольной службы и Московским государственным институтом международных отношений (университета) МИД России подписано соглашение о сотрудничестве между ФАС России и МГИМО(У). Соглашение закладывает основы для тесного взаимодействия между ФАС России и МГИМО(У) в академической и научной сферах и предусматривает совместную разработку методических и аналитических работ, дополнительную профессиональную подготовку экспертов ФАС России, а также участие МГИМО(У) в деятельности экспертных советов, действующих при антимонопольном ведомстве.

Население и общественные организации. В основном работа Антимонопольного агентства РК с физическими лицами заключается в рассмотрении запросов и обращении, по которым готовятся ответы и направляются адресатам. Следует отметить, что поступающие обращения содержат самые разнообразные вопросы, включающие необходимость получения контактной информации, сроков и порядка подачи документов в антимонопольный орган и др. На таких же основаниях агентство осуществляет свою деятельность и с общественными организациями.

Средства массовой информации. Последние позволяют осветить вопросы состояния конкуренции в Казахстане, наличие проблем и перспективы их решения, рассказать о действующем антимонопольном законодательстве, деятельности агентства и его территориальных органов.

В отчетных данных за 2009 г. указывается, что руководством агентства и его территориальных подразделений было опубликовано в средствах массовой информации по вопросам защиты конкуренции и ситуации на рынках республики более 160 материалов. Представляется, что этого недостаточно, и для успешного создания проконкурентного сознания в нашем обществе необходимо более активно использовать данный механизм для адвокатирования конкуренции, включающий в себя:

— организацию и проведение пресс-конференций, брифингов;

— организацию интервью и комментариев СМИ;

— публикации аналитических статей в периодической печати;

— размещение информации на сайте агентства и т.д.

Говоря о сайте, представляется, что, несмотря на его наличие, что дает определенное представление о ситуации с конкуренцией, правоприменительной и законотворческой деятельности антимонопольного органа, необходимо издание специализированного журнала, который бы освещал актуальные вопросы развития бизнеса, вопросы применения антимонопольного и другого законодательства, представлял мнение участников рынка. Думается, что на страницах этого издания можно было бы организовать обсуждение законодательных инициатив агентства, правоприменительной практики антимонопольного ведомства, актуальных проблем, поиск путей их решения, обмен опытом и др.

 

И последнее. Активизация работы по адвокатированию конкуренции приведет к сокращению количества нарушений антимонопольного законодательства, повышению информированности участников рынка и других лиц о деятельности антимонопольного органа, действующего законодательства РК и будет способствовать формированию проконкурентного сознания в нашем обществе.

 

Литература

 

1. Закон Республики Казахстан «О конкуренции» от 25 декабря 2008 г.

2. Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (антимонопольное агентство) на 2010-2014 гг., утвержденный постановлением Правительства РК 31 декабря 2009г. № 2341.

3.Гельфенбуйм И.Г. Предпринимательское право. Проблемы компаративистского исследования антимонопольного законодательства России и антитрестовского права США.

4. А. Шаститко, С. Авдашева. Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики. Вопросы экономики. № 12, 2005. С. 113.

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz