Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Особенности коллизионно-правового регулирования усыновления в РК /М. Евсеева, магистрант Казахстанско-американского свободного университета по специальности «юриспруденция»/

Дата: 04 апреля 2011 в 16:50 Категория: Новости науки

Особенности коллизионно-правового регулирования усыновления в РК

 

Вопросы усыновления, в особенности усыновления казахстанских детей иностранцами, имеют сейчас большое практическое значение. Подавляющее большинство усыновлений касается США, значительно меньше – Испании, Франции, Канады, Италии и других стран. Суды испытывают затруднения в связи с необходимостью установления содержания иностранного закона, оценкой документов, составленных за границей. Нередко суды допускают погрешности в установлении юридически значимых обстоятельств и формально относятся к исследованию представленных доказательств, не всегда соблюдается ими «приоритетность» усыновления детей, являющихся казахстанскими гражданами, а также преимущество родственного воспитания. Отмечается неблагополучие и в отношении документов, представляемых казахстанской стороной. Автор – магистрант Казахстанско-американского свободного университета по специальности «юриспруденция» М. Евсеева.

 

Институт усыновления известен всем современным правовым системам. При усыновлении между усыновителем (и его родственниками) и усыновленным (и его потомством) возникают такие же права и обязанности, как и между родственниками по происхождению. Одновременно (в силу усыновления) усыновленные утрачивают личные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и их родственникам. При рассмотрении вопросов усыновления различают условия усыновления, процедуру установления усыновления, правовые последствия усыновления, основания и порядок его прекращения.

Усыновление детей гражданами другого государства – не новое явление /1, с. 63-65/. В настоящее время случаи такого усыновления, прежде единичные, получили большое распространение, и это касается практически всех регионов мира. Способствовали развитию международного усыновления возникающая в связи с войнами насильственная миграция населения, увеличение числа сирот, а также активная деятельность специализированных агентств по усыновлению (в частности, в США), связанная с появлением все новых стран-доноров (Вьетнам, Корея, Индия, Бразилия, Румыния и др.). Законодательство стран, граждане которых усыновляются, как правило, недостаточно развитое, открывало часто возможности для разного рода злоупотреблений. На защиту интересов детей вставали средства массовой информации, правозащитные организации /2, с. 40-47/. Стали разрабатываться новые законодательные нормы для решения вопросов процедуры международного усыновления, а также подлежащего применению права. Роль коллизионных норм в данной области определяют различия регламентации усыновления в отдельных странах (разная оценка возможности усыновления лиц, достигших совершеннолетия, факта наличия у усыновителей собственных детей, возрастной разницы между усыновителем и усыновленным и т.д.). Вопрос о праве, подлежащем применению к усыновлению, встает в случаях, когда:

1) ребенок и усыновитель являются гражданами разных государств;

2) усыновление – при одинаковом гражданстве сторон – производится на территории другого государства.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ЗоБС РК усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления (удочерения), на территории РК иностранцами ребенка, являющегося гражданином РК, производится в соответствии с законодательством РК с соблюдением требований статей 76-78, 82-84 и 96 настоящего закона. При усыновлении в Казахстане казахстанского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена. Применение при усыновлении казахстанского законодательства, по нашему мнению, не обеспечивает в дальнейшем стабильности усыновления в иностранном государстве, так как усыновитель часто увозит ребенка в свою страну. Аналогичные коллизионные привязки редко используются в законодательстве многих зарубежных стран, но там они чаще формулируются в двусторонних коллизионных нормах.

Казахстанский закон ограничивается, однако, отсылкой к закону гражданства усыновляемого. Законодательство большинства стран использует привязки к личному закону усыновителя и усыновляемого в сочетании друг с другом; иногда прямо указывается на применение и того и другого закона (например, в Венгрии). Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту – и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам венгерского законодательства. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление не может состояться. Коллизионная норма п. 1 ст. 209 ЗоБС РК является односторонней, она распространяется только на случаи регулирования подлежащего применению семейного права при усыновлении в Казахстане иностранцами казахстанских детей. Объем этой коллизионной нормы, т.е. круг отношений, на которые она распространяется, определен в самой этой норме путем отсылок к положениям конкретных статей ЗоБС РК. Но здесь необходимо иметь в виду, что перечень статей ЗоБС РК, соблюдения правил которых требует ст. 209 ЗоБС РК, включает в себя и статьи, содержащие правила, носящие процессуальный характер, относящиеся к процедуре усыновления; применительно к таким отношениям коллизионный вопрос вообще не возникает. Казахстанское право применялось бы в этих случаях и при отсутствии упоминания соответствующих статей в ст. 209 ЗоБС РК. Речь идет, в частности, о регулировании в ст. 77 ЗоБС РК порядка рассмотрения судом дел об усыновлении; в ст. 78 – порядка учета детей, подлежащих усыновлению. Поэтому статьи, которые приводятся в перечне п. 1 ст. 209 ЗоБС РК, следует разделить на две категории, выделяя те, которые определяют сферу действия рассматриваемой коллизионной нормы. Это правила, определяющие, во-первых, возможность лица быть усыновителем. Так, в Казахстане необходимо: учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя на работе, в быту, наличие судимости за умышленные преступления и т.п.), состояние его здоровья (отсутствие заболеваний, перечисленных в утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июня 1999 года Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), патронат), возраст, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком, а также материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей (абз. 2 пункта 13 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» от 22 декабря 2000 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2008 г. /3/. Во-вторых, в соответствии со ст. ст. 82-83 ЗоБС РК согласие родителей и, возможно, других лиц на усыновление ребенка (условия получения согласия, его форма, право отозвать согласие, возможность обойтись без такого согласия). В-третьих, согласие усыновляемого ребенка на усыновление (ст. 84 ЗоБС РК требует получения согласия детей, достигших 10 лет). В-четвертых, возможность ребенка быть усыновленным (ст. 76 ЗоБС РК). В-пятых, возможность отмены усыновления ребенка (ст. 96 ЗоБС РК). В перечне, предусмотренном в п. 1 ст. 209 ЗоБС РК, не упоминается регулирования имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка (ст. 86 ЗоБС РК), изменения даты и места его рождения (ст. 87 ЗоБС РК), записи усыновителей в качестве родителей усыновленного (ст. 88 ЗоБС РК), правовых последствий усыновления ребенка (ст. 89 ЗоБС РК), оснований и последствий отмены усыновления (ст. 95, ст. 98 ЗоБС РК). Распространяется ли на эти отношения действие казахстанского права в соответствии с коллизионной нормой п. 1 ст. 209 ЗоБС РК? Поскольку законодатель не ограничился общим указанием на применение казахстанского семейного права при усыновлении в Казахстане казахстанских детей иностранцами, а счел необходимым прямо указать на соответствующие статьи ЗоБС РК, едва ли можно распространять действие данной коллизионной нормы на отношения, выходящие за пределы приведенного списка статей. Особенно важен в связи с этим вопрос о праве, подлежащем применению к отмене усыновления, поскольку в некоторых странах (например, в Великобритании, Франции, США) предусмотрена не отмена усыновления по инициативе усыновителя, а переустройство ребенка в другую семью. На практике вопрос возникает при поступлении в казахстанские суды заявлений иностранцев-усыновителей об отмене усыновления, произведенного ранее казахстанским судом, в связи с определившейся невозможностью адаптации ребенка в их семье. На наш взгляд, из требования закона (п. 1 ст. 209 ЗоБС РК) о применении к отмене усыновления права страны гражданства усыновляемого вытекает, что казахстанские суды должны принимать решения об отмене усыновления с возвращением ребенка в детский дом.

Применение в соответствии с п. 1 ст. 209 ЗоБС РК казахстанского семейного права означает, очевидно, что должны быть выполнены требования казахстанского права. Если, например, необходимая разница в возрасте между усыновителем и усыновленным по иностранному праву составляет более 16 лет, не должны быть соблюдены требования этого, более строгого, иностранного закона. Иностранный закон может содержать иные требования к усыновителю, такие требования тоже не должны быть выполнены, за исключением случаев, если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые установлены ЗоБС РК (ст. 213 ЗоБС РК). Вопрос об усыновлении в Казахстане ребенка, являющегося иностранным гражданином, затрагивается в п. 2 ст. 209 ЗоБС РК. Однако общей коллизионной нормы этот абзац не содержит, указывая лишь на применение иностранного права в отношении требования согласия ребенка на усыновление и на обязательность получения согласия законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок. По смыслу этой нормы применению как общее правило подлежит, очевидно, казахстанское право (в данном абзаце речь идет только об усыновителях – казахстанских гражданах), а иностранное право – лишь в отношении согласия на усыновление. Исходя из принципа защиты интересов усыновляемых детей, закон (п. 4 ст. 209 ЗоБС РК) формулирует правило, имеющее общий ограничительный характер: независимо от гражданства усыновителя (следовательно, и от подлежащего применению права) при нарушении прав ребенка, установленных казахстанским законодательством и международными договорами Казахстана (например, Конвенцией о правах ребенка), усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке. Верховный Суд РК в постановлении «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъяснил, что под интересами ребенка при усыновлении следует, в частности, понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития (п. 13 упомянутого постановления). Усыновление при разном гражданстве его участников – многогранный процесс. Помимо проблемы применения права того или иного государства, решаемой в коллизионных нормах, возникают вопросы, связанные с процедурой усыновления, где вопрос о подлежащем применению семейном праве не встает. Порядок усыновления, в частности, рассмотрение судами дел об усыновлении, определяется казахстанским законодательством. Правовое положение (например, процессуальные права и обязанности) иностранного участника отношения (усыновляемого или усыновителя) подчиняется казахстанскому праву исходя из принципа предоставления иностранцам национального режима. Но специфика отношений по усыновлению с участием иностранцев потребовала и специального урегулирования. Следует только оговориться, что для случаев, когда речь идет об усыновлении казахстанских детей на территории РК иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с казахстанскими гражданами, закон делает исключение: усыновление производится в порядке, установленном для граждан РК, если иное не предусмотрено международным договором РК. Специальное регулирование существует на всех трех этапах процедуры международного усыновления:

— подготовительном (подготовка потенциального усыновителя, регистрация его в качестве кандидата в усыновители и подбор ребенка для усыновления);

— судебном (рассмотрение заявления об усыновлении конкретного ребенка и вынесение судебного решения);

— постсудебном (регистрация усыновления, постановка усыновленного ребенка на учет, последующий контроль за осуществлением усыновления и процессом адаптации ребенка в семье усыновителей) /4, с. 133/.

Первый этап в случае, когда потенциальные усыновители, проживающие за границей иностранцы, желающие усыновить (удочерить) детей – граждан Республики Казахстан, обращаются в уполномоченные органы РК (органы опеки и попечительства) через загранучреждения РК и представляют письменное заявление о желании усыновить (удочерить) ребенка; справку-разрешение от местных органов страны пребывания о личных нравственных качествах потенциальных родителей, разрешающую усыновление (удочерение) детей и подтверждающую наличие условий в будущей семье для нормального развития, воспитания и образования ребенка; справку о финансовой состоятельности; справку о семейном положении; медицинскую справку о состоянии здоровья; справку о наличии или отсутствии судимости.

Все указанные документы должны быть при необходимости легализованы в загранучреждениях РК и представлены вместе с заверенным переводом на государственный или русский языки.

При приеме документов от иностранцев консульское должностное лицо в обязательном порядке проверяет соответствие заявителей условиям, указанным в статьях 76, 79, 80 и 81 ЗоБС РК. В случае соответствия заявителя указанным условиям консульское должностное лицо ставит заявителя на учет в качестве лица, желающего усыновить (удочерить) детей, являющихся гражданами РК, посредством внесения в отдельный журнал сведений о заявителе, о его материальном и финансовом состоянии, адреса его проживания, даты поступления и отправления загранучреждением материалов по усыновлению (удочерению) в органы опеки и попечительства.

В случае несоответствия указанным условиям документы не принимаются, и разъясняются причины отказа.

Загранучреждения направляют материалы по усыновлению в двух экземплярах в Департамент консульской службы для дальнейшего препровождения в органы опеки и попечительства. Один экземпляр документов по усыновлению (удочерению) хранится в загранучреждениях РК (п. п. 2-4 Правил об учете иностранцев, желающих усыновить (удочерить) детей, являющихся гражданами РК, утвержденных приказом министра иностранных дел РК от 17 июня 1999 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.09.2008 г. /5/.

В то же время в Казахстане осуществляется подбор ребенка в Республиканском банке данных, который в соответствии с п. 10 Правил организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства РК от 9 сентября 1999 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.04.2002 г., формируется для сбора, обработки, накопления и хранения информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Республиканский банк данных о детях формируется на основе сообщений органов управления образованием областей, города республиканского значения и столицы центральным исполнительным органом в области среднего образования /6/.

Данный орган ведет централизованный учет этих детей, подбирает для обратившихся кандидатов в усыновители детей на основе сведений о них, выдает им направление в органы управления образованием областей, города республиканского значения и столицы для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о его усыновлении (п. 8 Правил централизованного учета детей). Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях.

Для обеспечения соблюдения приоритета казахстанских граждан, желающих усыновить ребенка, закон (п. 2 ст. 76 ЗоБС РК) устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (имеются в виду усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами РК) в семьи казахстанских граждан, постоянно проживающих на территории РК, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников. Данные ограничения соответствуют положениям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, которой признано, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Дети могут быть переданы на усыновление иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня их постановки на централизованный учет (п. 3 Правил передачи детей, являющихся гражданами РК, на усыновление иностранцам). Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата регистрации копии анкеты ребенка в центральном исполнительном органе РК в области среднего образования (п. 9 Правил централизованного учета детей). Обязательное личное участие иностранцев, желающих усыновить (удочерить) ребенка, в процессе усыновления (удочерения) не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

Иностранцы, претендующие на усыновление (удочерение) ребенка, могут въезжать в РК при наличии въездных виз РК. Визы на въезд или соответствующие им другие документы выдаются дипломатическими и консульскими представительствами РК или, в отдельных случаях, специально уполномоченными на то представителями РК. Основанием для выдачи виз являются приглашения принимающих сторон и разрешение уполномоченных на то органов РК, если иное не предусмотрено международными договорами РК. Иностранцы, претендующие на усыновление (удочерение) ребенка, обязаны лично ознакомиться с документами усыновляемого (удочеряемого) ребенка, подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. Иностранцы, претендующие на усыновление (удочерение) ребенка, имеют право получать подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников. Иностранцы, претендующие на усыновление (удочерение) ребенка, обязаны иметь с ребенком непосредственные контакты (личное знакомство с ребенком, его привычками, вкусами, особенностями характера; прогулки, игры и т.п.) не менее двух недель в месте постоянного проживания ребенка с соблюдением требований режима согласно положению соответствующего воспитательного, лечебно-профилактического учреждения в присутствии представителя органа опеки и попечительства, и в случае необходимости – переводчика. После определения ребенка, подлежащего усыновлению (удочерению), орган опеки и попечительства направляет запрос в центральный исполнительный орган в области образования для подтверждения факта нахождения данного ребенка на централизованном учете. Иностранцы, претендующие на усыновление (удочерение) ребенка, предоставляют органу опеки и попечительства, на территории которого находится ребенок, подлежащий усыновлению (удочерению), следующие документы: письменное заявление о желании усыновить (удочерить) ребенка, справку о финансовой состоятельности, семейном положении, состоянии здоровья, личных нравственных качествах потенциальных родителей выдаваемую иностранными агентствами. Орган опеки и попечительства по месту постоянного проживания (нахождения) усыновляемого (удочеряемого) ребенка представляет в суд заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка с указанием сведений о факте личного общения иностранца, претендующего на усыновление (удочерение), с этим ребенком (п. п. 5-12 Правил передачи детей, являющихся гражданами РК, на усыновление иностранцам).

Второй этап – судебное усыновление – регулируется положениями гл. 36-1 ГПК РК и гл. 12 ЗоБС РК.

Заявление об усыновлении или удочерении несовершеннолетнего ребенка подается гражданами (т.е. иностранцами), желающими усыновить ребенка, в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних по месту жительства (нахождения) ребенка. Если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образован специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних, отнесенные к его подсудности дела вправе рассматривать районный (городской) суд по месту жительства (нахождения) ребенка (ст. 317-1 ГПК РК). Заявление должно быть подписано лично усыновителем (усыновителями), подача заявления кем-либо в интересах усыновителей недопустима. Предусмотренный пунктом 3 статьи 76 ЗоБС РК двухнедельный срок непосредственного контакта иностранца с ребенком должен быть соблюден им до подачи заявления об усыновлении в суд. Заявление об усыновлении, поданное иностранцем до истечения этого срока, согласно части первой статьи 155 ГПК РК подлежит оставлению без движения, а в случае невыполнения требований, перечисленных в определении об оставлении заявления без движения, возвращается заявителю.

Принимая заявление об усыновлении, суд проверяет, соответствует ли заявление по форме и содержанию требованиям, предусмотренным статьей 150 ГПК РК. В случае усыновления ребенка иностранным гражданином суд обязан также истребовать от заявителя заключение об условиях жизни и возможности его быть усыновителем, выданное компетентным органом государства, гражданином которого он является, либо государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства, документ дипломатического представительства или консульского учреждения РК, подтверждающий регистрацию в указанных органах иностранного гражданина как лица, желающего усыновить ребенка – гражданина РК. При этом суд обязан удостовериться, что ребенок, об усыновлении которого ставит вопрос иностранный гражданин либо постоянно проживающий за границей гражданин РК, состоит на централизованном учете не менее трех месяцев.

Для проверки указанных требований закона суду следует истребовать данные о регистрации усыновляемого ребенка на первичный, региональный и централизованный учет. При рассмотрении дел об усыновлении детей – граждан РК иностранцами судам следует иметь в виду, что иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с гражданами РК (часть 2 статьи 413 ГПК РК). Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств, совершенные вне пределов РК по законам иностранных государств в отношении граждан РК или иностранных лиц, принимаются судами РК при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законом или международным договором РК. Судам следует иметь в виду, что под консульской легализацией понимается придание законной силы – засвидетельствование консулом своей подписью и печатью подлинности подписей на любом акте или документе, составленном в пределах его консульского округа и утвержденного местными властями. Консульская легализация совершается, когда документ, составленный за границей, должен быть предъявлен в стране, назначившей консула, и требуется по законодательству этого государства. Вместе с тем следует иметь в виду, что легализация документов не требуется в отношениях между государствами – участниками конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года), вступившей в силу для РК 30 января 2001 года /7/. В соответствии с требованиями статей 3, 5 настоящей конвенции вместо дипломатической или консульской легализации официальных документов в государствах – участниках конвенции в подтверждение подлинности подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе, компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен, проставляется апостиль. Если апостилированный документ, выданный иностранным агентством, имеет ограниченный срок действия, который истек к моменту его предъявления суду, то необходимо решить вопрос о непризнании такого документа допустимым доказательством. При проверке документов, подтверждающих право лица быть усыновителем, судам следует иметь в виду, что факт наличия либо отсутствия судимости должен быть подтвержден только компетентным органом страны проживания лица, желающего усыновить ребенка. Для подтверждения правильности перевода документов, представляемых лицами, желающими усыновить детей, судам при необходимости следует привлекать к участию в деле соответствующих специалистов. В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗоБС РК дела об усыновлении рассматриваются судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Лицо, желающее усыновить ребенка, приобретает права законного представителя ребенка лишь в случае удовлетворения судом его просьбы и только после вступления решения в законную силу (пункт 2 статьи 77 ЗоБС РК). Учитывая изложенное, судам следует иметь в виду, что не могут быть рассмотрены одновременно с заявлением об усыновлении требования заявителя о защите имущественных прав ребенка (например, о праве собственности ребенка на движимое или недвижимое имущество, перешедшее ему в собственность по договору дарения, в порядке наследования либо приватизации жилья и др.). Дела об усыновлении ребенка рассматриваются с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства. Кроме того, в целях максимального учета интересов ребенка суд должен привлечь к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его близких родственников при отсутствии родителей, представителей учреждения, в котором находится оставшийся без попечения родителей ребенок, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет (статьи 82 и 84 ЗоБС РК, статья 9 Конвенции о правах ребенка). Если суд придет к выводу о целесообразности опроса в судебном заседании усыновляемого ребенка, достигшего 10 лет, для выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу, то суду следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства, с тем чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия. При опросе необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения, и как он его обосновывает. В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления (статья 91 ЗоБС РК), суд в соответствии со статьей 19 ГПК РК по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. Разрешая по существу требования об усыновлении, суду необходимо обсуждать вопрос о том, нет ли оснований, исключающих для заявителя возможность быть усыновителем (пункт 2 статьи 80, пункт 1 статьи 81 ЗоБС РК).

Исходя из требований статьи 81 ЗоБС РК о необходимости разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком не менее 16 лет, судам следует иметь в виду, что законом допускается сокращение разницы в возрасте по причинам, признанным судом уважительными (нахождение в родственных отношениях, или ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, и считает его своим родителем, и т.п.). При наличии у ребенка родителей их согласие является обязательным условием усыновления. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления. Согласие на усыновление, данное родителем в суде, должно быть отражено в протоколе и подписано им лично, а также отражено в решении. Однако, исходя из приоритета прав родителей, следует учесть, что любой из них может до вынесения решения отозвать данное им ранее согласие на усыновление независимо от мотивов, побудивших его сделать это (статья 82 ЗоБС РК). В этом случае судом постановляется решение об отказе в удовлетворении требования об усыновлении. Требование закона о согласии родителей на усыновление ребенка распространяется и на детей, имеющих родителей (родителя) и находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, воспитательных, лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, кроме случаев, предусмотренных статьей 83 ЗоБС РК. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 статьи 69 ЗоБС РК усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав. Отказ опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителей указанных выше учреждений дать согласие на усыновление, в отличие от отказа родителей, не препятствует положительному разрешению судом вопроса об усыновлении, если этого требуют интересы ребенка (пункты 1, 4-6 статьи 82 ЗоБС РК). При усыновлении ребенка одним из супругов требуется письменное согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами (статья 85 ЗоБС РК). Исключение составляют случаи, когда судом, рассматривающим заявление об усыновлении, будет установлено, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года, и место жительства супруга заявителя неизвестно. Указанные обстоятельства могут быть установлены средствами доказывания, предусмотренными статьей 64 ГПК РК, а также вступившим в законную силу решением суда о признании этого супруга безвестно отсутствующим. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья). В силу требований пунктов 1 и 2 статьи 89 ЗоБС РК усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству полностью приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновленные дети утрачивают указанные выше права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и другим родственникам. Упомянутые правовые последствия наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка. Исключение составляют случаи, когда один из родителей усыновленного ребенка умер, и близкие родственники со стороны этого родителя, исходя из интересов ребенка, просят о сохранении прав и обязанностей родственников умершего по отношению к усыновленному. Судом также могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности одного из родителей в случае, когда ребенок усыновляется только одним лицом, и об этом просят отец, если усыновитель – женщина, или мать, если усыновитель – мужчина (пункт 3 статьи 89 ЗоБС РК). О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка. В резолютивной части решения об усыновлении необходимо указывать об удовлетворении требования об усыновлении ребенка заявителем, а также о необходимости внести соответствующие изменения в запись акта о рождении, в том числе о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителя в книге записей рождений, если такая просьба содержится в заявлении и дано согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка, а также о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя, если эти вопросы были положительно разрешены судом по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц. Вступившее в законную силу решение суда направляется в орган записи актов гражданского состояния по месту нахождения суда для государственной регистрации усыновления ребенка, а также в орган опеки и попечительства. При этом следует обратить внимание судов на то, что изменение национальности ребенка при усыновлении не входит в компетенцию суда и определяется в соответствии со статьей 57 ЗоБС РК. Права и обязанности усыновителя (удочерителя) и усыновленного (удочеренного) ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка. Органы опеки и попечительства передают усыновленного (удочеренного) ребенка по предъявлению усыновителем (удочерителем) паспорта и решения суда. В целях защиты прав и законных интересов усыновленных (удочеренных) детей контроль за условиями их жизни и воспитания осуществляется посольствами или консульскими учреждениями РК в соответствии с действующим законодательством РК. На консулов возложена гарантированная Конституцией РК (п. 2 ст. 11) защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РК и усыновленных иностранными гражданами. В соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., в которой участвует более 150 государств, в том числе Казахстан, к числу консульских функций относятся, в частности, защита в государстве пребывания интересов граждан представляемого государства в пределах, допускаемых международным правом, и охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства (ст. 5 конвенции) /8/.

В соответствии с Инструкцией по постановке на учет детей, являющихся гражданами РК, переданных на усыновление иностранцам, постановка детей на консульский учет осуществляется до выезда из Республики Казахстан в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан (МИД РК). 3а постановку детей на консульский учет взимается консульский сбор в размерах, определяемых налоговым законодательством РК. Для постановки детей на учет усыновители (удочерители) представляют следующие документы:

1) заявление о постановке на консульский учет усыновленного (удочеренного) ребенка;

2) национальный паспорт Республики Казахстан ребенка с разрешительной записью органов внутренних дел на выезд на постоянное место жительства за границу;

3) документы, удостоверяющие личность усыновителей (удочерителей);

4) две фотографии ребенка;

5) нотариально заверенные копии свидетельства о рождении ребенка; свидетельства об усыновлении (удочерении).

Обязательное личное участие усыновителей (удочерителей) в процессе постановки детей на учет не лишает их права иметь своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика. Сведения о детях заносятся в журнал по учету детей – граждан РК, усыновленных (удочеренных) иностранцами, а также в персональную карточку учета детей. Постановка на учет производится Министерством иностранных дел путем проставления штампа в паспорте ребенка с указанием порядкового номера, даты, а также печати и подписи должностного лица. МИД РК информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение РК, находящееся в государстве дальнейшего пребывания ребенка о произведенной постановке на учет. При получении данной информации консульское должностное лицо в государстве пребывания ребенка производит соответствующую запись в журнале по учету детей.

При наличии в паспорте ребенка штампа МИД РК о постановке на учет проставление дополнительного штампа о консульской регистрации консульского учреждения не требуется. Выезд детей из РК осуществляется приемными родителями при наличии в паспорте разрешительной записи органов внутренних дел РК на выезд на постоянное жительство за границу, а также штампа МИД РК о постановке на учет. Консульское должностное лицо РК в пределах консульского округа осуществляет контроль за детьми, переданными на усыновление (удочерение) иностранцам, а также до достижения совершеннолетия посещает усыновителей (удочерителей) с целью проверки соответствия условий проживания и воспитания ребенка. МИД РК ежемесячно направляет в Министерство образования и науки РК списки детей, поставленных на учет. В случаях если установлено, что усыновители (удочерители) уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным (удочеренным) ребенком, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ним, покушаются на половую неприкосновенность, консульское должностное лицо незамедлительно информирует МИД РК и принимает меры по защите прав и интересов ребенка в пределах, допускаемых международным правом. При перемене места проживания ребенка усыновители (удочерители) информируют об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, посредством письменного уведомления о перемене места жительства усыновленного (удочеренного) ребенка – гражданина РК. При получении уведомления о перемене места жительства ребенка внутри государства консульское должностное лицо производит соответствующую запись в журнале по учету детей. При перемене государства проживания ребенка консульское должностное лицо производит запись о снятии с учета в журнале по учету детей, при этом в паспорте ребенка штамп о снятии с учета не ставится. Информация об изменениях в учетных данных направляется в консульское учреждение в государстве дальнейшего проживания ребенка, а также в МИД РК. При обращении усыновителей (удочерителей) с заявлением о постановке на учет ребенка, прибывшего в иное государство жительства, консульское должностное лицо осуществляет проверку на наличие соответствующей информации и вносит данные в журнал по учету детей. В случае отсутствия информации о переезде ребенка консульское должностное лицо обязано запросить консульское учреждение по месту прежнего проживания ребенка или МИД РК. Судам следует иметь в виду, что ЗоБС РК предусмотрены основания как отмены усыновления, так и признания усыновления недействительным. Правом требовать отмены усыновления ребенка в соответствии со статьей 97 ЗоБС РК обладают его родители, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор в интересах ребенка. Требование об отмене усыновления может быть поставлено при наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 95 ЗоБС РК. При этом необходимо обратить внимание судов на то, что требование должно быть именно об отмене усыновления, а не о лишении родительских прав, поскольку родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей. Согласия ребенка на отмену усыновления в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 95 ЗоБС РК, не требуется. Суд, исходя из требований пункта 2 статьи 95 ЗоБС РК, вправе отменить усыновление ребенка, и при отсутствии виновного поведения усыновителя, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести: не сложившиеся взаимоотношения между усыновителем и усыновленным в силу их личных качеств; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он сильно привязан, не может их забыть, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии, и т.п. Заявление об отмене усыновления рассматривается судом в порядке искового производства с обязательным привлечением органа опеки и попечительства, а также прокурора (пункт 2 статьи 96 ЗоБС РК). В соответствии со статьей 92 ЗоБС РК усыновление признается судом недействительным в случаях:

— принятия решения об усыновлении на основе подложных документов;

— совершения усыновления без согласия родителей, которое по закону было обязательным (статья 82 ЗоБС РК);

— усыновления лицом, состоящим в браке, без согласия другого супруга;

— нарушения положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 80 ЗоБС РК.

Требование о признании усыновления недействительным вправе предъявить родители усыновленного, супруг усыновителя, лица, права которых нарушены усыновлением, прокурор, орган опеки и попечительства. Судам необходимо учитывать, что в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка выписка из этого решения должна быть направлена судом в орган записи актов гражданского состояния и в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка, а выписка из решения суда об отмене усыновления и признании усыновления недействительным в такой же срок должна быть направлена в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления (пункт 2 статьи 77 и пункт 3 статьи 96 ЗоБС РК). При наличии исключительных обстоятельств, непосредственно затрагивающих интересы ребенка, суд в соответствии со статьей 238 ГПК РК вправе по просьбе заявителя обратить решение к немедленному исполнению, изложив мотивы, по которым он пришел к выводу о необходимости немедленного исполнения решения суда (например, требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения или оперативного вмешательства, и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка). Если при рассмотрении дел об усыновлении или об отмене усыновления суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признаки преступлений, он, исходя из требований части 3 статьи 253 ГПК, должен сообщить об этом прокурору. Есть еще один аспект усыновления с участием иностранцев – это признание в Казахстане вынесенных за границей решений. Возможны случаи, когда дети – казахстанские граждане усыновляются иностранными гражданами за границей. При этом в качестве усыновителей обычно выступают иностранные граждане, вступившие в брак с женщинами, имеющими ребенка от первого брака, отец которого проживает в Казахстане. Казахстанское законодательство (п. 3 ст. 209 ЗоБС РК) допускает признание произведенного за границей (органом государства, гражданином которого является усыновитель) усыновления ребенка – казахстанского гражданина, проживающего за пределами Казахстана, при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по месту его проживания или его родителей (одного из них) до выезда за пределы территории РК. Хотя ст. 209 ЗоБС РК об этом не говорит, в Казахстане, очевидно, признаются действительными и усыновления, произведенные за границей в отношении иностранных граждан, – это вытекает из ст. 426 ГПК РК, согласно которой в Казахстане признаются решения иностранных судов относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение.

Порядок и условия признания за границей решений казахстанских судов об усыновлении зависят от соответствующего иностранного законодательства – в одних странах для признания требуется специальная процедура, в других признание осуществляется путем регистрации. Например, по законам штатов Айова, Вирджиния и Род-Айленд (США) усыновление считается юридически завершенным, т.е. признанным окончательно, только после решения американского суда. В Швейцарии также усыновление считается законченным после принятия решения швейцарским судом. В Италии усыновители по возвращении в эту страну предъявляют иностранное решение об усыновлении в суд по месту своего жительства для регистрации в итальянских органах ЗАГСа. Вопросы усыновления, в особенности усыновления казахстанских детей иностранцами, имеют сейчас большое практическое значение. Подавляющее большинство усыновлений касается США, значительно меньше – Испании, Франции, Канады, Италии и других стран. Суды испытывают затруднения в связи с необходимостью установления содержания иностранного закона, оценкой документов, составленных за границей. Нередко суды допускают погрешности в установлении юридически значимых обстоятельств и формально относятся к исследованию представленных доказательств, не всегда соблюдается ими «приоритетность» усыновления детей, являющихся казахстанскими гражданами, а также преимущество родственного воспитания. Отмечается неблагополучие и в отношении документов, представляемых казахстанской стороной. Предлагается расширение перечня заболеваний, препятствующих усыновлению, и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Предлагается также установить максимальный предельный возраст кандидатов в усыновители, чтобы у них с учетом возраста и состояния здоровья была реальная возможность содержать и воспитывать усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия /9, с. 37-39/. В упомянутом постановлении Верховного Суда РК значительное внимание уделено вопросам порядка усыновления с участием иностранцев. Говоря о применении к усыновлению иностранного права, нельзя не заметить, что казахстанские суды часто ограничиваются применением п. 1 ст. 209 ЗоБС РК, то есть ссылаются только на казахстанское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства. Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Необходимо проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства.

 

Литература

1. Нечаева А.М. Усыновление детей иностранцами в Российской империи. А.М. Нечаева. Российская юстиция. 2002. № 10. С. 63-65.

2. Дюжева О.А. Проблемы законодательства о международном усыновлении. О.А. Дюжева. Государство и право. 1995. № 6. С. 40-47.

3. О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2000 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2008 г.). Информационная система «Параграф».

4. Залунина Н.Б. Международное усыновление: законодательство и практика его применения. Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2004. С. 133.

5. Правила об учете иностранцев, желающих усыновить (удочерить) детей, являющихся гражданами РК: утверждены приказом министра иностранных дел РК от 17 июня 1999 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.09.2008 г.). Информационная система «Параграф».

6. Правила организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства РК от 9 сентября 1999 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.04.2002 г.). Информационная система «Параграф».

7. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года). Информационная система «Параграф».

8. О консульских сношениях. Венская конвенцией от 24 апреля 1963 г. Информационная система «Параграф».

9. Кебец И. Рассмотрение дел об усыновлении детей иностранными гражданами. Кебец И. Законность. 2006. № 9. С. 37-39.

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz